Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цель Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Задачи 1. Создать условия для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста о событиях Великой Отечественной войны, ее роли в мировой истории. 2. Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому. 3. Развивать интерес детей к русским традициям и культуре. 4. Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ

М Э Р И Я

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД № 24»

162605 г.Череповец, пр. Победы, дом 121, тел. (8202) 26-99-79, e-mail: sad24@cherepovetscity.ru

Программа

«Патриотическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста»

Автор:

Антонова Ирина Леонидовна

воспитатель

г. Череповец

2020 г.

Аннотация

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в разделе «Общие положения» в пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.

Именно патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

особенности дошкольного возраста,

многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Исходя из актуальности и злободневности данной темы, возникла необходимость в разработке программы патриотического воспитания, которое следует начинать с дошкольного возраста, включая самую разную тематику, в том числе и тему экологической направленности, и культурные традиции, и ознакомлении с родным краем. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую, в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота. Интерес, уважение и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Программа

«Патриотическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Задачи:

Создать условия для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста о событиях Великой Отечественной войны, ее роли в мировой истории.

Развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад;

Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

Развивать интерес детей к русским традициям и культуре.

Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, городу, родной стране.

Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Актуальность: В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания нравственности и патриотизма потребовало новой образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности сейчас приобрела государственное значение.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В 2020 году отмечается юбилейная дата – 75 лет победы в Великой Отечественной войне. В процессе подготовки к празднику 9 мая в детском саду появляется возможность уточнить и расширить знания детей о военной технике и о людях военных профессий, о подвиге миллионов людей огромной страны. Для этого можно воспользоваться игрушками, изображающими военную технику, демонстрационными материалами, компьютерной презентацией, если позволяют условия, или экскурсией к памятнику – военной технике. В связи с этим в каждый блок программы вставлен материал, связанный с празднованием Великой Победы.

Важно также помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Очень большую роль в нравственно – патриотическом воспитании играет и семья.

Основные принципы программы

Регионализация патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Системность. Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Стимулирование активности. Важным этапом патриотического воспитания детей является проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач).

Педагогические средства(механизмы) для решения поставленных задач

Подготовка педагога

подбор и изучение методической литературы;

оснащение уголка патриотического воспитания;

консультации;

самообразование;

семинары и практикумы для педагогов;

перспективное планирование;

планирование проектной деятельности с детьми и родителями.

2. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды

уголок патриотического воспитания;

символы Российского государства, Вологодской области и г. Череповца;

макеты по временам года и природным зонам;

атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр;

художественная литература;

репродукции картин;

грамзаписи и видеозаписи, мультимедийные презентации;

альбомы «Моя семья», «Памятные места Вологодчины», «Череповец в годы Великой Отечественной войны»;

озеленение территории детского сада.

3. Формы работы с детьми подготовительной группы

Непосредственно образовательная деятельность.

Беседы. Наблюдения.

Игровая деятельность.

Развлечения и досуг с родителями воспитанников.

Целевые прогулки по улицам г. Череповца. Экскурсии к памятным местам.

Использование аудио - и видеоаппаратуры для показа фильмов, презентаций о подвигах русских людей.

Рассматривание иллюстраций, картин по теме.

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях.

Тематические выставки, посвященные памятным датам

Посещение музея, библиотеки, художественной школы.

4. Формы работы с родителями воспитанников группы

анкетирование, памятки, консультации;

родительские собрания, круглые столы;

открытые занятия с участием родителей;

совместные с детьми выставки, праздники, развлечения.

Ожидаемый результат реализации программы

Расширение у детей знаний и представлений о родном городе, регионе, стране.

Мероприятия, проводимые в тесном сотрудничестве с семьей, разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.

Дети будут с уважением относиться к подвигу людей во время Великой Отечественной войны.

