Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие межличностных отношений детей с умственной отсталостью в группе посредством комплекса занятий

Цель представление опыта работы по проблеме развития межличностных отношений в подростковом возрасте обучающихся с умственной отсталостью Задачи познакомить с особенностями межличностных отношений умственно отсталых детей представить программу «Учимся общаться», направленную на развитие межличностных отношений подростков с умственной отсталостью посредством комплекса занятий

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие межличностных отношений детей с умственной отсталостью в группе посредством комплекса занятий

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса, способы повышения мотивации к занятиям и качества воспитания. Существенными аспектами, определяющими эффективность обучения ребёнка в школе, его дальнейшую социализацию в социум, является формирование сферы межличностных отношений.

Умственная отсталость, проявляющаяся в стойком снижении познавательной деятельности и нарушении эмоционально-волевой сферы, сказывается на характере и особенностях формирования межличностных отношений между детьми. Особенно остро проблема межличностных отношений встаёт в период начала взросления, а именно в младшем подростковом возрасте.

Исследования в области специальной психологии и педагогике (О.К. Агавелян, З.А. Евлахова, Р. С. Муравьева, Т.С. Никандрова, Ж.И. Намазбаева, М.И. Кузьмицкая, Р. Б. Стеркиной, В.Г. Петровой, Б. И. Пинского и др.) показали, что нарушения познавательной деятельности, присущие умственно отсталым детям, приводят к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей, мешают установлению причинно-следственных зависимостей в человеческих взаимоотношениях, влияют на формирование самовосприятия и самооценки умственно отсталого ребенка.

Хотя подросток с умственной отсталостью имеет те же проблемы в межличностных отношениях, что и нормально развивающий ребёнок, однако отличается и осложняется рядом особенностей, обусловленных не только первичным дефектом, но и разнообразными вторичными нарушениями развития, а именно:

1)  задержка и неустойчивость в развитии межличностных отношений;

2)   затруднение развития коммуникативных связей, что связано с дефектами развития (сниженная потребность в общении, грубое нарушение эмоциональной сферы, неконтактность);

3)  большое количество мелких микрогрупп;

4)   частая смена неофициальных лидеров;

5)   нередко лидеры выделяются по случайному признаку;

6)    большая численность детей в крайних статусных категориях, особенно в категории "изолированных";

7)   нестабильность и нестойкость проявления таких черт характера как: эмпатия, сочувствие;

8)   фрагментарность социального опыта;

9)   оценки, одобряемые социумом, он не соотносит с особенностями собственной личности.

10)  неблагоприятное положение занимают школьники с преобладанием процессов возбуждения или торможения, а также психопатоподобными чертами поведения;

11)  более высокое положение в системе личных отношений занимают дети с легкой степенью умственной отсталости.   Как видим из вышеизложенного, подростки с умственной отсталостью имею ряд особенностей межличностных отношений, поэтому они нуждаются в ином подходе формирования межличностных отношений. Это обусловило разработку мною программы «Учимся общаться», направленную на развитие межличностных отношений подростков посредством комплекса занятий в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Задачи программы:

-научить способами адекватного взаимодействия друг с другом, установления дружеских взаимоотношений в группе;

- развивать и корригировать эмоционально – личностную сферу;

- снизить уровень агрессивных форм поведения воспитанников группы;

- воспитывать умение сопереживать и помогать другим, чувство ответственности за свои поступки;

Программа «Учимся общаться» рассчитана на подростков от 11 до 14 лет и реализуется в течение 3-х лет. Ежегодно занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью от 30 минут до 40 минут. В течение года проводится всего 18 занятий. Общее количество занятий по данной программе - 54.

Структура программы включает в себя три блока:

Первый блок «Отношения в коллективе» направлен на создание единой общности группы, снятия эмоционального напряжения, развитие у воспитанников эмоциональной отзывчивости, установление дружеских отношений.

Второй блок «Поведение и культура» преследует цель приобщение воспитанников к нормам регламентированного поведения среди людей, следование правилам «хорошего тона», также он призван способствовать развитию эмпатиии, проявления уважения к другому человеку, доброжелательности в отношениях.

Содержание третьего блока «Умение понять себя и другого» ориентировано на формирование у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

В содержании каждого года программы выделяем три этапа:

Подготовительный

Основной

Закрепляющий

На подготовительном этапе проводились адаптационные занятия. Цель данных занятий: создание дружественного настроя; снятие эмоционального напряжения, скованности; установление контакта взаимодействия.

На основном этапе работа предполагала формирование у младших подростков с нарушениями общения положительных стратегий взаимодействия, развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.

На закрепляющем этапе воспитанники обобщали полученный опыт, в игровой форме закрепляли знания по преодолению трудностей в отношениях с людьми, находили эффективные способы решения этих трудностей.

Для реализации комплекса занятий необходимо использовать различные формы и методы: моделирование жизненных ситуаций, тренинговые игры и упражнения, использование ролевых, ситуативных игр, совместное решение проблем, работа в парах, метод групповой дискуссии. Вовлечение детей в игровые ситуации производится на каждом занятии, причем на первых этапах работы использовались простые игры, характер которых затем усложнялся. Необходимым условием данной работы является использование положительного подкрепления и соответствующего поощрения детей за успех и желание эффективно общаться.

В результате реализации данной программы в группе наблюдается снижение агрессивных форм поведения, проявление взаимопомощи, сплочённости коллектива улучшился. Социально – психологический климат в группе отличается доброжелательностью, комфортностью, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию, дети активны, работоспособны, в коллективе присутствует атмосфера радости, надежности, защищенности. В группе есть свои традиции, собственные «законы жизни».

Программа «Учимся общаться» прошла период становления и апробирована. Ведётся систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через интернет.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области