Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка»
Яковлевского округа с.Гостищево»
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании нравственно-
патриотических чувств у дошкольников (из опыта работы).
Подготовил:
Воспитатель
Озерова Т.С.
Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для малыша Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье «растет» будущий гражданин своей страны. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. Одной из главных целей работы воспитателя является формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно - патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Взаимодействие с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляется через различные формы сотрудничества. Поделюсь некоторыми формами сотрудничества с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию из опыта своей работы.
В первую очередь анкетирование, касающееся вопросов семьи, воспитания детей в семье, традиций и увлечений семьи:
«Моя семья. Семейные традиции».
«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию».
Разработка и оформление буклетов, стендов, консультаций для родителей:
«Роль семейных традиций в жизни ребёнка».
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
«Расскажем детям о Великой Отечественной войне».
Не малую роль играют родительские собрания традиционной и нетрадиционной формы:
«Что такое доброта?».
«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».
«Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».
Одним из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии и оформляют плакаты. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (ООД, выставки, родительское собрание) например, «Генетическое древо семьи».
Совместные детско-родительские встречи способствуют уточнению и дополнению нравственно-патриотических качеств детей. Традиционным может стать досуг «Осенины», «Хлеб всему голова» в начале осени. Дошколята и родители состязаются в знаниях о происхождении хлеба, в играх, в исполнении частушек, стихов; умении быстро и правильно решать поставленную перед ними цель, а также создают атмосферу радостного настроения.
В приобщении детей и родителей к природе Малой родины и бережном отношении способствует экологические акции «Берегите лес», «Ёлочка, живи!», который прививает у детей чувство доброты, любви и уважению к природе родного края. В акциях участвуют дети и их родители. Дети раздавали буклеты, где можно прочесть стихи о природе, вспомнить правила поведения на природе.
Кроме других форм взаимодействия с семьей организовываем мастер-классы с родителями «Поможем зимующим птицам!». Родители в свободное от работы время делятся секретами мастерства с детьми. Папы изготовили кормушки и скворечники для птиц из разных материалов, а дети во время прогулки насыпали в кормушки зёрнышки, семечки, крошки хлеба. Воспитатели рассказали любопытной детворе, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить скворечник, почему это так важно. В итоге дети и родители пришли к заключению, что птицам нужно помогать.
Регулярно родители и дети участвуют в тематических выставках родительского и детско-родительского творчества:
«Герб нашей семьи».
«Осеннее вдохновение».
«Мастерская Деда Мороза».
«Огород на окошке».
«Пасхальные мотивы»
В финале конкурсов дошкольникам и их родителям вручаются грамоты, что усиливает эмоциональное состояние детей. Конкурсы надолго оставляют в душе и в памяти дошкольников, родителей и воспитателей яркие впечатления. Сияющие глаза детей и благодарность родителей являются лучшим подтверждением этого.
Совместно с детьми и родителями обновляем и пополняем центр патриотического воспитания. Родители и дети принимают участие в продуктивно-исследовательской деятельности. Центр патриотического воспитания обогащается альбомами, папками, дидактическими играми, пособиями и символикой. В патриотическом уголке, благодаря мамам рукодельницам появились куклы Белогор и Белогорочка в национальных костюмах.
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник, посвящённый Дню Победы. Дети, вместе с воспитателями и родителями делают поздравительные открытки для ветеранов, поют песни военных лет, общаются с ветеранами и фотографируются с ними на память, возлагают цветы к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне.
Успешно решить задачи нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.