Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий музыкально-литературного вечера к празднику Победы «Свеча вечной памяти»

Цель патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе художественно-эмоционального воздействия. Задачи - сформировать представление о подвигах героев Великой Отечественной войны - развить интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку - Способствовать нравственному, патриотическому воспитанию обучающихся - - Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБУ ДО «ДМШ № 14» г. Казани

Сценарий музыкально-литературного вечера

к празднику Победы

«Свеча вечной памяти»

Методическая работа

преподавателя Гиниятуллиной Н. В.

Казань, 2019 г.

Пояснительная записка.

«Кто сказал, что надо бросить 

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!»

Многовековая история нашего государства богата примерами мужества, героизма и подвигов народов России, совершенными в лихие годы тяжелых испытаний в боях за свободу и независимость нашей Родины. Уже давно отгремели последние орудийные залпы. Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но эхо этой войны до сих пор не затихает в людских душах. Память о павших в войне будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны - без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего. Перед нами стоит важнейшая задача – сохранить эту память на долгие годы. Мы обязаны все это помнить.

Самоотверженный труд деятелей культуры ещё одна страница Великой Отечественной войны, которую мне захотелось полистать. Ведь среди тех, кто встал в ряды защитников Родины против фашизма, были и деятели культуры писатели, поэты, композиторы, артисты. Кто-то ушел на фронт и с оружием в руках защищал Родину, кто-то со своим творческим «оружием» способствовал укреплению народного патриотизма, осознанию смертельной опасности, нависшей над Отечеством и готовности к самопожертвованию ради Победы над врагом. Ведь творчество композиторов-песенников в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом. Наряду с песнями рождалась и классика отечественных композиторов в разных формах и жанрах. Среди них Седьмая симфония Д. Шостаковича, созданная в 1941 году и получившая название «Ленинградская». Это – одно из значительнейших произведений мировой музыкальной литературы. 

Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 72 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. Исполнителями и зрителями являются учащиеся 3 - 8 кл. музыкальной школы.

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе художественно-эмоционального воздействия.

Задачи:

сформировать представление о подвигах героев Великой Отечественной войны;

развить интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку;

Способствовать нравственному, патриотическому воспитанию обучающихся; Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофоны.

Для проведения мероприятия были использованы: литературно-музыкальная композиция, мультимедийная презентация, фрагменты документальных фильмов, аудиозаписи.

Основной текст читает ведущий вечера.

Основная часть.

Здравствуйте, дорогие друзья, дорогие гости. Наш сегодняшний вечер мы посвящаем празднику Великой Победы и всем тем, кто помнит…

Видеосюжет «Аист на крыше»

(На фоне видео заходят дети-чтецы в солдатской форме, в руках свеча, ставят свечи по очереди на стол ведущего, садятся в зал.)

В этом году наша Родина, а вместе с ней и весь мир отмечает 72 года со дня Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Она вошла в нашу жизнь ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, замученных в лагерях смерти. Война оставила след почти в каждой семье. Двадцать семь миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая, потому что память – главный враг войне. К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, Германия начала войну против советского народа.

Стихотворение Б. Окуджавы - «Июнь… Клонился к вечеру закат» (Чтец 1)

Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится всё в 45- м, в мае.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Видеосюжет – «Все еще живы»

Стихотворение К.М. Симонова - «Тот самый длинный день в году» (Чтец 2)

Тот самый длинный день в годуС его безоблачной погодойНам выдал общую беду -На всех. На все четыре года.Она такой вдавила след,И стольких наземь положила,Что вот уж семь десятков летЖивым не верится, что живы.

Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. В военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили даже со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну. В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало «всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

Музыкальный номер. Даниил и Дмитрий Покрасс «Три танкиста».

Стихотворение Б. Окуджавы - «До свидания, мальчики» (Чтец 3)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:стали тихими наши дворы,наши мальчики головы подняли -повзрослели они до поры,на пороге едва помаячилии ушли, за солдатом - солдат...До свидания, мальчики!Мальчики,постарайтесь вернуться назад.

