Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Музыкальные занятия в детском саду. Влияние музыки на ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Музыкальные занятия в детском саду. Влияние музыки на ребенка.

Аникина Мария.

Я хочу воспользоваться своим выступлением и ответить на вопросы, которые, как мне кажется, часто возникают у воспитателей, у родителей и реже у детей на музыкальных занятиях и о методике проведения музыкальных занятий. Поэтому, название моего доклада «Музыкальные занятия в детском саду. Влияние музыки на ребенка».

Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

Влияние музыки на развитие ребенка или почему на занятиях мы слушаем пьесы – зарисовки, говорим о характере музыки и т.д.

Музыка воздействует на интеллект, абстрактное мышление ребенка, она помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у детей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и на остальных занятиях, а позже и в школе. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.Вывод очень коротко: слушаем музыку – развиваем образное мышление, память, воздействуем на интеллект.

Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях: общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику. У детей развивается непосредственность, способность к самостоятельности, творческая инициатива, выдумка и фантазия.Как я это использую на занятиях? Мы слушаем пьесу, н-р «Голодная кошка и сытый кот», «Пудель и птичка», «Два петуха». После прослушивания я предлагаю детям по желанию изобразить персонажа, передать в движениях и при помощи мимики его настроение, походку итд.

Хочется отдельно сказать о воздействии музыки на здоровье детей.

Нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность. Как мы можем это использовать?

Музыкотерапия в качестве профилактики т.е. ненавязчивое воздействие на психику ребенка. Слушаем музыку, которая способна повлиять на ребенка. Например, если дети «не могут проснуться», вялые или слишком медленно выполняют задание на занятии, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит зашевелиться и «активизироваться». А вот если дети, наоборот, гиперактивные, то пока «они носятся по комнате», включите классическую симфонию, и они немного успокоятся. И если делать это часто, например, каждый день, то можно повлиять на характер ребенка или группы детей. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность.

Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. Вот мы плавно перешли к следующему виду деятельности на музыкальных занятиях, а именно пению. Здесь хочется осветить вопрос подбора репертуара. В наше время очень популярны передачи, раскрывающие таланты всей страны. И взрослые, и дети танцуют, поют, демонстрируют творческие способности и актерское мастерство. И преподносится это всё как «дар», и никто не говорит о том, сколько лет, слёз, терпения, денег на индивидуальных преподавателей затрачено, чтобы «взошла звезда» … Конечно, мы смотрим шоу и не видим закулисной работы, мы просто восхищаемся и хотим также. А также невозможно. Песенный репертуар должен соответствовать возрастным, вокальным, дикционным способностям целой группы детей. Есть специально разработанная программа, которая отвечает этим запросам, и мы с вами по ней работаем. Поэтому песенный репертуар из года в год повторяется, и это нормально. Да мы по возможности вносим разнообразие, стараемся найти что-то новое и простое, но я хочу, чтобы вы понимали, что значит найти песню в интернете. Пример.

Следующий вопрос — это музыкально ритмические движения на занятиях музыки.

Суть вопроса: зачем танцевать на музыке? Ведь есть хореография. Объясняю. На хореографии идет постановка танца, помимо выверенных движений учитывается эстетика исполнения, определенный рисунок, видимый зрителю. МРД – это слушание музыки и выполнение определенных движений под нее одновременно с другими участниками. Задачи другие: ребенок сам выбирает пару и меняется, учится реагировать на смену темпа, ритма, приобретает коммуникативные навыки, учится реагировать на голос ведущего, учится ориентироваться в пространстве, выбирать направление и т.д. Музыкальные инструменты в этом виде деятельности включаются как помощники, и служат тем же целям.

Надеюсь, я раскрыла некоторые моменты своей работы и это поможет нам улучшить взаимодействие воспитателей и специалистов. Я надеюсь, что, прослушав данный материал у вас появилось желание чаще включать музыку в группе, ведь, как и художественное слово, живопись, музыка должна стать для детей доступным выражением чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Наиболее доступны для восприятия пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара. Более сложным является слушание контрастных по характеру музыкальных произведений, например: «Полька» С. Рахманинова, «Колыбельная» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Внимание детей фиксируется на характере музыки. Обычно дети говорят: «Музыка весёлая», «Под эту музыку можно танцевать», «Это, как в кино», или «Музыка грустная", «Под эту музыку хорошо спать» и др.

Особое внимание нужно уделить музыке для слушания с детьми 3-4 лет. Она должна быть несложной для восприятия, яркой по характеру. Перед прослушанием, необходимо кратко и понятно настроить детей на произведение.

Дети любят слушать такие пьесы, как «Котик заболел», «Котик выздоровил», А. Гречанинова, «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Первый вальс» Д. Кабалевского, «Клоуны» Д. Кабалевского и др. Систематически слушая знакомые произведения, дети хорошо запоминают их, быстро узнают, активно рассказывают о характере музыки и содержании.

Для развития музыкального восприятия используются такие приёмы как чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно и помогает всестороннему и духовному развитию ребенка.

Приобщать детей к музыке нужно с самого раннего возраста, петь ему колыбельные песни, слушать и смотреть музыкальные сказки, посещать детские концерты и театры.

Необходимо приобрести диски CD и DVD с детским репертуаром:

«Детский альбом», муз. П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева;

Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,

муз. П. И. Чайковского;

Музыкальные сказки: «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», муз. Э. Грига, «Аленький цветочек», муз. Н. Метнера, «Алиса в стране чудес», муз. В. Высоцкого и Геворгяна;

оперы – «Петя и волк», муз. С. Прокофьева, «Муха-цокотуха», мух. М. Красева, «Страшный пых и Алёнка», муз. М. Красева и многие другие;

«Детские народные» и «Современные песни»; «Песенки-потешки», «Песни из мультфильмов».

При тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей, в индивидуальных беседах и консультациях можно решить важную задачу: воспитание культурного человека с богатым внутренним миром, ценителя музыкального искусства, неравнодушного и творческого человека.

Главное условие – быть с детьми!

Используемая литература:

1. С. Лободина «Как развивать способности ребенка»;

2. Н. А. Метлов «Музыку – детям»;

3. О. П. Радынова «Слушаем музыку».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области