Сформируется эмоционально-ценностное отношение к стране, уважения к людям; воспитание чувства гордости за культурные и исторические достижения страны.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости; символике родного края и страны; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Отечества, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию

Работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО строится на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, проводится систематически, в соответствии с лексическими темами, со значимыми датами. В группе создан Центр патриотического воспитания. Большая роль отводится созданию условий, развивающей предметно-пространственной среды, использованию разнообразных приемов и методов в работе с детьми и их родителями, с учетом возрастного мировосприятия дошкольников, потребностей обеих сторон.    

Программа разделена на взаимосвязанные между собой темы, каждая из этих тем прорабатывается в течение месяца. В каждую тему включены мероприятия по ознакомлению детей с историей Великой Отечественной войны. Данные мероприятия в программе подобраны с учетом образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Мероприятия к Дню Победы 9 мая, входящие в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», формируют гендерную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства дошкольников.

сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Лётчики», «Пограничники»;

игры с солдатиками «Наша армия сильна, охраняет мир она».

экскурсии по теме «День Победы 9 мая».

участие в акциях и субботниках по подготовке территории детского сада к празднику 9 мая совместно с родителями и педагогами;

· помощь в уборке территории возле монументов воинской славы, военных памятников;

посадка цветов на клумбе в виде названия праздника 9 мая;

встречи с ветеранами войны и тыла, детьми войны;

· подготовка подарков-сувениров для ветеранов войны и труда, детей войны;

подготовка и проведение концерта для ветеранов войны, детей войны, тружеников тыла; участие в районных городских и областных конкурсах коллективов дошкольных образовательных учреждений, посвящённых Дню Победы.

·подготовка поздравления с праздником 9 мая, которое затем дети с родителями вывешивают на дверях своего подъезда, на лестничных площадках.

Образовательная область «Познавательное развитие»

К образовательной области «Познавательное развитие» относятся мероприятия, формирующие представление об армии, о празднике 9 Мая.

познавательные занятия по темам: «Рода войск»;

изучение генеалогического древа семьи, расспрашивание родителей о родственниках-участниках Великой Отечественной войны;

привлечение родителей к совместному оформлению выставки, к подборке экспонатов (фотографий и писем из семейных архивов) и организацию выставки: «Я помню, я горжусь!»

ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме «День Победы»;

познавательные занятия по темам: «Мой дедушка — солдат», «Парад Победы», «Военная техника»; «Судьба семьи в судьбе страны», «Герои в нашей семье», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Георгиевская лента – символ Дня Победы».

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя ознакомление и обсуждение художественных произведений:

З. Александрова «Дозор»,

Я. Аким «Земля»,

А. Неход «Летчики»,

Е. Карасев «Город-герой»,

С. Баруздин «Слава», «Точно в цель», «За Родину»,

А. Агебаев «День Победы»,

А. Митяев «Мешок овсянки»,

О. Высоцкая «Салют»,

Ю. Коваль «Алый»,

Стихи С. Михалкова.

С помощью художественных произведений происходит формирование у детей представлений о войне, армии, подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. В процессе совместного чтения художественных произведений о войне у детей воспитывается умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Воспитатель объясняет детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Дети могут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Интеграция образовательных областей предполагает продолжение мероприятий, относящихся к одной образовательной области реализацией форм работ в другой образовательной области. Так, например, после прочтения литературного произведения о войне дети могут принять участие в конкурсе рисунков-иллюстраций к этому произведению, а затем устроить выставку этих рисунков.

Беседы с детьми по картинам о войне. Картины для бесед с детьми: И. Тоидзе Плакат военных лет «Родина-мать зовет»», П. Кривоногов «Победа», «Защитники Брестской крепости», С. Герасимов «Мать партизана», А. Локтионов «Письмо с фронта», А. Меркулов «Салют Победы» Ю. Непринцев «Отдых после боя», Г. Марченко «Начало разгрома…», П. Кривоногов «Поединок», «Победа», Ю. Трузе «Переправа советской артиллерии через Днепр», А. Самсонов «Дорога между жизнью и смертью», А. Сытов «Встреча на Эльбе» и другие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Творческая деятельность (рисование) на темы: «Пограничник на границе», «Праздничный салют», «Морские корабли», «Самолеты», «Парад», «Мы встречаем День Победы!».

