Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие «интеллект» с точки зрения различных авторов. Структура интеллекта

Цель Выявить теоретическое обоснование интеллектуального развития с точки зрения различных авторов. Задачи 1. Проанализировать проблему интеллектуальных способностей в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить развитие интеллектуальных способностей в каждом возрастном этапе. 3. Охарактеризовать проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Понятие «интеллект» с точки зрения различных авторов.

Структура интеллекта

Развитие общий способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Интеллект - от лат. Intellect us - познание, понимание, рассудок способность мышления, рационального познания в отличие от душевных способностей как чувство, воля, интуиция, воображение и другие.

Интеллект (нем. Verstand рассудок) - как дееспособность образования мнений, интеллект - как дееспособность образования метафизических мыслях [17].

Термин интеллект представляет собой латинский перевод древне - греческого мнения - нус (ум) и по собственному смыслу идентичен ему. В схоластике он употреблялся для смысла высочайшей познавательной возможности. В оборотном смысле эти определения употреблены у Канта.

Интеллект – в широком значении это вся познавательная работа человека, в узком значении, процесс мышления, неразрывно связанный с языком как средство общения, обмена мыслями и обоюдного осознания людей. В идеалистической психологии и философии умственные способности делится от чувственного знания и практики перевоплощения в самостоятельную духовную сущность.

1.Способность синтезировать новые идеи.

2.Способность адекватно реагировать на окружающую среду.

3.Образовательный уровень.

4.Генетическая предрасположенность к мышлению.

5.Способность выбирать наиболее рациональные решения.

6.Потребность в исследовании и анализе окружающей среды.

«Интеллект, по суждению Векслера – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», то есть интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде [16, с. 343].

Интеллект является основной формой познания действительности.

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:

1.способность к обучению,

2.оперирование символами,

3.способность к активному овладению закономерности окружающий нас действительности.

Зачастую интеллект оценивают, как вероятность приспосабливаться к свежим обстановкам, применяя ранее обретенный навык. В предоставленном случаи интеллект практически отождествляется со возможностью к обучению. Впрочем, нужно припоминать о том, собственно, что разум заключает в себе продуктивное начало. Самое весомое для человека интеллект, состоящий в том, собственно, что он разрешает отображать закономерные связи и дела предметов и явлений находящегося вокруг мира, что наиболее может помочь творчески преобразовывать реальность [2].

Термин интеллект нередко используется для такого, с тем, чтобы обнаружить ключевую специфику людской психической работы. При этом не стоит упускать из виду, собственно то, что дееспособность иметь дело с абстрактными знаками и отношениями – лишь только 1 сторона интеллекта. Не наименее значимая и эта сторона как конкретность мышления.

В историческом плане интеллект обычно рассматривается в рамках 2-ух ведущих направлений: тестологии и экспериментально-психологический. В первый раз о нахождении персонального различия в интеллектуальных возможностях заговорил, Фр. Гальтон [30]. Им в качестве связывающего проявления разума была представлена уровень выраженности простых сенсорных функций (различительной чувствительности в критериях восприятия цвета, объема, высоты звуков, времени реакции на свет, звук и прочие).

Дело собственно в том, что вначале тестологии появилось осознание разума как эмоциональную (интеллектуальную) границу, проявляющей себя в конкретной «задачной» истории. В сути, была принята склонная трактовка интеллекта: интеллект как метод поведения в конкретной ситуации, то есть работать в тех или же других критериях умственно зрело.

На предоставленном рубеже становления тестологии интеллект рассматривается, данным образом, не только как дееспособность к познавательной работы, сколько достигнутый уровень психологической зрелости, проявляющийся в показателях степени развитости конкретных познавательных функций (как вербальных, например и невербальных), а еще степени усвоения конкретных знаний, умений и способностей.

Работу над исследованием интеллекта продолжили А. Бине и Т. Симон [16]. Они подключили в собственную умственную шкалу, нацеленную на измерение интеллектуального становления малыша, более трудные познавательные функции (запоминание, осведомленность, осознание и прочее).

К примеру, Дж. Томпсон заявляет, собственно то, что интеллект — это не напрямую идентифицируемая черта, а теоретическое понятие, которое упрощает и складывает конкретные поведенческие свойства [16]. По С. Боману, интеллект — это «...не настоящее свойство интеллекта..., а элементарная черта личности совместно с ее личными действиями» [30, с. 9].

Прецеденты заставляли принять, собственно то, что интеллект – это раскрытое понятие, который имеет возможность подведения до бесконечности размашистый круг разного на подобии поведения.

Стратегия изучения интеллекта при этом его осознании казалась тривиальной: исследовать разум следует сквозь определенные поведенческие «примеры» умственного поведения, в отдельных случаях которое считается ситуация выполнения тестовых задач. Впрочем, ученые столкнулись вблизи нешуточных противоречий, которые в свое время выработал Т. Майлс [21].

Обнаружилось, собственно, что примеры поведения, которые рассматриваются как умственные, считаются такими в силу притязаний доминирующей культуры.

