Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья "Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Подготовила: Сипачева Галина Александровна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 23» г. Усинска

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Поэтому именно в дошкольный период необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного, творческого начала.

Творческое, эстетическое развитие детей дошкольного возраста немыслимо без освоения детьми техники рисования. Изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка, так как в процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), развивается уверенность в своих силах, осуществляется развитие пространственного мышления, чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности, совершенствуются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников, и, наконец, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Каждый ребёнок по своей природе – творец, поэтому удавшийся рисунок приносит маленькому художнику чувство удовлетворения, положительные эмоции. Однако традиционная методика изображения предметов тонкими линиями является достаточно сложной для дошкольников и далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей, что затрудняет развитие изобразительных умений и может привести в будущем к детской неуверенности.

Именно поэтому педагогу не всегда стоит вкладывать в руку ребенка-дошкольника исключительно карандаш или кисточку. Необходимо найти такие технологии изобразительного творчества, которые смогут раскрепостить детей, побудить их к деятельности, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

На данный момент в методической литературе можно найти описание огромного количества нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Техники классифицированы по способам создания изображения, по возрасту детей, на которые они ориентированы. Например, с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля или рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками, такими как: печать поролоном, печать пробками, восковые мелки с акварелью или свеча с акварелью, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники, например: рисование песком, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, печать по трафарету и пр. [1, 15]

По своей сути, эти техники несложные. Их привлекательность для дошкольников, не умеющих виртуозно владеть карандашами и кисточками, как раз и состоит в том, что подобные способы рисования позволяют быстро достичь желаемого результата. Однако…

Однако качественное овладение той или иной нетрадиционной техникой рисования совсем не означает, что дошкольник сразу станет «эстетически развитой личностью». При организации деятельности детей, включающей нетрадиционные методы рисования, педагогу ни в коем случае нельзя забывать, что развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные (то есть с особым эмоциональным отношением) происходит лишь тогда, когда детям открывается неутилитарная ценность всего окружающего. Благодаря таким открытиям у дошкольников появляется чувство эмоционально-духовной сопричастности к воспринимаемому изображению, то есть развивается эстетическое отношение к миру [2, 162]. В связи с этим, при организации изобразительной деятельности наставнику необходимо как можно больше внимания уделять эмоционально-образному восприятию детей. Для этого педагогу можно строить свою работу на эмоциональном воздействии изображаемых предметов, их свойств или действий – удивлении, любовании, эстетическом наслаждении, ведь эти ощущения играют важную роль в процессе создания детьми самостоятельных образов. Во время деятельности детей нужно стараться предоставить им больше самостоятельности в изображении предметов, исключить постоянный показ приемов изображения и образец, так как копирование в этом возрасте приносит большой вред – тормозит развитие изобразительных умений и воображения.

Для эстетического развития важно, чтобы каждый детский рисунок или выполненная конкретным ребенком работа были наполнены не учебным, а субъективным «детским» содержанием, чтобы в «художествах» малыша нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Дети мыслят «формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Поэтому сделать первоначальное обучение доступным наибольшему числу ощущений – значит сделать его доступным ребенку» [3, 27].

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. И здесь нужно вспомнить слова К. Д. Ушинского о том, что «наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и прежде даже созерцать, чем думать» [3, 26].

Созерцание предметов и явлений у детей проходит через общение с взрослым в процессе совместной деятельности и осуществляется в форме сотрудничества. Для сотрудничества с детьми дошкольного возраста очень важно установить контакт между педагогом и группой детей, ведь создание художественного образа – процесс субъективный, можно сказать, интимный, и не каждый ребенок способен доверить педагогу свои мысли и тем более ощущения по поводу того или иного предмета и явления. Поэтому организация художественной деятельности в свободной форме является наиболее эффективным методом. Рассказ воспитателя по теме, объяснение, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, например, сидя на ковре, принимая удобные позы; рассматривание иллюстраций, наблюдение за свойствами предметов можно организовать в «тесном дружеском кругу», когда педагог находится в центре группы детей. За столами дети должны сидеть только во время работы с материалами. И прежде, чем дошкольники приступят к рисованию, воспитателю необходимо добиться доверительной беседы с ребятами, побудить их к речевому общению, поощрить стремление к совместной деятельности. Важно, чтобы педагог вместе с детьми искал ответы на вопросы, фантазировал и искренне удивлялся детским «открытиям» в области цвета, формы или пластики будущего «шедевра».

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. И это так же является важным элементом в развитии эстетических представлений дошкольников. Здесь педагогу необходимо не только применять индивидуальный подход к каждому маленькому художнику, но и учитывать возрастные особенности той или иной группы детей. Нужно помнить, что все дети разные. Одни лучше воспринимают на слух, другим важно увидеть, третьим – потрогать. Поэтому в работе даже над одним рисунком педагогу нужно найти формы и способы воздействия на зрительные, слуховые и тактильные ощущения детей. Это можно сделать через игру. Игровая форма проведения продуктивной деятельности захватывает ребят, повышая их эмоциональную отзывчивость, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Использование в продуктивной деятельности детей нетрадиционных техник рисования дает положительный результат в развитии эстетических представлений. Но при этом педагогу важно помнить, что овладение только одной из техник дает достаточно узкое понимание того или иного предмета или явления. Поэтому важно давать дошкольникам задания интегрированного характера. Например, сначала педагог с детьми могут создать узнаваемый тематический образ техникой «печать от руки», затем декорировать изображение, используя техники «пальчиковое рисование» или «витраж», и наконец, получив расширенное представление о предмете, создать объёмный образ техникой «лепка из солёного теста». Многогранное рассматривание предмета или явления, наблюдение за их свойствами, прорабатывание их в рисунках и поделках даст наибольшее количество ярких ощущений детям, чувство эмоционально-духовной сопричастности к воспринимаемому изображению.

Опыт работы показывает, что овладение той или иной нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, придумывают тематические картины и создают самостоятельные образы, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Малыши готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Конечно, у некоторых ребят не все получается с первого раза. Сравнивая свои поделки и рисунки, дети иногда испытывают неудовлетворенность своей работой. Поэтому так важно в конце продуктивной деятельности показать несколько лучших работ, не анализируя их. Цель показа – привлечь внимание детей к результатам их деятельности. При этом необходимо сказать несколько добрых слов о работах остальных детей, так как положительная оценка не только доставит детям удовольствие, но и будет способствовать сохранению интереса к изобразительной деятельности.

Литература:

1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ – СПб.: КАРО, 2008.

2. Психология развития. Словарь/ Под. ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕРСЭ, 2005.

3. Гончарова Е. В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский гос. пед. институт. –– Нижневартовск, 2000.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области