Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Эрудит» г. Перми
ПРОЕКТ
СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
«СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Автор проекта:
Агафонова Татьяна Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
Пермь 2020 г.
Паспорт проекта
Тип проекта | Новый долгосрочный проект |
Руководитель проекта | Агафонова Татьяна Михайловна – воспитатель |
Продолжительность проекта с указанием сроков начала и окончания | январь 2020 года – май 2021 года |
Партнёры, участвующие в проекте | Пермский театр кукол Пермский краевой театр юного зрителя Некрасова И.А – специалист по информационно-коммуникационным технологиям |
Аннотация проекта | Данный проект способен решить задачи реализации художественно-эстетического направления развития личности дошкольника с помощью организации семейных спектаклей. |
Партнеры проекта
Партнеры | Роль в проекте |
Пермский театр кукол; Пермский краевой театр юного зрителя | Организация и проведение экскурсий, спектаклей, мастер-классов |
Специалист по информационно-коммуникационным технологиям Некрасова И.А. | Информационное обеспечение проекта |
Обоснование образовательного проекта
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
На сегодняшнее время очень актуальной является проблема отдалённости родителей от детей в силу их занятости. В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения к работе с семьёй. Педагог должен стать не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Следует отметить, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при совместной деятельности создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества, которая позволяет проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Поэтому основной идеей проекта является включение родителей в совместную деятельность, используя возможности театрализованной игры.
Детям очень нравится играть и придумывать различные истории – они как будто переносятся в собственный, созданный ими мир. Исходя из этого, можно сделать вывод, что путь к сердцу каждого ребенка, без всякого сомнения, можно найти с помощью игры, фантазии и воображения. Кроме того, художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Безусловно, не только детям, участвующим в театрализованных мероприятиях, но и родителям, будет интересна работа над созданием семейных спектаклей. Традиция семейного творчества имеет в России давнюю историю – еще в дворянских семьях создавались семейные театры. В таких труппах свое творчество начинали многие русские классики. И сейчас во многих семьях считают, что совместное творчество как нельзя лучше укрепляет семью и развивает хороший вкус.
Данный проект способен решить задачи реализации художественно-эстетического направления развития личности дошкольника с помощью организации семейных спектаклей.
Цель проекта: Реализация детско-родительских театральных проектов «Сказочная страна»
Задачи:
разработать программу организации семейных спектаклей «ТеАтР»;
создать «Виртуальную сказочную гостиную» на сайте детского сада 397.perm.ru;
разработать мониторинг оценки эффективности реализации новой модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Прогнозируемый результат
В ходе реализации проекта будет разработана программа организации семейных спектаклей «ТеАтР». Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством постановки семейных театрализованных представлений. Программа составлена с учетом реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе реализации принципа интеграции образовательных областей. В основу программы войдут как семейные постановки, так и предложенные воспитателем спектакли, в том числе обыгрывание стихов, пантомимические этюды, постановка простейших инсценировок, сказок, басен.
Целевая аудитория, на которую рассчитан проект: дети и родители группы «Звездочки» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 397» г. Перми, а также дети других групп.
Проект будет реализован в 4 этапа
1 этап. Анализ образовательного пространства
Задача этапа | Результат |
Изучение инновационного педагогического опыта по организации совместной театрализованной деятельности | Составлен информационный кейс «Театр и семья» |
Проведение мониторинга готовности родителей к реализации проекта | Проведено анкетирование, по результатам которого не менее 50 % включатся в реализацию проекта |
Анализ предметно-развивающей среды для реализации проекта | Составлен перечень игрового оборудования для организации театрализованной деятельности |
Поиск партнеров для реализации проекта | Заключены договоры о совместной деятельности с 2 театрами города – Пермский театр кукол, Пермский краевой театр юного зрителя |
2 этап. Технологический
Задача этапа | Результат |
Разработать план взаимодействия с социальными институтами по знакомству семей с «Закулисьем» | Разработан план совместной деятельности с Пермским театром кукол и Пермским краевым театром юного зрителя |
Разработать план-программу по постановке и реализации семейных спектаклей | Составлен план организации и проведения семейных спектаклей «ТеАтР» |
Разработать систему оценки эффективности реализации новой модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников | Разработан диагностический пакет (не менее 8 анкет и диагностик эффективности реализации программы «ТеАтР») |
Разработать концепцию проведения «Сказочного фестиваля» | Разработано положение о проведении фестиваля, символика и план подготовки |
3этап. Реализация основных мероприятий проекта
Задача | Результат |
Поставить общие спектакли с участием детей и родителей | Показано для детей младших и средних групп не менее 3 спектаклей |
Поставить совместно с сотрудниками Пермского театра кукол спектакли с взрослым составом | Показаны 2 сказки для воспитанников и детей старших групп ДОУ |
Организовать мастер-классы для родителей группы и педагогов ДОУ по подготовке семейных спектаклей | Проведено не менее 5 мастер-классов под общим названием «Подарите детям сказку» (составление афиш, декорирование спектакля, разработка дизайна костюмов, сценическая речь) |
Создание «Виртуальной сказочной гостиной» | Создана «Виртуальная сказочная гостиная» на сайте детского сада |