Ещё одно логическое старание, сообразно которому интеллект не больше чем образованный артефакт. Стернберг с соавторами совершили попытку на уровне эмпирического изучения квалифицировать умственный поведенческий образец. На базе прецедентов получилось обнаружить 3 обычные формы умственного поведения:

1. Вербальный интеллект (знание большого числа слов, чтение с высоким уровнем понимания и другие);

2. решение проблем (способность строить планы, применять знания и другие);

3. практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и другие) [42].

Не вызывает сомнения, что выделенные прототипы настолько неконкретны, что термин «интеллект» фактически остается пустым.

Хебб с иной стороны оценивает интеллект. Он выделяет разум А – это потенциал, который формируется в момент зачатия и работает почвой для становления умственной возможности личности. Собственно, что касается разума В, то он оформляется в итоге взаимодействия всего вероятного разума с находящейся вокруг средой. Расценить, возможно, лишь только данный «результативный» разум, следя, как человек совершает интеллектуальные операции. Вследствие этого мы ни разу не сможем признать, собственно, что дает собой разум А.

Умственные исследования Векслера, широко используется для диагностики интеллекта, сделаны на базе иерархической модели интеллекта. Векслер считал, собственно, что вербальный интеллект отображает обретенные человеком возможности, а невербальный интеллект – его природные психофизиологические способности. Итоги изучения, проведенные на близнецах, демонстрируют, что, напротив, желательно наследственность обоснована оценкой по вербальным заданиям теста Векслера, а характеристики выполнения невербальных исследований находится в зависимости от общественных моментов, навыка человека [10].

В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается частичный фактор, по Спирмену, на следующем уровне располагаться два основных групповых фактора:

вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление);

практико-технические способности (наглядно-действенное мышление).

На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и прочие, в основу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы.

Так, Л.С. Выготский открыл ведущее устройство психологического (во что количестве интеллектуального), становления, заключался он в формировании подвижных систем межфункциональных связей («психологических систем»), подмечал, собственно, что основная роль в перестановке познавательных функций играет понятийное мышление, по-другому понятийные системы считаются «ключом ко всем процессам становления и процессам распада» [22].

Этим образом, как раз понятийное мышление рассматривается как отправной место для осознания тех когнитивных устройств, которые лежат в базе объединения людского разума.

В российской психологии в работе О.К. Тихомирова и его служащих был предложен личный вариант объяснения устройств умственной энергичности, в качестве которых анализировались личные моменты, в частности изучалось воздействие на развертывание умственных процессов мотивов, впечатлении, целеполагания и иные [42].

Широкое распространение в последние годы получили неотестологические теории интеллекта Г. Айзенка, Ч. Спирмена, Р. Стернберга, Э. Ханта [8]. Для теорий этого типа характерно признание IQ-концепции интеллекта, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и другие.

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка значения интеллекта человека (коэффициент интеллектуального развития): степень интеллекта относительно значения интеллекта среднего человека (такого же или же среднего возраста); в узком значении — отношение так называемого интеллектуального возраста к настоящему хронологическому возрасту предоставленного лица (индивида). Ориентируется с поддержкой особых исследований (таких как тест Айзенка). Коэффициент интеллекта считается попыткой оценки фактора совместного интеллекта.

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. Он направил внимание на нешуточные дефекты интеллектуального возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн внес предложение применить в роли показателя интеллекта частное от разделения интеллектуального возраста на хронологический. IQ в первый раз был применен в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В исследовательских работах Б.Г. Ананьев сделал вывод о том, собственно, что по мере подъема умственных вероятностей все в большей мере воздействует высочайшая степень познавательного становления, то есть сквозь систему когнитивных синтезов «сверху» и «снизу», которая и сформирует целостную структуру людского разума.

Принципиально выделить, собственно, что следует говорить элементарно о межфункциональных связях отдельных познавательных функций, а как раз о приобретении любой отдельной познавательной функцией свойства интегральности [30].

Как на данный счет писал Л.С. Выготский, в критериях умственной зрелости любая познавательная функция перестает быть предоставленной познавательной функцией в «чистом виде»: восприятие выступает уже как доля приятного мышления, процесс запоминания преобразуется в сплав памяти и мышления и, например дальше, показывает «интеллект в действии» [22].

Южноамериканский специалист по психологии Дж. Гилфорд дает интеллект как кубическую модель. Он подчеркнул 120 моментов интеллекта, исходя из такого, какие интеллектуальные операции необходимы, к какому итогу приведут эти операции и каково их содержание (содержание имеет возможность быть образным, символическим, семантическим, поведенческим) [39].

У Бине и Векслера интеллект - это одноуровневая модель с 2-мя блоками характеристик вербального и невербального (действенного и образного) характера.

По суждению Кэттела, у любого человека с рождения существует вероятный интеллект, лежащий в основе нашей возможности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Приблизительно к 20 годам данный разум добивается предельного расцвета. С иной стороны, складывается «кристаллический интеллект», состоящий из всевозможных способностей и познаний, обретенные в процессе скопления актуального навыка.