Лепка из пластилина: «Самолёт», «Танк», «Пушка», «Крепость», «Солдатики».

Изготовление праздничной открытки известными детям способами: аппликация, скрапбукинг, квиллинг, рисование крупой и т. д.

Изготовление коллективных работ по тематике праздника 9 мая «Салют, Победа!», «Вечный огонь», «Парад Победы», составление коллажа «Военная техника».

Конструирование из бумаги, изготовление оригами: «Самолёт», «Танк», «Цветы Победы».

Конструирование из природного материала и подручных средств.

Музыкальные произведения используются как средство обогащения представлений детей о войне, армии, Победе. Для этого подойдут следующие произведения:

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,

Г. Свиридов «Военный марш»,

Д. Шостакович «Марш»,

«Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского),

«День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова),

«Юнги» (муз. Е. Шмакова),

«Яблочко» (муз. Р. Глиэра),

«Три танкиста» (муз. Дм. и Дан. Покрассов, сл. Б. Ласкина),

«Бравые солдаты» (муз. В. Соловьев-Седой, сл. М. Матусовский),

«Гимн России» (муз. А. Александров, сл. С. Михалков),

«Марш Победы» (М. Старокадомский),

«Ты не бойся, мама» (муз. М. Протасов, сл. Е. Шкловский),

«Капитан» (муз. и сл. Ю. Верижников),

«Нам нужна одна победа» (автор Б. Окуджава),

«Не стареют душой ветераны» (муз. С. Туликов, сл. Я Белинский),

«Облака» (муз. и сл. В. Егоров),

«Поклонимся великим тем годам!» (муз. А Пахмутова, сл. М. Львов),

«Принимаю я парад» (муз. О. Девочкина, сл. Е Шкловский),

«Пусть всегда будет солнце» муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин),

«Ты все смогла, моя Россия» (муз. С. Туликов, сл. Г. Ходосов).

Образовательная область «Физическое развитие»

К этой образовательной области относятся тематические физкультурные занятия и спортивные праздники, связанные с темой армии, Дня защитника Отечества, Дня Победы.

Эстафета «Скоро в армию пойдём!». В процессе этой эстафеты дети знакомятся с тем, какие есть в армии рода войск, с видами их деятельности. Перед тем, как проводить эстафету, с детьми проводится беседа о родах войск с использованием наглядной информации в виде демонстрационных материалов.

Игра-путешествие «Нас ждёт Победа!». Смысл игры-путешествия – командное выполнение различных заданий, которые задаются на различных так называемых станциях. Данная форма работы может иметь разные названия: игра-эстафета, игра по станциям и даже игра-квест. Смысл же остаётся тот же: выполнение различных заданий.

Подготовительная к школе группа.

Месяц. Тема. Цель

Образовательная деятельность (материалы

о ВОВ)

Совместная деятельность педагога и детей

Праздники, события

Сентябрь.

«Моя семья». Цель: уточнить и расширить знания детей о своей семье, семейных традициях, об участниках ВОВ .

1. Беседа о членах семьи – участниках ВОВ.

2. Обсуждение картины С. Герасимова «Мать партизана»

3. Прослушивание «Ты не бойся, мама».

1. «Мой прадед – фронтовик». Презентация детских докладов.

2.«Родные люди» рассматривание фотографий из семейных фотоальбомов.

Экскурсия в Усадьбу Гальских. Тема «Семейные традиции»

Октябрь.

«Я и мой детский сад». Цель: закрепление знаний детей о сотрудниках детского сада, о взаимоотношениях с друзьями.

1. Встреча с ветеранами ВОВ - бывшими работниками дошкольных учреждений.

2. Чтение «Хлеб да соль» Алексея Логунова.

