Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приемы педагогической техники

Предложенные примеры приемов проведения уроков помогут преподавателям сделать свои уроки интересными и необычными для учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приемы педагогической техники

   Современный урок – это грамотное отражение педагогической системы преподавателя.         Главное условие успешного обучения – способность преподавателя постоянно совершенствовать урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Знание определенных приемов и методов поможет каждому преподавателю сделать свой урок необычным, интересным и занимательным для учащихся.

Данная тема очень хорошо раскрыта в книге Анатолия Александровича Гина «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя». Эта книга выдержала 20 переизданий. Сам Анатолий Гин является Консультантом-экспертом по ТРИЗ (ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач), основателем и научным руководителем международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», генеральным директором автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ. Он провел более 200 авторских семинаров по ТРИЗ-педагогике, в рамках которых проводил открытые уроки по развитию креативности с детьми начальной и старшей школы. И материалы для данной статьи я взяла за основу из этой книги.

Все преподаватели когда-то сами были учениками. Художник учился смешивать краски, музыкант - играть этюды. Настоящий педагог тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы. Преподаватель-мастер как по нотам играет свой урок. И только его коллега понимает, сколько труда ушло, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Мастеров не так много, но есть немало хороших профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал пользуется всего двумя-тремя «секретами».  

Новозеландский исследователь, издатель и телеведущий Гордон Драйден, изучая последние 30 лет новые методы обучения, написал: «Идея – это новая комбинация старых элементов. Не существует новых элементов, есть только новые комбинации». Учитель, творчески подходя к выбору тех или иных приемов на разных этапах урока, каждый урок может сделать неповторимым. Знание таких педагогических приемов также поможет при заполнении экспертного заключения на аттестации.

Приемы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в систему. Можно выделить пять основных принципов педагогической техники. Это:

1.принцип свободы выбора;

2.принцип открытости;

3.принцип деятельности;

4.принцип обратной связи;

5.принцип идеальности.

Принцип свободы выбора. Никто из нас не любит навязанных действий, чужих решений, отсутствия выбора. И особенно этого не любят дети. В любом обучающем действии надо давать ученику свободу выбора. Например, задать несколько упражнений по сольфеджио – ученики сами выберут для решения любые упражнения из предложенных. Или, к примеру, на предмете «Основы декоративно-прикладного творчества» учитель дает только тему, а учащиеся определяют из какого материала и что можно изготовить.

Можно задать ученикам опережающее домашнее задание. Его принцип состоит в том, что учащиеся дома самостоятельно изучают новый материал и делают практическое задание по данному материалу с  помощью «путеводителя», составленного учителем. Так, к примеру, когда на начальном этапе обучения учащиеся уже хорошо научились определять границы фраз, можно дать такое домашнее задание: сравнить музыкальные фразы в песенках, закрасив прямоугольники разными цветами («Сольфеджио»).

А на уроке уже вводятся понятия: П-повторение, В-вариант, ДМ – другая музыка. И прямоугольники заполняются уже буквенными обозначениями.

На предмете «Народное музыкальное творчество» 3 класс по теме «Русские народные духовые и струнные инструменты» преподаватель может предложить подготовить сообщение (презентацию) о выбранном инструменте (до урока). Таким образом, используя опережающее домашнее задание, преподаватель показывает практически неограниченный потенциал сети Интернет в плане самообразования, формирует отношение к Сети, как к источнику знаний и способу транслирования и приобретения практического опыта.

Принцип открытости. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ). «Ключом ко всей науке является вопросительный знак» ( О. Бальзак). Этот принцип призван развивать у детей любознательность, стремления к расширению своих знаний. Надо не только давать знания, но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса. Главным достоянием ученика должна стать не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на перечень вопросов, а стремление к познанию и саморазвитию. Надо использовать в обучении открытые задачи. Например, в средних и старших классах использование метода проектов – педагогической технологии, ориентированной на приобретение учащимися новых знаний путем самообразования. Но надо помнить, что проект – это, в первую очередь, самостоятельный поиск и результат. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности. Это может быть индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация, изготовление альбомов, газет, составление коллекции и др. Итогом деятельности учащихся по проекту может стать письменная творческая работа, которую они потом защищают. Защита может проходить в форме коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального спектакля, представления для младших школьников.