Разработать видео-уроки по обучению актерскому мастерству для родителей группы «Как стать актером» | Разработано не менее 6 видео – уроков по актерскому мастерству «Как стать актером» |
Организовать проведение «Сказочного фестиваля» | Проведен фестиваль лучших семей видео-спектаклей. Определены обладатели премии «Золотая маска» |
4 этап. Подведение итогов реализации проекта
Задача | Результат |
Анализ эффективности деятельности по проекту | Проведено анкетирование среди родителей группы и детского сада |
Создание кейса видео-уроков и фотоальбомов по результатам реализации проекта | Созданы четыре кейса видео-уроков и три фотоальбома |
Подготовить методические рекомендации по организации работы в рамках проекта для воспитателей дошкольных учреждений | Выпуск методического пособия по работе с семьями «Сказочная страна» |
Проведение мастер-классов для педагогов и родителей ДОУ и района | Проведено два мастер-класса «Подарите детям сказку» |
Подготовить материалы по реализации проекта для распространения опыта работы | Выступление на итоговом Педагогическом совете ДОУ Размещены материалы на сайте Всероссийский интернет-педсовет, Академия Родительства |
План реализации, планируемые результаты
Мероприятия | Сроки | Продукт | Ответственные |
1 этап. Анализ образовательного пространства | |||
Изучение инновационного педагогического опыта по организации совместной театрализованной деятельности | январь 2018 | Информационный кейс «Театр и семья» | Агафонова Т.М. |
Проведение мониторинга готовности родителей к реализации проекта | февраль 2018 | Составлена аналитическая справка по результатам мониторинга | Агафонова Т.М. |
Анализ предметно-развивающей среды для реализации проекта | март 2018 | Составлен перечень игрового оборудования для организации театрализованной деятельности | Агафонова Т.М. |
Поиск партнеров для реализации проекта | март 2018 | Договоры с партнера проекта | Агафонова Т.М. |
2 этап. Технологический | |||
Разработать план взаимодействия с социальными институтами по знакомству семей с «Закулисьем» | апрель 2018 | Составлен план по взаимодействию с социальными институтами | Балмашева А.А. |
Разработать план-программу по постановке и реализации семейных спектаклей | май-июнь 2018 | Составлен план –программа по постановке семейных спектаклей | Агафонова Т.М. |
Разработать систему оценки эффективности реализации новой модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников | июль 2018 | Составлен диагностический пакет (анкеты, диагностики, методики) | Агафонова Т.М. |
Разработать концепцию проведения «Сказочного фестиваля» | август 2018 | Составлено положение о проведении фестиваля, макет символики, сценарный план подготовки проведения фестиваля | Агафонова Т.М.. |
3этап. Реализация основных мероприятий проекта | |||
Поставить общие спектакли с участием детей и родителей | сентябрь-октябрь 2018 | Составлены сценарии 3 спектаклей, отзывы родителей | |
Поставить совместно с сотрудниками Пермского театра кукол спектакли с взрослым составом | январь –февраль 2019 | Сценарий спектакля, фото - материалы | Агафонова Т.М. Малкова К.С. |
Организовать мастер-классы для родителей группы и педагогов ДОУ по подготовке семейных спектаклей | декабрь 2019 | Сценарии мастер – классов, фото, отзывы родителей о мероприятии | Агафонова Т.М. |
Проведение мастер-классов для педагогов и родителей ДОУ и района | ноябрь 2019 | Оформление выставки | Агафонова Т.М. |
Создание «Виртуальной сказочной гостиной» | март 2019 | Блог на сайте детского сада | Некрасова И.А. |
Разработать видео-уроки по обучению актерскому мастерству для родителей группы «Как стать актером» | апрель 2019 | Диск с видео - уроками | Агафонова Т.М. Малкова К.С. |
Организовать проведение «Сказочного фестиваля» | май 2019 | Выставка по итогам фестиваля | Балмашева А.А. |
4 этап. Подведение итогов реализации проекта | |||
Анализ эффективности деятельности по проекту | июнь 2019 | Анкеты по результатам деятельности, аналитическая справка | Агафонова Т.М. |
Создание кейса видео - уроков и фотоальбомов по результатам реализации проекта | июнь 2019 | Кейс с видео - уроками | Агафонова Т.М. |
Подготовить методические рекомендации по организации работы в рамках проекта для воспитателей дошкольных учреждений | июль 2019 | Пособие «Сказочная страна» | Агафонова Т.М. Балмашева А.А. |
Проведение мастер-классов для педагогов и родителей ДОУ и района | август 2019 | Сценарии мастер – классов, фото, отзывы родителей о мероприятии | Агафонова Т.М. |
Подготовить материалы по реализации проекта для распространения опыта работы | август 2019 | Пакет с документацией по реализации проекта | Агафонова Т.М. |
Положительные эффекты проекта по отношению к участникам
Категория участников | Положительные эффекты |
Родители | - улучшение взаимопонимания между родителями и детьми - раскрытие творческого потенциала - улучшение умения работы в команде |
Дети | - социальная адаптация; - социализация в коллективе детей и взрослых |
Педагоги | - повышение профессионального мастерства в работе с родителями и детьми - возможность реализации авторских программ |
МАДОУ | - развитие новых форм взаимодействия родителей и детей - расширение форм социально-педагогической работы с семьями - обеспечение конкурентоспособности |
Партнеры | - участие в социальных проектах |
6.Обозначение рисков и путей их преодоления
№ | Содержательная сторона риска | Возможные пути преодоления риска |
1. | Недостаток времени | Расширить круг заинтересованных партнеров участвующих в проекте |
2. | Низкая заинтересованность родителей в совместной деятельности | Организация работы только с заинтересованными родителями, привлечение других родителей к организационным вопросам |
5. Перспективы развития проекта
Реализация проекта позволит апробировать новые модели взаимодействия родителей и детей с помощью постановки спектаклей. Данная программа будет представлена в других детских садах.
Материалы проекта будут доступными для родительской и педагогической общественности. Доступность материалов будет обеспечена через выпуск тематического сборника «Сказочная страна». Для заинтересованных педагогов по итогам проекта будет проведен семинар-презентация, организовано проведение семинаров, краткосрочных образовательно-профессиональных программ и мастер-классов.