Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профессиональные качества современного педагога-воспитателя

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Профессиональные качества современного педагога-воспитателя

В процессе реализации воспитательно-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации от педагога-воспитателя зависит развитие личности воспитанников, их здоровья. В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. Вследствие специфики детского возраста – впечатлительность, легкая внушаемость, эмоциональность – педагогическое воздействие педагог-воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и другими специальными способностями, но и личностными свойствами. В этой связи актуально высказывание К. Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться па личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности [4].

Для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли ключевых компетентностей – профессионально важных качеств личности.

Профессиональные качества современного педагога-воспитателя – это «необходимые условия для успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, они определяют успешность обучения в установленные сроки и эффективность профессиональной деятельности» [4]. Для того чтобы работать воспитателем, необходимо обладать определенными качествами. Современный педагог-воспитатель должен быть внимательным и трудолюбивым, терпеливым и отзывчивым, уметь заинтересовать и вовлечь детей в какую-то игру или другое занятие. Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности.

Современный педагог-воспитатель – это грамотный специалист, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного педагога-воспитателя, делает эту профессию интересной, социально востребованной.

Современный педагог-воспитатель должен творчески мыслить, быть способным к генерации новых идей, легко приспосабливаться к изменениям в обществе. Основными признаками профессиональной готовности педагога-воспитателя к педагогической деятельности являются: осознание значимости своей профессии; сформированная гуманистическая направленность личности; социальная ответственность; умение ставить четкие цели; владение инновационными методиками. Целью деятельности педагога-воспитателя является создание среды для реализации перспектив развития ребенка. В данном случае результатом деятельности педагога-воспитателя будет реализация данной цели, который диагностируется соотнесением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению. Организация взаимодействия педагога-воспитателя с воспитанниками, направленного на усвоение социального опыта, является предметом педагогической деятельности.

Современный педагог-воспитатель отличается гражданской ответственностью и социальной активностью, профессиональной и человеческой самоотверженностью, бескорыстием и преданностью выбранному делу. Современные воспитатели имеют профессиональное образование, стремятся к повышению своего профессионального уровня.

Современный педагог-воспитатель – это не только человек, обладающий определённой специальной, профессиональной подготовленностью, это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, человек, который ищет путь к понимаю детей, кто осознанно стремится к тому, чтобы помочь ребенку прожить счастливое детство и найти свой путь к успешной жизни, кто стремится к осуществлению своей педагогической миссии [1].

Выбор профессии педагога-воспитателя должен быть основан, прежде всего, на любви к маленьким детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них это более, чем способами достижения. Приоритет личности педагога-воспитателя связан с его ответственностью перед возрастными особенностями детей. Из необходимых профессиональных качеств педагога-воспитателя хотелось бы выделить: добросовестность, настойчивое желание, инициатива, терпение и выносливость. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет делать, рисовать, хорошо петь, обладает актерскими навыками. В этом случае воспитанникам всегда будет интересно. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, работы с полной занятостью свыше – необходимые условия достижения высокой квалификации педагога-воспитателя.

Сегодня общество предъявляет более высокие требования к каждому индивидууму в связи с эволюционированием науки и техники, преобразованием формы общественных отношений. Этим вызвана необходимость в беспрестанном развитии и совершенствовании профессиональных качеств педагога-воспитателя. Сегодня особо значимыми являются качества, которые еще не так давно считались не столь важными для успешного овладения педагогической профессией. Среди этих качеств присутствуют и организационные качества. В структуре личности педагога-воспитателя они являются необходимым компонентом, который способствует полноценной и целесообразной реализации педагогического процесса.

Немаловажная роль дошкольного периода развития в процессе становления личности предъявляет к педагогу ряд нестандартных требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Условиями успешного выполнения педагогической деятельности является ряд качеств, относящихся к различным сторонам личности педагога:

– способность к передаче детям знаний в краткой интересной форме;

– способность понимать воспитанников, базирующаяся на наблюдательности;

– самостоятельный и творческий склад мышления;

– находчивость или быстрая и точная ориентировка.

Профессиональными качествами педагога-воспитателя хотелась бы назвать педагогически волевое влияние на детей; способность организовать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; наблюдательность; педагогическую требовательность.

Главным достижением педагога-воспитателя считаю призвание. Это значит – хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним; быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть. Беречь его и стараться делать всё, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдёт детство ребёнка, зависит и его дальнейшая взрослая жизнь.