Принцип деятельности. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать» (Александр Львович Минц, академик). Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. На каждом уроке ученик должен заниматься конкретной работой, получать реальный результат своей творческой деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо. Например, урок по предмету «Слушание музыки» 2 год, тема «Музыкальный образ». Класс заранее распределяется на 2 группы: «Художники» и «Актеры». Каждой группе дается домашнее задание найти материалы, раскрывающие разные образы. Список музыкальных произведений для домашнего прослушивания есть в программе к этому уроку. Это: Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» (Вступление); С.С.Прокофьев «Детская музыка» («Утро», «Дождь и радуга»); Р. Шуман «Карнавал» (№2 , №3); пьесы Э. Грига, Р. Шумана,М. Мусоргского, пройденные в 1 классе; С.С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка», «Танец рыцарей»), балет «Золушка» («Па де шаль»); П.И. Чайковский «Детский альбом» (Вальс). Художники дома подбирают иллюстрации, рисуют рисунки, актеры должны подобрать отрывки из художественных произведений. На уроке учащиеся подтверждают или опровергают художественное воплощение тех или иных образов с позиции художников и актеров, слушая и анализируя музыкальные фрагменты, просматривая соответствующие иллюстрации и слушая отрывки из литературных произведений.

Принцип обратной связи. Надо регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Учитель на уроке отслеживает много параметров: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. И у него есть набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Надо задавать открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать. Вопросов, предполагающих ответ «да/нет» (закрытых вопросов) и выражений типа «Имеет ли это смысл?», «Верно это или нет?» следует избегать. В ответ на  них ученики обычно отвечают «да», а потом многие признаются, что ответили так потому, что растерялись. Открытые вопросы побуждают думать, анализировать. Надо спрашивать: «Как ты собираешься это сделать?», «Почему ты выбрал такой способ решения?» и т.д.

Хорошо использовать викторины - например, короткая викторина в конце урока, чтобы проверить понимание.

Надо просить учащихся подвести итоги. Пусть ученики обобщают, систематизируют,  перефразируют полученную информацию. Это можно сделать и письменно, и устно.

Можно использовать сократические семинары. Это такая практика организации семинара, в которой дети учатся формулировать вопросы, задавать их друг другу, дополнять высказывания и инициировать беседу

Можно использовать ручные сигналы. Это требует небольшой предварительной подготовки. К примеру, преподаватель объясняет, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно)  ученики могут показать уровень своего понимания. Применение сигналов позволяет учителю проверять понимание содержания урока в большой группе.

Можно выдать «билет за дверь».В самом конце урока учащиеся за короткое время выскажут письменно свое понимание темы или проблемы, поднятой на занятии. Каждый ответ — это «билет за дверь», т.е. возможность покинуть класс. Такое упражнение не только быстро генерирует множество идей, которые впоследствии  могут быть объединены в целые проекты, но и вносит развлекательный момент в конце урока, добавляет нотку соревнования в борьбе за желание уйти с занятия первым.

Рефлексия. Последние пять минут урока надо уделить рефлексии — попросить учащихся задуматься над уроком и записать то, что они узнали. Затем попросить их подумать, как они будут применять этот навык на практике.

В процессе урока можно использовать карточки. Индексные карты, карточки, знаки, флажки, доски, магнитные доски или другие предметы — любые из них одновременно поднимаются и удерживаются всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос или проблему, озвученную вами. К примеру, индексные карточки. Они может быть отличным инструментом для мгновенной фиксации идей и мыслей «на бегу». Каждый раз, когда есть необходимость записать идею, мысль – ее надо записать.Со временем накопится некоторое количество таких карточек, с которыми уже можно работать. И такие стопочки карт могут переродиться в планы, готовые проекты, доклады. Главное — систематически не только накапливать информацию, но и обрабатывать ее! Сделать это просто, если следовать простым правилам:

-записывать идеи сразу, не откладывая;

-обязательно отмечать источник идеи (ссылка, название фильма или книги). Очень важен контекст!