1. «Где добрые люди, там беды не будет»

2. Аппликация «Открытка к Дню пожилого человека».

Ролевая игра «».

Ноябрь.

«Любимый город на Шексне». Цель:

формирование целостных представлений об истории города, его роли во время ВОВ.

1.Проектная деятельность

«Все работы хороши».

2. Презентация «Череповец: город-госпиталь»

1.Чтение стихотворений С. Михалкова.

2. Рисование «Военный Череповец»

1. Викторина

«Славим город на Шексне».

2.Экскурсия по городу «Места Боевой Славы»

Декабрь.

«Россия – Родина моя». Цель:

Воспитывать любовь и уважение к своей нации, гордость за свою страну.

1.Занятие – викторина «Мы – патриоты»

2. Рисование «Моя Родина»

.

1.Беседы о Родине,

2.Чтение стихотворений В. Степанова «Что мы Родиной зовём», «Необъятная страна»,

1.Познавательная игра «Что мы Родиной зовем?»

2.Эстафета «Скоро в армию пойдём!».

Январь.

«Традиции русского народа». Цель: Воспитывать интерес к традициям и творчеству своего народа.

1.Роспись народных игрушек. Выставка работ.

2.Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине

1.Беседы об историческом прошлом России.

2.Знакомство с русским народным костюмом,

с предметами народного быта.

1.Досуг: Русские народные игры и забавы»

2.Развлечение

«Рождество! Рождество!».

Февраль.

«Ими гордится Россия». Цель:

Дать представление об основных исторических событиях русского государства

1.Беседа «Полководцы и герои ВОВ».

2.Аппликация «Ордена и медали ВОВ»

1.Изготовление подарков для пап и дедушек.

2. Сюжетно – ролевые игры «Пограничники», «Моряки», «Разведчики».

1.Спортивный досуг «Мама, папа, я – здоровая семья.

2.Участие в соревнованиях «Сильные, ловкие, смелые»

Март.«Ими гордится Вологодчина». Цель:

расширять представления детей о знаменитых людях региона.

1. Беседа: «Кто такие герои войны?»

2. Проект «Улицы нашего города» (названные в честь земляков – героев ВОВ

1.Прослушивание «Три танкиста», «Бравые солдаты»

2.Чтение Е. Карасев «Город-герой»

Викторина «Кто? Где? Когда?».

Апрель. «Весна Победы!». Цель: формирование представлений детей о значимости юбилея Великой Победы.

1.Проектная деятельность «9 Мая – День Победы!».

2.Рисование «Салют над городом»

3.Аппликация«Рода войск»

1. Сюжетно – ролевые игры «Летчики», «Разведчики»

2. Чтение отрывков из стихов А. Твардовского и

М. Исаковского.

1.Игра-путешествие «Нас ждёт Победа!»

2.Просмотр презентации «Как ковалась Победа!»

Май. «День Победы». Цель: расширить представления детей о подвиге русского народа в годы ВОВ.

1.Проектная деятельность

«9 Мая - День Победы»

2. Рисование

«Был трудный бой…».

1. Чтение рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны.

2.Сюжетно - ролевые игры «Военные моряки», «Застава», «Разведчики».

1.Экскурсия к Воинскому мемориалу.

2.Тематическое занятие«О детях –героях войны»

Список литературы:

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – Москва. МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013, 110с.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Дубинина Д. Н. «Мир вокруг меня» Учебно – методическое пособие для педагогов – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 118 с.

Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Захарова Т. Н. «Ролевые игры в детском саду» Конспекты занятий с детьми от 4 до 7лет в детском саду. /Ярославль ООО: «Академия Развития», 2012, - 160с.

Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

Паникова Е. А. Инкина В.В. «Беседы о космосе». Методическое пособие – М. ТЦ, Сфера, 2013. – 96с.

Семенака С.И. «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5 – 8 лет. – М.: АРКТИ. 2010. – 80 с.

Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, - 2013 – 96с.

Т. А. Шорыгина «День победы» Москва 2010 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области