Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Оренбурга
Конспект занятия
Тема: Введение в программу хорового коллектива «Дружба»
базовый уровень (3-й, 4-й год обучения)
Вводное занятие
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе хорового коллектива «Дружба»
Возраст детей: 10 лет
Автор-составитель: Ефимова О.Г.
педагог дополнительного образования
отдела «Лицей после лицея»
МАУДО ЦДТ г. Оренбурга
Оренбург, 2019 г.
Тема: Введение в программу хорового коллектива «Дружба»
Тип занятия: вводное (ознакомление с новым материалом)
Цель: развитие у детей интереса к хоровому пению.
Задачи:
Обучающие:
Расширить музыкальный кругозор;
Познакомить с основными понятиями «хор», «хормейстер», «хористы», «певческая установка», «распевание»;
Разучить и исполнить попевки «Эхо», «Козел и коза»;
Развивающие:
Развить музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память;
Развить эмоциональную выразительность.
Воспитательные:
Сформировать интерес к занятиям хора.
Форма проведения занятия
Комбинированное занятие. На занятии используются традиционные формы и приемы: рассказ, беседа, практическая работа, коллективная работа; импровизационный момент.
План занятия:
1. организационный – общий настрой на занятие;
2. подготовительный – сообщение темы занятия, подготовка к познавательной деятельности.
3. основной – изучение нового материала, формирование целостного восприятия от музыкального произведения, закрепление изученного, обобщение и систематизация;
4. заключительный – анализ работы, подведение итогов.
Методы, используемые на занятии:
Словесные – рассказ педагога о хоре, диалог с обучающимися;
Наглядные – иллюстрации, слова попевки, вокальный показ педагога;
Практические – учебно-тренировочные упражнения, исполнение попевок.
Метод проблемного обучения – постановка проблемных вопросов; объяснение и разбор основных понятий, терминов;
игровые – воображения (правила певческой установки, учебно-тренировочные упражнения).
Оборудование для педагога – фортепиано.
Оборудование для учащихся – стулья.
Этапы и задачи занятия (план занятия)
Этапы и задачи занятия | Деятельность педагога | Планируемые результаты. | Время |
Этап 1 Организационный: активизация внимания | Знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей. | - Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом. | 10.30-10.30 |
Этап 2 Подготовительный: Введение в тему занятия, подготовка к познавательной деятельности | Создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом. Приветствие, демонстрация стихотворения про хор. Сообщение темы. | - Прослушивание песни исполняемой педагогом; - ответы на вопрос. | 10.30-10.33 |
Этап III. Основной: Объяснение темы занятия: изучение нового материала; обучение целостному восприятию музыкального произведения; закрепление изученного; обобщение и систематизация полученных знаний. | - рассказ о хоре; - знакомство с правилами певческой установки, - демонстрация песни «Петь приятно и удобно», муз. и сл. В. Степанова; -демонстрация хоровых попевок «Эхо» и «Козел и коза». | Восприятие и анализ нового материала. - ответы на вопросы. - прослушивание песни «Петь приятно и удобно» - пение учебно-тренировочных упражнений. - повторение за педагогом слов, ритма, мелодии песни; - пропевание музыкальных фраз про себя (внутренним слухом); - пропевание по группам небольших фрагментов с педагогом и аккомпанементом. - пропевание куплета и припева целиком с аккомпанементом фортепиано; - определение характера музыки. | 10.33-10.45 |
Этап IV. Заключительный: Подведение итогов; проверка усвоения детьми пройденного материала; самоанализ обучающихся. | - выявление знаний, которые приобрели обучающиеся на занятии. - выявление степени удовлетворенности детей занятием. - прощание. | - ответы на вопросы; - высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию. | 10.48-10.50 |
Всего: | 20мин |
Конспект занятия
Действия педагога | Действия учащихся | Планируемые результаты |
I.Организационный этап Педагог активизирует внимание детей. II. Подготовительный этап Педагог приветствует детей, знакомит их с темой занятия путем создания поисковой ситуации – педагог читает стихотворение и предлагает ребятам самим определить – каким видом деятельности они будут заниматься. Одному на сцене петь Очень неудобно!Могут просто освистеть Иль не станут хлопать.Но на сцену я, друзья,Выйду без испуга.Если с хором буду я,То всё будет круто!Если с хором я пою, Веселей поётся!Там, где сам не попаду,Хором попадётся...Если я слова забыл, Вспомню вместе с вами.Если я в такт не вступил,Вы вступайте сами...