Видеосюжет «Священная война»

В августе 41 года город Ленинград оказался в блокаде, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того, как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от голода и холода. Город, заложенный Петром Великим, был приговорён к полному уничтожению.

Музыкальный номер. Листов К. «В землянке».

Но враг не знал, что в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанные нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!

Концерт начался! И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор сказал Ленинграду:

"Вниманье! Играет блокадный оркестр!.. " 

Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.  Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил на фашистские батареи лавину огня, обеспечив восемьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии.

Видеосюжет «Шостакович»

В 41 году наравне со всеми ушёл на фронт и наш земляк – татарский композитор Фарид Яруллин, и в 43 году он погиб в расцвете жизненного и творческого пути. Композитору было тогда всего 29 лет.

Зима 41-42 годов была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тысячи человек. В январе-феврале ещё больше. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Дорога жизни шла по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули, бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили из осаждённого города обессиленных и измученных людей. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в кольце фашистской обороны был пробит коридор шириной до 11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.

Стихотворение В.Н. Соловьева - «Полустанок» (Чтец 4)

Вокзал был тихим, маленьким и грустным.Жевали с хрустом лошади овёс.Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,И задрожали рельсы от колёс.И лопнуло мгновенно напряженье,Хлестнуло в сердце жарким и тугим,И с дрожью взвился женский голос: - Женя!А как же мы? Себя побереги! –А он пошёл, уже солдат России,К теплушкам, к погрустневшим землякам,И сыновья с ним рядышком, босые,По-взрослому шагали по бокам.А женщина осталась, небольшая, -С неё печаль бы русскую писать!Она в карманах суетливо шаритИ всё платка не может отыскать.И в толкотне ей удалось всмотреться –Целует муж заплаканных ребят…И сквозь посёлок, словно через сердце,Ушёл состав в пылающий закат.

3. Музыкальный номер. Музыка неизвестного автора «Огонёк».

Видеосюжет «Варварство»

На оккупированных фашистами территориях было много концлагерей. Лагеря смерти создавались гитлеровцами на оккупированной территории СССР для массового уничтожения советских людей, подавления их сопротивления, использования их для принудительного труда. Во всех фашистских лагерях смерти был установлен жестокий режим террора. Часто заключённых лишали фамилий, заменяя их номерами, размещёнными на лагерной одежде. Заключённые лагерей использовались на тяжёлых, вредных и опасных работах. Рабочий день продолжался 18 часов. В лагерях царила массовая смертность от голода, холода, непосильного труда и эпидемий. Самые страшные из многочисленных концлагерей Освенцим и Бухенвальд. Теперь в Бухенвальде установлен колокол, который звонит от дуновения ветра, напоминая о трагедии, которая не должна повториться.

Вспомним их поименно,Горем вспомним своим.Это нужно не мертвым,Это надо — живым!

Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Видеосюжет «Метроном»

Стихотворение М. Борисовой - « Бабушка – партизанка» (Чтец 5)

Вот так новость: бабушка сказала, что она сражалась в партизанах! — Кто же взял тебя в отряд, под пули? Ты ж трусиха, милая бабуля! У меня пустячная простуда — у тебя сейчас же с сердцем худо. Если оцарапаюсь до крови, ты теряешь все свое здоровье. А когда в кино палят из пушек, ты же сразу затыкаешь уши! — Бабушка в ответ вздохнула тихо: — Верно... И тогда была трусиха... И тогда мне было с сердцем худо, ежели трясла кого простуда. И тогда при виде чьей-то крови начисто теряла я здоровье. А когда с пригорка пушка била, мне за всю деревню страшно было! До того пугалась я, бывало, за себя бояться забывала...

4. Музыкальный номер. Дубравин Я. «Следопытский костёр».

Связь между родными и близкими, между фронтом и тылом поддерживалась благодаря работе почты и почтальонов. Работа почтальона была нелегка, ведь приходилось доставлять людям разные письма, разные известия. Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «треугольниками». Они посылались без конвертов – бумагу сворачивали в виде треугольника так, что внутри оказывалось письмо, а снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных в каждом доме, каждой семье. Но с войны приходили и трагические известия.