-на каждой карточке сделать заголовок, отражающий суть содержимого;

-разработать для себя порядок хранения и следования карточек;

-помещая свежую карту в стопку, просмотреть ее соседей. Возможно, наметятся связи или нужно будет чуть изменить место хранения новой карты.

Сама идея визуализации с помощью индексных карточек дает поистине неограниченные возможности. С их помощью можно не только подготовиться к докладу, но и спланировать любой проект.

Принцип идеальности. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – сил, нервов. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической практике это означает, что некоторые приемы и технологии надо исключать, несмотря на их полезность, из-за низкой идеальности, т.е. или слишком много сил учителя они требуют для своего воплощения, или слишком редких качеств. Идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался даже при самой высокой эффективности труда. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучения. Если преподаватель грамотно согласует содержание и формы обучения с интересами школьников, то тогда они сами будут стремиться узнать: а что же дальше? При согласовании темпа, ритма и сложности обучения учащиеся почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

В художественном образовании на реализацию данного принципа направлены программы, имеющие комплексный характер и использующие все виды искусства для оптимизации формирования у учащихся широкого мировоззрения, а также уроки интегрированного типа. Это и наши уроки «Слушания музыки» (связь музыки и изобразительного творчества), уроки по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (связь живописи, архитектуры, литературы, музыки), уроки «Народного музыкального творчества» ( связь музыки, литературы, живописи).

Хорошо работают следующие дидактические приемы:

1.дидактический прием «Удивляй»;

2.прием отсроченная загадка;

3.прием – лови ошибку;

4.пресс-конференция.

Дидактический прием «Удивляй». «Познание начинается с удивления» (Аристотель). Преподаватель, способный удивлять, безусловно, актуализирует мыслительную деятельность ребят и поддерживает внимание к теме урока. Позволяя тем самым запоминать интересные факты, а не просто включать особенности кратковременной памяти при работе с такими фактами. Преподаватель должен найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.. Например, предмет «Народное музыкальное творчество», 1 класс. Предлагая ученикам на уроке   окунуться в мир русских народных сказок, преподаватель может принести свои детские книги и рассказать о наиболее любимых, дать ученикам полистать, посмотреть их. Это вызовет удивление. А, соответственно, и интерес. Или, на уроках «Музыкальной литературы» задать вопрос: «Как Бетховен, будучи глухим, мог слышать музыку?». (Бетховен слышал звуки рояле при помощи трости. Одним концом трости он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Звуковые колебания передавались к слуховому нерву. Используя костную проводимость). Хорошо провести связь с современными технологиями, которыми ученики сейчас активно интересуются. (Одна из японских компаний разработала мобильный телефон, внешне напоминающий наручные часы. У этого телефона нет ни динамика, ни наушников. Чтобы услышать звук, нужно палец руки, на которой закреплен телефон, вставить в ухо. Звуковые вибрации через кости руки доходят до костей черепа, а затем и до внутреннего уха).

Удивить ребят желательно сразу, в начале урока. Неожиданность вызовет желание не только проанализировать увиденное, но и подмечать, а в старших классах и формулировать противоречие.

И это удивительное не просто привлекает внимание «здесь» и «сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает прием отсроченная загадка. В начале или в конце предыдущего урока учитель предлагает загадку, малоизвестный и странный факт. Например, тема «Европейская музыка в XIX веке» («Музыкальная литература»):

-на следующем уроке мы будем говорить об операх, которые имеют много общего с трилогией Дж.Толкиена «Властелин колец». Четыре оперы были задуманы автором как единое целое и шли непрерывно 14 часов, а с антрактами – все 18. Но не будем торопиться – продолжение следует. (Р.Вагнер тетралогия «Кольцо Нибелунгов»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»).