Если ж премию дадутХору и медали,Гордо всем тогда скажу:"Вот как я! Видали?" III. Основной этап (объяснение темы) Люди издавна любили петь не в одиночку, а вместе. Еще наши бабушки, прабабушки, сидя за рукоделием заводили песни. Достаточно было кому-то одному запеть, как тут же подхватывали другие. Откуда же пришло слово хор? Давайте заглянем дальше! Слово «хор» пришло нам из Древней Греции, произошло от греческого слова «choros», и значит толпа, собрание. Сейчас хором называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку или музыку для голоса. Но не всякий коллектив можно назвать хором. Как вы думаете, сколько человек поет в хоре? В хоре должно быть больше 12 человек. Обычно в хоровом коллективе поет 20 – 40 участников. Перед хором стоит человек. Он руководит хором и называется хормейстер. Это слово состоит из двух слов – знакомое уже вам слово ХОР и немецкое MEISTER или мастер. Давайте повторим вместе – ХОРМЕЙСТЕР. Ребята, знаете ли вы, как еще можно называть хормейстера? И что он делает? (Дирижер) Как называют руководителя хора? Как называют участников хора, людей которые в нем поют? Их называют хористами. Давайте повторим вместе. Я хормейстер детского хорового коллектива хора «Дружба». Сегодня мы можем организовать с вами хор. Я буду руководить нашим хором. Как меня надо называть? Правила певческой установки Вначале я расскажу вам про певческую установку или как надо петь сидя. Это очень важно. Слушайте внимательно мою песню и постарайтесь сесть правильно. Педагог поет 1 куплет песни «Петь приятно и удобно», муз и слова В. Степанова. Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей. Припев: Раз, вдох и запел, Птицей звук полетел. Руки, плечи – все свободно Петь приятно и удобно. П.: Молодцы, вы все справились. Я надеюсь, теперь вы будете помнить, и соблюдать эти простые правила ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ. Учебно-тренировочные упражнения 1.Продолжим занятие распеванием. Как вы думаете, что такое распевание? И зачем нужна распевка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? Совершенно верно. Тогда вам нужно хорошо распеться. Для этого я предлагаю вам распевку - игру, которая называется «Эхо». Сейчас я буду показывать голосом, а вы повторять за мной. Запомните правило - со мной петь нельзя. Готовы? «Эхо (эхо) отзовись (отзовись) Чисто петь (чисто петь) Научись (научись) Слушай (слушай) Не зевай (не зевай) И за мной (и за мной) Повторяй (повторяй). Педагог импровизирует, заменяя слова на другие (тихо петь, тонко петь, не повторяй), наблюдая за точностью и выразительным исполнением музыкального материала. Педагог предлагает в завершении стать дирижерами (хормейстерами) 2-х учащимся. Педагог просит оценить остальных учащихся, получилось ли у маленьких дирижеров справиться с данной задачей? 2. Предлагаю еще одну попевку, которая называется «Козел и коза». Перед вами листочки с текстом, следите за словами и пытайтесь подпевать. Шел козел воды напиться. А коза пошла умыться. Да как прыгнет через мостик, А козел ее за хвостик, цап! И поймал! Педагог пропевает с детьми попевку несколько раз подряд, при этом импровизирует, пропуская слова «Козел», «коза», «мостик», «хвостик». IV. Заключительный этап. По окончании занятия педагог выясняет у детей – понравилось ли занятие? Какое у вас настроение? Какие трудности возникли на занятии? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? Наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за активную работу и внимание. Я очень рада, что с вами познакомилась и приглашаю вас на занятия в детский хор «Дружба». До новых встреч. | Дети садятся на стулья. Прикрепляют бейджики. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос - речь пойдет о хоровом пении. Учащиеся слушают педагога Учащиеся слушают педагога и отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся запоминают понятия «Хор», «Хормейстер» Дети повторяют «Хормейстер». Дети высказывают свои варианты ответов. Учащиеся отвечают на вопрос. (Дирижер) Хормейстер или дирижер руководит руками: показывает вступление и окончание, где надо взять дыхание. Дети повторяют вместе с педагогом слово «хористы». Учащиеся слушают песню и садятся в соответствии с правилами певческой установки сидя. Дети отвечают на вопрос, что такое «распевание» Дети внимательно слушают распевание «Эхо» и повторяют музыкальный материал за педагогом в нужный момент. Самостоятельно исполняют и дирижируют попевку, импровизируют со словами и делают самооценку. Уверенно следуя тексту, дети исполняют мелодию попевки «Козел и коза». Дети с удовольствием повторяют попевку, учат слова и мелодию. С каждым повторением, попевка ложится на слух и запоминается. Хористы стоя поют попевку и дают оценку своему исполнению. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют свои достижения и возникшие трудности при исполнении музыкального материала. | Учащиеся готовы к занятию. Учащиеся имеют представление о теме занятия. Учащиеся знают понятия «Хор», «Хормейстер» Учащиеся знают понятия «Хор», «Хормейстер или дирижер», «Хористы». Учащиеся знают, как правильно петь сидя. Устойчивый интерес к выполняемому упражнению. Учащиеся запоминают попевку и умеют правильно ее исполнять. Устойчивый интерес к изучению нового материала. Дети знаю попевку и умеют исполнить ее. Разогретый голосовой аппарат. Закрепление понятий, полученных на вводном занятии. Самоконтроль и взаимоконтроль хористов. |