Видеосюжет «Письма»

Стихотворение - « Почтальон» (Читает ведущий на фоне видеосюжета «Письма )

День ясный на диво, а в сумке казённойПять писем бойцов на родную сторонку,Но хмуро в душе старика-почтальона:Прасковье пришла в третий раз похоронка.А были три сына - и статность, и сила,Мечта всех на выданье сельских девчонок,Да только война, как траву, их скосила.Тоскует душа старика-почтальона.С кровавых полей на ногах своих слабыхНесёт почтальон, ангел жизни и смерти,Пять писем солдатских - пять радостей бабьихИ чёрное горе в холодном конверте.Прасковья придёт, не промолвит ни слова,А будет смотреть, как подбитая птица.Вручить ей беду непосильную сноваТак трудно ему, почтальону, решиться.Читают сельчанки, светлеют их лицаОт строк, напоённых суровой любовью,И слёзы надежды дрожат на ресницах,И греют они сердце старой Прасковьи....Всем розданы добрые весточки с фронта,Старик возвращается с сумкой пустою.Лишь только одна в ней лежит похоронка,И шепчет старик: "Ты прости мне, Прасковья...Когда-нибудь... после..."

5. Музыкальный номер. Таривердиев М. «Песня о Далёкой Родине».

Главный поворот в войне произошёл после Сталинградской битвы. Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не затихали ожесточённые бои. Это была великая победа нашего народа. Сводки информбюро становились всё лучше, был освобождён Ростов на Дону, снята блокада Ленинграда. Советские войска шли по своей земле на запад. Гитлеровские войска отходили всё дальше, наконец, местом военных действий стала фашистская Германия. Ночью 16 апреля 45 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. Фашисты были застигнуты врасплох, и советские войска перешли в наступление. Ошеломлённые гитлеровцы увидели, как со стороны советских войск вспыхнули, слепя глаза, десятки маленьких огней. На немецких позициях стало светло как днём. В ужасе немцы думали, что у русских появилось новое оружие. На самом деле на возвышенностях перед участком прорыва, втайне от противника, были установлены 140 мощных прожекторов. К рассвету бойцы преодолели первую полосу препятствий, и подошли ко второй. Лишь после третьей атаки красноармейцам удалось ворваться в здание Рейхстага и установить над главным подъездом красный флаг – знамя Победы.

Видеосюжет «Конец войны»

6. Музыкальный номер. Тухманов Д. «День Победы».

1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни 18-летних юношей с войны вернулся только 1. Народы Советского Союза подверглись тяжелейшему испытанию. Убитых, умерших от ран, погибших в плену, было около 27 миллионов. От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а дорогами войны, по-пластунски, через болота, под пулями и снарядами – четыре долгих года.

Стихотворение - « Солдат» (Чтец 6)

Ещё невнятна тишина,

Ещё в патронниках патроны,

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

И, тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

7. Музыкальный номер. Соловьёв-Седой В. «Вечер на рейде»

Видеосюжет «День Победы»

Люди, покуда сердца стучат, помните. Какою ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните…

Заключение.

Предполагаемый результат: формирование у учащихся нравственных, эстетических взглядов о Великой Отечественной войны, памяти о ее Героях, знакомство с музыкой, которая «помнит» годы военных лет.

Данному литературно - музыкальному вечеру предшествовала большая работа: разработка сценария мероприятия на основе сбора информации, подбор стихов и песен, разучивание музыкальных произведений.

Таким образом, была создана атмосфера сопереживания и понимания событий, связанных с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне. А главное, были приведены наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые опровергают фразу: «когда говорят пушки, музы молчат».

Использованная литература.

Завадская, Н. Любимые песни военных лет / – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с.

Музы вели в бой : Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с.

Селиванов В. Стояли как солдаты блокада, дети, Ленинград.- Издательство «ЭГО», СПб, 2002. – 221 с.

Стихи и рассказы о войне/ Сост. П.К.Федоренко.- М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2017. – 416 с.

Советская музыка.

Каталог военной музыки

День Победы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области