Но не всегда получается воспользоваться этим приемом. Хочешь удивить, а нечем. В этом случае можно воспользоваться таким педагогическим подприемом как фантастическая добавка, когда учитель дополняет реальную ситуацию вымыслом. Можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значения любого параметра, который обычно остается постоянным; переместить героя оперы, балета во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека. Пример: Микелеанджело путешествует по Древней Греции и Древнему Риму с заданием подсмотреть то, что пригодится ему в искусстве скульптуры. Какие бы архитектурные памятники Античности он посмотрел в первую очередь? (Микеланджело в большинстве своих ста́туй по-римски отчетливо выделял каждую складку одежды, точно так же передавал черты лица. Но в телах юношей и мужчин для гробницы папы Юлия II (Флоренция) он решился, подобно грекам, передать гибкое движение как чисто пластическую задачу. Возможно, что в Древней Греции он направился бы на мыс Артемисион (там нашли скульптуру Посейдона), в Примапорту (это недалеко от Рима, где была найдена статуя Августа). Чтобы сделать этот прием более технологичным,можно собрать картотеку примеров.

Следующий прием – лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Иногда, особенно в младших классах, можно подсказывать «опасные» места интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или поясенением. Надо поощрять детей за внимание и готовность вмешаться. Например, учитель одной из школ в младших классах в качестве награды за внимание использует «переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего». Пример «ошибки»: Людвиг ван Бетховен - русский композитор (для наглядности можно написать на доске). Или ученик получает текст уже со специально допущенными ошибками (ключевые знаки, неточное написание штилей, ритмические неточности). Например, диктант с ошибкой («Сольфеджио): на доске написана мелодия с «ошибками». Педагог проигрывает правильный вариант, а учащиеся должны найти и исправить ошибки.

Прием «пресс-конференция». Можно давать пресс-конференцию от имени любого интересного для ребят человека. Или ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой ее можно расскретить. Или, например, пресс-конференция с импрессионистами Эдуардом Мане, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Камилем Писсарро, Альфредом Сислеем (предмет «История изобразительного искусства»). Учащиеся разбиваются на группы: художники-импрессионисты, журналисты, общественное мнение.

Ученикам предлагается задавать раскрывающие тему вопросы. Заранее надо объяснить, что вопросы бывают репродуктивным, расширяющими знания или развивающими его. И потом обсудить насколько удачными были вопросы ребят.

Репродуктивные вопросы неинтересны, т.к. ответ на них – повтор уже известного материала.

Расширяющие знания вопросы помогают узнать новое об изучаемом, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Например, тема урока «Могучая кучка» (предмет «Музыкальная литература»). Пресс-конференция с композиторами. Ученики разбиваются на группы: члены творческого содружества «Могучая кучка», журналисты.

Репродуктивные вопросы:

-Представьте, пожалуйста, своих коллег (подразумевается ответ на вопрос «Кто из композиторов входил в состав «Могучей кучки»?)

-С какой тематикой связано преимущественно ваше творчество? (образы народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки).

Расширяющие знания вопросы:

-Вопрос М.А.Балакиреву: как Вы познакомились с Александром Порфирьевичем Бородиным? (Головная боль Балакирева помогла ему завести знакомство с Бородиным. Однажды к Боткину, который был профессором-терапевтом, пришел Балакирев и пожаловался на сильные головные боли. Боткин сам любил музыку, сам играл на виолончели, и поэтому он быстро перестал быть для Балакирева врачом. Вскоре он пригласил его принять участие в его «субботах» - именно так он называл встречи, которые проходили у него дома. Там собирались артисты, музыканты и писатели, и именно там Балакирев познакомился с Бородиным. После этого Александр Порфирьевич стал частым гостем в доме Милия Алексеевича, и вскоре органично вписался в творческий союз).

-Что считают большим достижением композиторов-балакиревцев? (Возрождение фольклора. Они стремились создать национальный стиль в искусстве и поэтому возвращались к его истокам. Члены «Могучей кучки» организовывали экспедиции, во время которых собирали фольклор, исследовали и систематизировали его, а после вписывали в свои сочинения).

