Методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников
Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семьях.
Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, что бы удовлетворить пытливый ум ребёнка. Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком.
Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).
Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму.
Для успешного экологического воспитания дошкольников родителям необходимо соблюдать следующие условия:
1. Учить детей с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы.
2. Научить дошкольника жалеть живое существо, так как ему больно, как и нам.
3. Научить ребенка видеть и понимать состояние другого существа, например, почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
4. Пойти с дошкольниками на прогулку, в поход, путешествие, чтобы он увидел парк, берег речки, лес, поле со всеми своим обитателями.
5. Рассказать ребенку, что нельзя брать животных из леса, так как они должны жить в своем доме. 6. Предупредить, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека.
7. Завести дома какое-либо животное, чтобы он мог ухаживать за ним, потому что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности.
8. Давать возможность дошкольникам самим участвовать в уходе за растениями.
9. Любить природу самим. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру.
Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.