«Кристаллический интеллект» появляется при заключении задач привыкания к находящейся вокруг среде и настоятельно просит становления 1-й возможностей за счет иных, а еще приобретает определенные способности. Этим образом, «кристаллический интеллект» ориентируется мерой овладения культурой такого общества, к которому принадлежит человек.

Момент свободного, или же вероятного, интеллекта коррелирует с моментом «связного, разума, или же кристаллического», например как вероятный интеллект определяет первичное скопление познаний. С точки зрения Кэттела, вероятный, или же вакантный, интеллект независим от приобщения к культуре. Его степень ориентируется степенью становления третичных зон коры головного мозга. Парциальные, или же приватные, моменты интеллекта (например, визуализация – манипулировать зрительным образом) ориентируются уровнем становления отдельных сенсорных и моторных зон головного мозга. Кэттел попробовал сконструировать анализ, свободных от воздействия культуры, на пространственно-геометрическом материале [3].

Б.Г. Ананьев оценивал интеллект как многоуровневую компанию познавательных сил, обхватывающий все процессы, состояния и качества личности. В собственную очередь, данная конструкция связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими чертами. Они определяют меру умственного напряжения и уровень ее вреда или же полезности для самочувствия человека. При этом раскладе интеллект рассматривается как интегральное воспитание познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высочайшие характеристики по интеллекту предсказывают удачливость человека в всяком облике работы [5].

Перейдем к обсуждению вопроса о структуре интеллекта.

У Ч. Спирмена интеллект выступает как коммуникабельный момент интеллектуальной энергии. Он зарекомендовал, собственно, что триумф всякой умственной работы находится в зависимости от совместного фактора, совместной возможности. Он подчеркнул главный момент разума (фактор G) и момент S, служащий показателем своеобразных возможностей. С точки зрения Спирмена, любой человек охарактеризуется конкретным уровнем совместного разума, от которого находится в зависимости приспособление человека к находящейся вокруг среде. Не считая такого, есть в разной степени своеобразные возможности, проявляющиеся в заключении определенных задач [8].

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1.счетную способность, то есть способность выполнять арифметические действия и оперировать числами;

2.вербальную (словесную) гибкость, легкость, то есть человек может объяснять, используя наиболее подходящие слова;

3.вербальное восприятие, то есть способность понимать письменную и устную речь;

4.пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные формы, предметы в пространстве;

5.память;

6.способность к рассуждению;

7.быстроту восприятия различия или сходства между изображениями и предметами.

Под структурой совместного интеллекта считаются образования невербального и вербального разума. Вербальный разум демонстрирует особенности вербально-логической формы совместного интеллекта с преимущественной опорой на познания, которые, находятся в зависимости от образования, актуального навыка, общественной среды, культуры всякого отдельного человека. Невербальный интеллект находится в зависимости не столько от познаний, сколько от умений человека и его психофизиологической особенности, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта исполняется впоследствии складывания отдельных характеристик выполнения всякого поручения, при этом приобретенная сумма соотносится с возрастом испытуемого.

Интеллект, по определению специалиста по психологии М.А. Холодной, - это «форма организации персонального навыка интеллектуальной работы человека» [48, с. 5]. Она именует его ментальный навык. Скопленный интеллектуальный навык даёт вероятность человеку исполнять определённые умственные функции (выделять ключевую идея, ассоциировать объекты, держать под контролем необходимости и прочие).

Интеллектуальные способности – это персонально – психологическое свойство человека, являющиеся условием удачного выполнения всевозможных обликов умственной работы. От того, как многообразны его умственные функции, от этого зависит степень становления его умственных возможностей.

М.А. Холодная выделяет четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующие четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили [48, с. 138].

1. Конвергентные способности находить себя в показателях эффективности процесса переработки информации, во-первых, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации.

2. Дивергентные способности (креативность) - это способность порождать многие разнообразные оригинальные идей в нерегламентированных условиях деятельности. В качестве критериев креативности рассматривают комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности, таких, как беглость идей, оригинальность, восприимчивость к необычным деталям и метафоричность мышления.

3. При широкой трактовке обучаемость рассматривается как общая способность к усвоению новых знаний. В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп роста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий.

4. Познавательные стили - это индивидуально-своеобразный способ переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и так далее).

Итак, проанализировав литературу по проблеме исследования, мы выявили, что в психологической науке нет единого мнения по поводу определения интеллектуальных способностей и интеллекта.

В.Н. Дружинин выделяет первичное определение интеллекта как некоторые возможности, определяющей совместную успешность привыкания человека к новым условиям. Устройство интеллекта имеет место быть в решении задачи во внутреннем плане воздействия («в уме») при преобладании роли сознания над бессознательностью. Следует обозначить, собственно, что в целом интеллект стает как конструкция возможностей, а в структуру интеллекта входят все познавательные процессы, уровень развития памяти, восприятия, воображении, внимания, мышления, речи, а так же и осведомленность человека о находящемся вокруг мире.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области