Развивающие вопросы:

-какие вы знаете еще дружеские объединения композиторов?

Этот вопрос «выбивается» из временной эпохи, но цель – расширить кругозор учащихся оправдывает такую «вольность».

(В XX столетии появилась «Армянская могучая кучка» - это объединение пяти армянских композиторов, возникшее в 1920-1921 гг. В нее входили А. Арутюнян, А. Бабаджанян, А. Худоян, Л. Сарьян и Э. Мирзоян. В эти же годы во Франции под руководством Э. Сати и Ж. Кокто образовалась так называемая «Шестерка». В этом творческом союзе значились Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. и Ж. Тайфер. В 1930 году в Испании сложилась еще одна группа – «Большая восьмерка», куда входили Роза Гарсиа Аскот, Сальвадор Бакариссе, Эрнесто Альфтер, Хулиан Баутиста, Хуан Хосе Мантекон, Густаво Питталуга, Фернандо Ремача, Jesus Bal y Gay. Несколько позднее образовалась и «Турецкая пятерка», которую составили - Джемаль Решит Рей, Хасан Ферид Алнар, Ахмед Аднан Сайгун, а также Неджиль Казым Аксес и Ульви Джемаль Эркин. Существует и «Американская пятерка», членами которой являются Ч. Айвз, К. Рагглс, У. Риггер, Дж. Беккер, Г. Кауэл).

Повторение пройденного на уроке. Главным принципом повторения должен стать переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания. Ученик составляет собственный опорный конспект. Конечно, преподаватель сам должен иметь подобные опорные конспекты (их хорошо использовать на предметах «Музыкальная литература», «История изобразительного искусства»). Преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев советует опорные конспекты переименовать в шпаргалки и провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления».

Повторяем с контролем. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают вопросы, другие – отвечают. И постепенно надо переходить к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Повторяем с расширением. Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые (или даже все!) останутся как открытые проблемы данной темы.

Повторение изученных ранее тем. Часто бывает так, что ученик прекрасно помнит материал прошлого урока, но совсем не ориентируется в пройденном ранее материале. Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроке.

Своя опора. Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. Часто это имеет смысл делать на листе большого формата. Можно развесить ученические опоры-плакаты на стене и обсудить их.

Повторяем с контролем. Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме.

Повторяем с расширением. Ученики разрабатывают свои списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме.

Пересечение тем. Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой. Например, в искусстве Возрождения в центре мира - Человек как личность. Характерна яркость красок, расширенный колорит, игра со светотенью, возврат у античности. Что является центром мира в Средневековье? (Бог) Что характерно для искусства Средних веков? (Скудность изобразительных средств, примитивизация, повышенное внимание к духовному, телесное отходит на второй план, символичность, отсутствие реализма) (предмет «История изобразительного искусства»).

Уровни и виды домашнего задания.

Первый уровень: обязательный минимум. Задание должно быть посильно абсолютно любому ученику.

Второй уровень: тренировочный. Для учеников, которые хорошо знают предмет и без особой трудности осваивают программу. Такие ученики могут освобождаться от занятий первого уровня.

Третий уровень: творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Диапазон таких творческих заданий достаточно широк. Например, ученикам предлагается разработать:

-сказки по пройденным темам;

-кроссворды;

-тематические сборники интересных фактов;

-учебные комиксы.

Т.е. не надо с каждого ученика требовать одинаково.

Задание массивом. Любой из уровней можно задать массивом. Например, по «Сольфеджио» задано построить и записать 10 интервалов и 10 аккордов, из которых ученик сам должен выбрать и записать не менее заранее оговоренного объема.

