Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Лира»
Мастер – класс для педагогов
Геоборд как средство развития сенсорных, логико-математических, творческих и речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Воспитатель:
Ракутина Елена Владимировна
Оса 2020 г
Цель:
Распространение и передача передового опыта в процессе активного общения.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с геобордом, одним из средств развития сенсорных, логико-математических, творческих и речевых способностей детей среднего дошкольного возраста.
2.Дать методические рекомендации педагогам по использованию геоборда в разных видах образовательной деятельности.
3.Вовлечь педагогов в практическую деятельность по созданию геоборда своими руками, опробировать практические приемы работы на геоборде.
Краткое описание мастер –класса: В ходе мастер-класса участникам будут продемонстрированы приемы игры на геоборде. Педагоги получат возможность повысить уровень своей профессиональной компетентности по развитию сенсорных, логико-математических, творческих и речевых способностей детей среднего дошкольного возраста.
Участники мастер-класса освоят методы и приемы работы на геоборде.
Необходимое оборудование и материалы для проведения мастер-класса:
Ноутбук, проектор, математический планшет, геоборд на каждого участника мастер- класса.
Ожидаемые результаты:
1.Педагоги освоили методические приемы использования геоборда в разных видах деятельности.
2. Научились делать геоборд своими руками.
3.Участники активно обмениваются опытом по развитию сенсорных, логико-математических, творческих и речевых способностей детей среднего дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Б.Б.Финкельштейн. Учебно-игровое пособие «Математический планшет».Санкт-Петербург 2014 г.
2.Т.Ф.Романевич. «Математические игры для дошкольников».
Павлодар 2016 г.
3.Ю.А.Давыденко. «Интеллектуальное развитие дошкольников через логические математические игры».
Москва 2012 г.
Ход мастер-класса
I.Теоретический этап
(Слайд №2)Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении детей с 3 лет, дошкольников и даже младших школьников. Это приспособление стало известно еще в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику КалебуГаттегно, создавшему первое «поле для рисования резиночками» с 25 штырьками.
Геоборд - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, познавательному развитию, а также развитию творческих способностей.
Игра хороша тем, что в нее можно играть вместе с ребенком: давать задания и следить за их выполнением, а можно оставить ребенка с ней наедине – пусть творит, фантазирует и моделирует.
(Слайд №3)В процессе взаимодействия с планшетом развиваются познавательные процессы, малыш учится решать свои задачи, исходя из данных условий: конкретного количества штырьков, определенного расстояния между ними. Он идеален для изучения и запоминания нового. Создавая те или иные изображения на геоборде у ребёнка это откладывается надолго!
(Слайд №4)Незаметно в процессе игры ребенок учится математике: он определяет середину поля или середину одной из сторон – считает. Называет цвета резиночек, озвучивает, куда он будет их крепить, тем самым решаются задачи пространственных отношений. Размечает поле на отдельные участки – познает понятия частей и целого, получает представление о симметрии и т.д. Называет геометрические фигуры, из которых получилось изображение. Пусть дошкольнику еще не известны названия этих действий – полученные навыки помогут легче усваивать математику в школе.
(Слайд №5)Во время занятий с геобордом взаимодействуют оба полушария мозга.Геоборд развивает когнитивные (познавательные) способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память. Способствует развитию речи и развитию мелкой моторики рук.Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его речь и дальнейшее развитие. Для нас это очень актуально, так как в нашей группе 11 детей ОВЗ с ТНР.
Геоборд способен успокоить самого шустрого непоседу. Ребёнок с удовольствием, часами мастерит что-то на геоборде, воспитывается усидчивость и волевые качества.
(Слайд №6)Во время игр в планшет дети учатся взаимодействовать друг с другом. Придумывать сюжет изображения, подбирать материалы, обговаривают способ прикрепления резиночки, выбирать место на планшете, где будет располагаться изображение. Помогают друг другу успешно выполнить задания педагога.
(Слайд №7)Во время игр с Геобордом соблюдаем дидактические принципы. Ребенок самостоятельно организует игру в свободное время. С помощью цветных схем познаем окружающий мир, используя разные материалы проявляет свои знания и творчество.
(Слайд №8)Игру с Геобордом можно организовать как самостоятельно, так и с педагогом. Дети любят играть вместе, выполняя коллективные изображения.Также планшет используем во время образовательной деятельности:
-в вводной части ОД для формирования мотивации;
-в заключительной части ОД для упражнения и закрепления материала.
(Слайд №9)В сентябре 2017г.и марте 2018г. были проведены срезы по формированию элементарных математических представленийпо темам, дети показали следующие результаты:
«Размер»-высокий уровень вырос на 43%;
«Количество»-высокий уровень вырос на 39%;
«Пространственные отношения»-высокий уровень вырос на 40%;
«Геометрические фигуры»-высокий уровень вырос на 40%.
В результате мы видим, что показатели высокого уровня увеличились, в зависимости от темы, от 39% до 43%. Таким образом, считаю что работа с Геобордом эффективна, приносит положительные результаты.
II. Практический этап:
(Слайд №10)Предлагаю Вам перейти от теории к практике
Сейчас Геоборды начали продаваться в магазинах, но найти их не так-то легко, размеры покупных Геобордов скромные, а вот цены на обычную доску с гвоздиками непомерно завышены. При этом совсем несложно сделать эту игрушку своими руками. Плюс самостоятельного изготовления не только в экономии финансов, но и в том, что можно сделать планшет любого размера, а ведь чем больше геоборд, тем больше возможностей он предоставляет.
-об истории появления в нашей группе.
- мастер-класс изготовления геоборда своими руками;
- правила безопасной игры на геоборде;
- способы прикрепления резинок. (3 способа)
(Слайд №11)Схемы и дополнительные материалы. (Цветные и черно-белые.)
(Слайд №12)Математическая игра «Подели пополам».
(Слайд №13)Математическая игра «Вверху и внизу».
(Слайд №14)Развивающая игра «Чудесные превращения».
(Слайд №15)Игра «Веселый счет».
(Слайд №16) Игра «Изобрази отгадку». Например:
-От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)
- Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
(Слайд №17)Игра «Большой-маленький».
(Слайд №18)Игра «Столбики».
(Слайд №19)Игра «Линии».
(Слайд №20)Игра «Угадай и проверь».
(Слайд №21)Перспектива на будущее...
Создание буквенных и цифровых геобордов.
(Слайд №22)Схемы и картинки.
(Слайд №23)Я сегодня вам рассказала о том, что такое Геоборд, как им пользоваться.
III. Заключительный этап. Рефлексия. Надеюсь, и вы найдете применение такого многофункционального пособия в своей образовательной деятельности.



