НОД в старшей группе «В поисках лампочки»
Цель: Привлечение внимания детей к проблеме использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов
Задачи:
• Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни.
• Развивать грамотное обращение с энергетическими ресурсами.
• Закрепить знания об электроприборах
• Развивать монологическую речь, расширять словарный запас.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу прочитать отрывок из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце».Солнце по небу гулялоИ за тучку забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке темно.А сороки –БелобокиПоскакали по полям,Закричали журавлям:« Горе! Горе! КрокодилСолнце в небе проглотил!»Наступила темнота……Воспитатель: Ребята, почему в сказке наступила темнота? (ответы детей). Для чего нужно нам солнце? (свет, тепло). От чего ещё бывает светло? (звёзды, луна, фонарик, электрическая лампочка).
Стук в дверь (входит гномик Экономка)Экономка: Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Здравствуй гномик.
Экономка: Я не просто гномик,Я – гномик Экономка.Я ужасно скромная,И очень экономная,А так же бережливая.Свет, тепло, вода и газПросто так не льются,И природой нам ониДаром не даются!
Дети я потеряла свою подружку, может вы её видели. Она выглядит вот так:Дом – стеклянный пузырёк,А живёт в нём огонёк.Днём он спит, а как проснётся,Ярким пламенем зажжётся (лампочка). После ответа детей показывает ответ картинку с изображением простой лампочки
Экономка: вчера перед сном я рассказала ей сказку про две лампочки. А утром я проснулась и увидела, что моя лампочка исчезла.
Воспитатель: А, что это за сказка такая? Мы с ребятами не знаем такой сказки.
Экономка: Да, что вы? Хотите я вам расскажу?
Сказка про две лампочки.
Не в некотором царстве, и даже не в государстве, а в простой квартире под номером четыре. Жили-были две лампочки. Жили, не тужили, людям верой правдою служили. Одна лампочка была обычная, но зато очень опытная, ее изобрел А. Н Лодыгин в 1872 году, и она уже долго служила людям. Вторая лампочка энергосберегающая, молодая энергичная она появилась в доме в 2010 году, и до сих пор приносит пользу.
Так вот. В один прекрасный день, эти две подруги, поспорили между собой: которая из них лучше и, кто из них приносит больше пользы человеку?
Обычная лампочка настаивала на том, что именно с ней людям живется лучше. Ведь она первая появилась, стоит намного дешевле и до сих пор ею пользуются.
«За это тебе, конечно, спасибо, но сейчас большим спросом пользуюсь я!» Возразила энергосберегающая лампочка. «Кроме того, я современнее, практичнее, долго не перегораю, дольше служу своим хозяевам, а главное, приношу меньший вред планете!»
Так бы и спорили, они. Но в один совершенно обычный день, обычная лампочка, перегорела и на ее место вкрутили энергосберегающую. Энергосберегающая, конечно, расстроилась, что её соседки больше нет, но продолжает выполнять свою работу и служить людям.
Воспитатель: Замечательная сказка. Правда, ребята? Но всё - таки надо признать, что все простые лампочки со временем будут заменены на экономные, потребляющие меньше энергии и приносящие меньший урон Земле. Я думаю, что твоя лампочка ушла следить за тем, чтобы люди экономили электроэнергию. А, ты Экономка, оставайся у нас мы как раз говорим об электричестве. Надеюсь, что лампочка нагуляется и придет.
Воспитатель : А вы знаете, что сейчас в наших домах очень много помощников, которые не работают без электричества. Давайте их вспомним. Я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте.
Ходит, бродит по коврам
Водит носом по углам
Где прошел там - пыли нет,
Пыль и сор его обед. (Пылесос) (Слайд 3,4)
Отгадай скорей , дружок,
Что за снежный теремок?
Бережет в жару для нас
Молоко, сметану, квас. (Холодильник) (Слайд 5,6)
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать ! (Утюг) (Слайд 7,8)
Что за чудо, что за ящик!
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор) (Слайд 9,10)
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка) (Слайд 11,12)
Что за машина - просто диво!
После нее все чисто, красиво…
Пятно и грязь всю отстирала
Сама все отжала и прополоскала. (Стиральная машина) (Слайд 13,14)
Ребята, а как общим словом можно назвать эти предметы. (Электроприборы)
А почему они так называются? (Работают от электричества).
Экономка: Ребята, а давайте вместе со мной, станцуем танец про эти приборы. Музыкальная пауза ( аудио запись ) песенка про помогатор из м/ф «Фиксики».
А вы знаете, что в древние времена, ребята, электричества не было. Что же заменяло электроприборы, сейчас мы с вами узнаем.
Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас».
(детям предлагаются карточки с изображением предметов современных электроприборов и предметов из прошлого. Задача детей подобрать соответствующие картинки).
Воспитатель: Молодцы, вы успешно выполнили задание.
Ребята, но электричество может быть не только полезным, но и очень опасным для жизни и здоровья людей. А чтобы оно стало нашим другом, нужно соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним их.
Игра «Что означает эта карточка» ( Детям показываются слады изображением техники безопасности. Задача детей рассказать, что изображено).
1 Не играй с розеткой! (Слайд 17)
2 Не трогай оголенные провода! (Слайд 18)
3 Не включай электроприборы без разрешения взрослых ! (Слайд 19)
4 Нельзя использовать неисправные электроприборы! (Слайд 20)
5 Нельзя трогать электроприборы мокрыми руками! (Слайд 21)
Молодцы ребята, обязательно соблюдайте эти правила!
Воспитатель: А сейчас представьте, что вы самый главный энергетик в доме. Ваша задача – следить за экономией электроэнергии. Что нужно делать, чтобы сэкономить электроэнергию? Ответы детей. Затем показ слайдов.
1 Всегда выключай свет, когда выходишь из дома! (Слайд 23)
2 Не оставляй включенным телевизор, если не смотришь! (Слайд 24)
3 Всегда выключай свет в светлое время суток ! (Слайд 25)
4 Не включай сразу несколько электроприборов ! (Слайд 26)
5 Замени лампочки накаливания на энергосберегающие! (Слайд 27)
Воспитатель: Молодцы , ребята, вы стали настоящими энергетиками, научились экономно расходовать электроэнергию. Ой, посмотрите, а вот и сбежавшая лампа. Надо отнести ее Экономке.
Экономка: Спасибо, ребята! Ой, а это же не моя лампочка, она совсем другая.
Воспитатель: Не переживай, Экономка, это твоя лампочка, просто она пока пряталась очень внимательно слушала ребят и решила поменять свой наряд на новый, энергосберегающий.Беречь всегда, беречь везде,Беречь на суше и в воде.Чем больше света сбережём,Тем лучше все мы заживём! (Слайд 28)