Особое задание. В любом классе есть ученики, которые занимаются с повышенным интересом. Им уделяется особое внимание – вот для них и предназначено особое задание. Выполняется оно в специальной тетради. Это задание повышенной трудности. Инструкция к выполнению такого задания:

-категория сложности устанавливается самостоятельно;

-сдается строго к оговоренному сроку;

-в конце работы анкета: Л – легко, Т-с трудностями, Н – не знаю;

-задания проверяются в течение недели. Оценка ниже «4» не выставляется. В журнал «4» ставится по желанию ученика.

Идеальное задание. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Ученикам предлагается выполнить дома работу по своему выбору. Например, по «Истории изобразительного искусства» 3 класс, тема «Архитектура и скульптура Флоренции». Кто-то подберет иллюстрации картин и сделает сообщение (по собранию картин из Галереи Уфицци), кто-то расскажет о Давиде Микелеанджело, кто-то про архитектуру города, а кто-то пойдет вслед за героем Дэна Брауна из романа «Инферно» Робертом Лэнгдоном и проследит егопуть по садам Боболи. Или тема «Сандро Боттичелли» 3 класс. Ученикам дается задание: раскрыть символизм картины «Рождение Венеры» (Симонетта Веспуччи, фиалка, раковина, апельсиновое дерево, маргаритка).

«Беспроигрышная лотерея». Ученики достают из коробки (вазы) номера упражнений для своей группы (ряда, стола).

«Ярмарка – продажа» .Преподаватель «продает» домашнее задание, установив каждому заданию балльную цену.

Коллективная учебная деятельность: Учебный мозговой штурм. Учащиеся разбиваются на группы. До штурма группу инструктируют – никакой критики! В каждой группе выбирается ведущий, он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направление поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на какой-либо идее, чтобы группа ее не упустила.

Выбирается секретарь, который фиксирует возникающие идеи.

Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи.

Учитель определяет время на первый этап (обычно до 20 минут).

1 этап – сбор идей. Самых разных, даже кажущихся бредовыми.

2 этап – анализ идей. Правило: в каждой идее надо найти что-то полезное, рациональное зерно или хотя бы применение этого в чем-то другом.

3 этап – обработка результатов. Группа отбирает от 2-х до 5-ти решений и назначает спикера, который рассказывает эти идеи классу.

Рекомендации:

1.Класс разбивается на несколько групп. Все группы могут одновременно штурмовать одну задачу.

2.Каждая группа штурмует свою задачу. Но все задачи объединены одной крупной проблемой.

3.Третий этап может быть уже на следующем уроке. Если за это время появятся новые идеи, то пусть обсуждают и их. Цель – научить думать, размышлять, спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над проблемой. Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое количество возможных решений.

Темы мозгового штурма: «Музыкальная литература» 6 кл: разработка идеи оригинального входа в музей Н.А. Римского-Корсакова. (Обсуждение поможет еще раз вспомнить и проанализировать его творческий путь). «История изобразительного искусства» 2 кл. тема «Искусство Древней Индии»: многие живописные шедевры Индии навеяны образами прекрасных апсар – небесных фей. Что может быть изображено на стене в пещерном древнеиндийском храме. (Будда на небе, музыкальные инструменты (цимбалы), драгоценности, сполохи северного сияния, символика звезд). Задание: изобразить это на листе (доске).

Игровая учебная деятельность

1.Игры-тренинги. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, надо включить их в игровую оболочку. Например, на «Сольфеджио» ученики строят интервалы. Преподаватель вместе с детьми «покоряет вершины», весь класс – альпинисты. Учащийся Строит интервал и перемещает магнитную игрушку-альпиниста на соответствующую высоту (используется магнитная доска).

2.Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя задания по очереди. Каждое последующее действие зависит от предыдущего. Например, предмет «Музыкальная литература» 5 кл. Тема «В.Моцарт «Симфония соль-минор» - «выстроить» форму по темам ( надо сыграть, спеть).

3.Театрализация. Разыгрывается сценка на учебную тему. Например, на уроке по «Истории изобразительного искусства» 3 класс. Тема «Древнегреческая скульптура». Ученики изображают скульптуры «Дискобол» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Афина» Фидия. Могут быть скульпторы в тогах (простынях).

