Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Компетентностно-ориентированный подход в обучении английскому языку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Компетентностно-ориентированный подход

в обучении английскому языку»

«Дети не должны наполняться знаниями механически,

мы должны научить их добывать знания, научить их учиться».

В.В.Путин.

Актуальность данной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, которое ориентировано на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Я считаю, что одним из перспективных подходов, позволяющих решить задачи, поставленные перед современной системой образования, признается компетентностно-ориентированный подход.

Что же такое компетентностно-ориентированный урок? Это урок, на котором создаются условия, способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, личностных качеств, которые позволяют эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие ее задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении компетентностно-ориентированных уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Системный анализ компетентностно-ориентированного урока состоит из четырех компонентов: целеполагания, технологизации, познавательной деятельности учащихся и результата.

Цель педагогического воздействия является определяющим звеном деятельности, от которого зависят остальные элементы: содержание, средства и оценивание результатов.

Цель современного урока должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям. Одним из способов постановки компетентностно-ориентированных целей является применение так называемых SMART критериев постановки «правильных целей»:

S (Specific) – конкретные: цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable) – измеримые: если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

A (Attainable) – достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха.

R (Result-oriented) – ориентированные на результат: цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

В соответствии с ФГОС нового поколения целью урока выступает достижение образовательных результатов:

личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм);

метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации);

предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету).

Этому не противостоит компетентностный подход, поскольку компетенция сама состоит из трех компонентов:

личностный (личностные качества, установки, ценностные ориентации);

деятельностный (практическое и оперативное применение знаний);

когнитивный (знание и понимание).

Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. Для постановки целей я использую следующие приемы:

1. Формулировка темы в виде вопроса. В ходе обсуждения с учащимися строю план действий, для того чтобы ответить на поставленный вопрос.

2. Выявление неполноты знаний учащихся, подводящий итог – подвожу диалог к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности (в начале урока на этапе актуализации знаний ведется беседа, которая выявляет определенную неполноту знаний учащихся). Исходя из этого можно сформулировать тему и план работы над ней.

3. Проблемная ситуация, знакомство с противоречивыми фактами и др.

4. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников. Вместе с детьми формулируем тему урока и прошу учащихся с помощью слов-помощников сформулировать цель урока.

5. Предъявление парадоксов (противоречия между жизненными и научными представлениями) и др.

Как можно определить, что цель сформулирована правильно? Для этого мне необходимо ответить на следущие вопросы:

Посильна ли цель для учеников?

Конкретна ли цель?

Способствует ли достижению запланированного результата?

Можно ли оценить достигнутый результат?

Сформулированы ли цели в действиях учащихся?

Заложен ли в формулировке конечный результат? (диагностична ли цель?)

Прописаны ли задачи, способствующие достижению цели?

При проектировании компетентностно-ориентированного урока я опираюсь на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения.

Типология уроков по ФГОС

1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)

(Учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами

действий и их применением.)

2. Урок рефлексии

(Ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно

учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.)

3. Урок развивающего (обучающего) контроля

(Учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной

деятельности.)

4. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

(Предполагает структурирование и систематизацию знаний.)

Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели.

Общая структура урока деятельностной направленности

включает следующие этапы:

1. Мотивирование (самоопределение)

к учебной деятельности. (1-2мин)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

2. Актуализация знаний и

фиксирование индивидуального

затруднения в пробном учебном

действии. (4-5мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

3. Выявление места и причины

затруднения. (4-5мин)

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из

затруднения (цель, тема, план,

сроки, способ, средство). (7-8мин)

Цель: организовать осуждение учащимися проекта будущих учебных действий, выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

(4-5мин)

Цель: реализовать построенный проект.

6. Первичное закрепление с

проговариванием во внешней речи.

(4-5мин)

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

(4-5мин)

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание

8. Включение в систему знаний и

повторение. (7-8мин)

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

9. Рефлексия учебной деятельности

на уроке. (2-3мин).

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности и всего класса

После того, как я определяюсь с типом урока, подбираю содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям), учитывая ориентацию учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграцию содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов).

В компетентностно-ориентированном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому наша задача заключается в активной деятельности учащихся по поиску, усвоению и переработке информации. И перед нами встает проблема выбора соответствующей технологии, обеспечивающей гарантию достижения высокого качества образования.

Реализация ФГОС напрямую связана с современными образовательными технологиями, которые используются не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, где формируются предметные, метапредметные, личностные результаты. В своей практике я использую следующие образовательные технологии:

Используемые образовательные технологии

Реализуемые технологии

Достигаемые результаты

Технология «Дебаты»

Повышение уровня коммуникативной и информационной компетентности учащихся, развитие критического мышления

Метапредметные, личностные результаты

Информационно –коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет

Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие

Технология уровневой дифференциации

Индивидуализация процесса обучения Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Повышение мотивации учения

Предметные результаты, индивидуальное, личностное развитие

Технология проектного обучения

Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Метапредметные результаты, личностные

Технологии развития критического мышления

Умение размышлять над тем, как получить знания (вызов); развивать аналитическое мышление и творческое мышление (осмысление); определять своё личное отношение к информации (рефлексия); умение ставить и решать проблемы.

Метапредметные, предметные результаты, личностное развитие

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Овладение иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Предметные результаты, личностное развитие

Игровые технологии

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Предметные и метапредметные результаты

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

Метапредметные, личностные результаты

Игровые технологии

Активизация познавательного процесса учащихся, формирование творческих мыслительных навыков, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Предметные и метапредметные, личностные результаты

Таким образом, отличительными признаками урока в рамках компетентностно-ориентированного подхода являются обучение через открытие, самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения; развитие личности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; осознание учеником деятельности и того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом; ощущение радости от преодоленной трудности учения; педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия и управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области