Развитие межличностных отношений детей с умственной отсталостью в группе посредством комплекса занятий
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса, способы повышения мотивации к занятиям и качества воспитания. Существенными аспектами, определяющими эффективность обучения ребёнка в школе, его дальнейшую социализацию в социум, является формирование сферы межличностных отношений.
Умственная отсталость, проявляющаяся в стойком снижении познавательной деятельности и нарушении эмоционально-волевой сферы, сказывается на характере и особенностях формирования межличностных отношений между детьми. Особенно остро проблема межличностных отношений встаёт в период начала взросления, а именно в младшем подростковом возрасте.
Исследования в области специальной психологии и педагогике (О.К. Агавелян, З.А. Евлахова, Р. С. Муравьева, Т.С. Никандрова, Ж.И. Намазбаева, М.И. Кузьмицкая, Р. Б. Стеркиной, В.Г. Петровой, Б. И. Пинского и др.) показали, что нарушения познавательной деятельности, присущие умственно отсталым детям, приводят к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей, мешают установлению причинно-следственных зависимостей в человеческих взаимоотношениях, влияют на формирование самовосприятия и самооценки умственно отсталого ребенка.
Хотя подросток с умственной отсталостью имеет те же проблемы в межличностных отношениях, что и нормально развивающий ребёнок, однако отличается и осложняется рядом особенностей, обусловленных не только первичным дефектом, но и разнообразными вторичными нарушениями развития, а именно:
1) задержка и неустойчивость в развитии межличностных отношений;
2) затруднение развития коммуникативных связей, что связано с дефектами развития (сниженная потребность в общении, грубое нарушение эмоциональной сферы, неконтактность);
3) большое количество мелких микрогрупп;
4) частая смена неофициальных лидеров;
5) нередко лидеры выделяются по случайному признаку;
6) большая численность детей в крайних статусных категориях, особенно в категории "изолированных";
7) нестабильность и нестойкость проявления таких черт характера как: эмпатия, сочувствие;
8) фрагментарность социального опыта;
9) оценки, одобряемые социумом, он не соотносит с особенностями собственной личности.
10) неблагоприятное положение занимают школьники с преобладанием процессов возбуждения или торможения, а также психопатоподобными чертами поведения;
11) более высокое положение в системе личных отношений занимают дети с легкой степенью умственной отсталости. Как видим из вышеизложенного, подростки с умственной отсталостью имею ряд особенностей межличностных отношений, поэтому они нуждаются в ином подходе формирования межличностных отношений. Это обусловило разработку мною программы «Учимся общаться», направленную на развитие межличностных отношений подростков посредством комплекса занятий в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Задачи программы:
-научить способами адекватного взаимодействия друг с другом, установления дружеских взаимоотношений в группе;
- развивать и корригировать эмоционально – личностную сферу;
- снизить уровень агрессивных форм поведения воспитанников группы;
- воспитывать умение сопереживать и помогать другим, чувство ответственности за свои поступки;
Программа «Учимся общаться» рассчитана на подростков от 11 до 14 лет и реализуется в течение 3-х лет. Ежегодно занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью от 30 минут до 40 минут. В течение года проводится всего 18 занятий. Общее количество занятий по данной программе - 54.
Структура программы включает в себя три блока:
Первый блок «Отношения в коллективе» направлен на создание единой общности группы, снятия эмоционального напряжения, развитие у воспитанников эмоциональной отзывчивости, установление дружеских отношений.
Второй блок «Поведение и культура» преследует цель приобщение воспитанников к нормам регламентированного поведения среди людей, следование правилам «хорошего тона», также он призван способствовать развитию эмпатиии, проявления уважения к другому человеку, доброжелательности в отношениях.
Содержание третьего блока «Умение понять себя и другого» ориентировано на формирование у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.
В содержании каждого года программы выделяем три этапа:
Подготовительный
Основной
Закрепляющий
На подготовительном этапе проводились адаптационные занятия. Цель данных занятий: создание дружественного настроя; снятие эмоционального напряжения, скованности; установление контакта взаимодействия.
На основном этапе работа предполагала формирование у младших подростков с нарушениями общения положительных стратегий взаимодействия, развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.
На закрепляющем этапе воспитанники обобщали полученный опыт, в игровой форме закрепляли знания по преодолению трудностей в отношениях с людьми, находили эффективные способы решения этих трудностей.
Для реализации комплекса занятий необходимо использовать различные формы и методы: моделирование жизненных ситуаций, тренинговые игры и упражнения, использование ролевых, ситуативных игр, совместное решение проблем, работа в парах, метод групповой дискуссии. Вовлечение детей в игровые ситуации производится на каждом занятии, причем на первых этапах работы использовались простые игры, характер которых затем усложнялся. Необходимым условием данной работы является использование положительного подкрепления и соответствующего поощрения детей за успех и желание эффективно общаться.
В результате реализации данной программы в группе наблюдается снижение агрессивных форм поведения, проявление взаимопомощи, сплочённости коллектива улучшился. Социально – психологический климат в группе отличается доброжелательностью, комфортностью, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию, дети активны, работоспособны, в коллективе присутствует атмосфера радости, надежности, защищенности. В группе есть свои традиции, собственные «законы жизни».
Программа «Учимся общаться» прошла период становления и апробирована. Ведётся систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через интернет.