Анализ научных источников и нормативно-правовых документов, в том числе ФГОС дошкольного образования, Профстандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), требований к аттестации воспитателей дает нам основание представить портрет современного педагога-воспитателя как специалиста, в совершенстве владеющего соответствующими компетентностями во всех сферах образовательной деятельности: личностных качеств, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения ИКТ, разработки образовательных программ и программ деятельности, принятием педагогических решений, организации образовательной деятельности в форме, свойственной детям дошкольного возраста. В контексте существующих компонентов педагогической культуры (ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого) особо ценными для педагога-воспитателя являются нравственно-этические качества: доброта, чуткость, любовь к детям, справедливость, ответственность, добросовестность, креативность и др. Все эти качества будут иметь устойчивую смысловую направленность лишь в том случае, если педагог способен посредством определенных трудовых действий применить их в своей педагогической деятельности. Принимая во внимание данные идеи, мы считаем возможным рассматривать личность педагога-воспитателя в русле идей деятельностного подхода, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимное влияние (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. А. Рубейштейн, Г. В. Суходольский, Б. М. Теплов и др.). Современный педагог-воспитатель дошкольной образовательной организации является одним из основных «сценаристов» развития личности ребенка в течение всего дошкольного детства. Его персональное пространство проектирует и определяет специфику личностных новообразований ребенка как субъекта образовательного процесса.

Именно воспитатель осуществляет стимулирование и поддержку поступательного личностного развития и непрерывного духовного роста воспитанников. Эта особенность деятельности педагога-воспитателя фокусирует внимание исследователей на процессе личностного развития педагога, творческий потенциал которого обеспечивает возможность реального вклада в развитие потенциальных способностей взаимодействующих с ним детей с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

В основе профессиональной деятельности педагога-воспитателя лежит его умение взаимодействовать с ребенком, с детским коллективом, именно здесь он по-настоящему является носителем человеческих ценностей и смыслов, ставит их в основу своего отношения к другим. Во взаимодействии с детьми педагог чувствует себя причастным детству, бережно и уважительно относится к личности ребенка и его самостоятельности.

В процессе взаимодействия с детьми педагог проявляет всю глубину личностного в себе. Взаимодействие с детьми должно порождать пространство детско-взрослой общности, в котором проявляются и пересекаются ценности и смыслы детей и взрослых, возникает общее ценностно-смысловое пространство, значимое для участников и задающее эталон человеческого общения, выстраиваемого на основе гуманистических ценностей. Педагог в детско-взрослой общности поддерживает естественные процессы самодвижения и самоорганизации, самостоятельные действия детей, их стремлений проявить себя, лучше понять себя и других.

Знания о профессиональных качествах, необходимых для успешности профессиональной деятельности педагога-воспитателя в образовательном пространстве дошкольных организаций, нужны для того, чтобы педагог на том или ином этапе профессионального становления смог сам наметить пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации или вытеснения отрицательных. Требования к профессионально-личностным качествам педагога на современном этапе постоянно находятся в развитии, поскольку развивается и образование, и общество, частью которого является образование. Одним из подходов к повышению качества современного дошкольного образования видим в удовлетворении основных потребностей дошкольников (признание, познание, общение, любознательность, самостоятельность, активность и др.), а также в таких характеристиках педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, как целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность и процессуальность, результативность.

Нельзя забывать, что дети больше всего ценят в воспитателях доброту, ласку, умение организовать игры, рассказывать что-то интересное, учить чему-то новому, терпение к тому, что выражает ребенок, умение хранить секреты, внешнюю привлекательность (ведь малыши интуитивно тянутся ко всему красивому и хотят подражать этой красоте) и др. педагоги должны быть заботливы и сосредоточены на детях, прагматичные, знающие, полны энтузиазма и высокоорганизованные, но гибкие и не лишены романтики. У современного педагога-воспитателя не должен пропадать интерес к педагогической профессии, ее привлекательности, желание общаться с детьми, мотивы личностного роста, общесоциальные мотивы.

В заключении хотелось бы добавить, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностным и профессиональным качеством педагога-воспитателя, так как это качество прежде всего обеспечивает эффективность педагогической деятельности.

Список литературы

Бобер, Е. А. Специфика профессиональных личностных особенностей как фактор качества подготовки специалиста [Текст] / Е. А. Бобер // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 460-463.

Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

Недосека, О. Н. Психологический портрет современного воспитателя детского сада / О. Н. Недосека. – М. : НОУ ВПО МПСУ, 2012. – 96 с.

Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.

Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. – Минск : Вышэйная школа, 1986. –157 с.

Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога [Текст] / В. В. Сериков // Педагогика. – 2010. – № 5. – С.29-37.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области