«Всезнающие друзья природы» или экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

муниципального образования

Тимашевский район

Статья

«Всезнающие друзья природы»

или экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Из опыта работы

воспитателя:

Иванко А.В.

февраль, 2020г.

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Всю работу по экологическому воспитанию осуществляю в двух направлениях: в ходе образовательной деятельности и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляем в повседневной жизни.

Свою работу начинаю с детьми 2–3 лет, обращаю внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. В этом возрасте нужно давать детям информацию понемногу, используя игры, забавы. И возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам, и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжаю. Привлекаю ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т. д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливаем птиц на участке. Вместе с родителями делаем кормушки и размещаем поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекаю в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучаем к труду, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Исходя из опыта работы, читаю, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия отношу экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование.

Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия. Для осуществления задач по экологическому воспитанию, в своей работе использую следующее:

1. Создаем предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников:

‒ организовываем «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а мы личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;

‒ собираем демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды).

2. Осуществляем ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

3. Регулярно планируем и проводим тематические прогулки, экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; учим видеть красоту окружающего мира.

4. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.

5. Осуществляем интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаем элементы экологических знаний в другие занятия.

6. Проводим просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.

В группе оборудовали экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения - это экологическое образование (просвещение) родителей. Моя задача — привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. В дошкольном возрасте ребенок сам стремится к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Считаю, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания.

В работе с родителями использую традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаем в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использую инновационные формы и методы работы:

- «Система экологического воспитания в детском саду»;

- Тематические выставки: фотовыставка «Домашние животные», «Мой любимый питомец», «Удивительные комнатные растения»

- Выставка рисунков «Мы спасем планету!», «Кто, если не мы», «Мой чистый город».

Работу с родителями провожу постепенно и поэтапно. Это непрерывный процесс, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, является лично значимой для них. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Поэтому весь обучающий процесс строю в форме игры. В результате у детей повысился интерес к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. Учу детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем наблюдательность дошкольников.

Таким образом, пришла к выводу о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Считаю, что в результате проделанной нами работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Цели и задачи, поставленные в начале нашего пути, достигнуты. У дошколят сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.08.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.