Управление классом. Управление группой людей требует авторитета. Есть авторитет силы – подчиняемся, т.к. боимся. Авторитету знаний подчиняются добровольно. Ключевое слово здесь – уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения. В реальных условиях авторитет учителя включает обе составлящие –авторитет силы и авторитет знаний. Приемы для поддержания авторитета знаний:

Демонстрация профессионального уровня. Ученикам, особенно старшеклассникам, нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

Преподаватель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания. Это труднее, чем действовать с позиции контролера.

Например: Учитель объясняет новую тему, ни разу не заглянув в конспект. Покажет свой пример опорного конспекта. Или преподаватель по специальности при выборе нового произведения исполняет его в темпе, характере.

Преподаватель выходит за пределы учебника и своего предмета. Преподаватель гармонично вплетает в материал урока окружающую действительность, последние новости культуры (выставка, концерт, связанные с темой урока), мифологический или литературный сюжет. Например, по «Истории изобразительного искусства» 3 класс. Тема «Античность». Все памятники античного мира связаны с мифологическими героями и сюжетами, поэтому логично будет попутно об этом рассказывать ученикам. Многие художники разных эпох также использовали в своем творчестве мифологию. К примеру, Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына» 1823 год, В.Серов «Похищение Европы» 1910 год, П.Рубенс «Суд Париса» 1636 год.

Учитель демонстрирует знания молодежной субкультуры.

-Музыкальные представители: рейверы (электронная музыка), рокеры, брейкеры, битломаны, металлисты, реперы. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

-Креативно направленные представители: граффити.

-Творчески увлеченные представители молодежной субкультуры: анимешники (японские мультфильмы) и творчески-имитационные (реконструкторы, толкиенисты).

Оценивание работы учащихся. Оценка – инструмент в руках преподавателя. Владеть этим инструментом, не прибегая к примитивной подмене его сути собственными амбициями, трудно. Преподаватель должен оценивать способности ученика или то, как он ими распоряжается, талант, работу, результат.

Профессиональные запреты:

- не делать оценку самоцелью для учащихся;

-не пугать оценкой;

-не вызывать к оценке ни слепого страха, ни равнодушия;

- не наказывать, не делать из неѐ средства для сведения счѐтов;

- не провоцировать оценкой зазнайство;

- оценивать не человека, а его работу;

- не брать на себя полномочий знатока истины в последней инстанции.

Волшебные слова одобрения:

-Молодец!

-Хороший ответ!

-Мне понравился твой ответ (твои мысли)!

-Спасибо за ответ!

-Радуюсь за тебя!

Существует традиционное оценивание и альтернативное (рейтинговое). Рейтинговое оценивание способствует эффективности учебного процесса и позволяет учащимся переориентировать свои усилия на качество собственного обучения. Для преподавателя открываются широкие возможности в направлении активизации познавательной деятельности учащихся и еѐ оценивания.

Таблица «Рейтинговая оценка»

Вид учебной деятельности

Оценка в баллах

Вид учебной деятельности

Оценка в баллах

1.Победы в конкурсах

100

8.Активная познавательная деятельность

45

2.Участие в конкурсах

90

9.Участие в дискуссиях

30

3.Нестандартное мышление

80

10.Выступление на уроке с сообщением.

30

4.Написание реферата

60

11.Самостоятельная работа по выполнению классной работы.

25

5.Выполнение контрольных работ

60

12.Выполнение домашней работы.

25

6.Быстрое и правильное выполнение работы

50

13.Ведение конспекта урока.

15

7.Самостоятельное формулирование проблемы

50

14.Ответ на репродуктивный вопрос.

10

Все баллы складываются и получается итоговая оценка.

ЛИТЕРАТУРА:

Гин А. «Приемы педагогической техники». Пособие для учителей. 3-е издание. – М.: «Вита», 2001

Интернет-ресурсы:

Воробьева В.Н. «Приемы арт-педагогики на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Востриков И.В. «Реализация системно-деятельностного подхода через современные технологии». Инфоурок.

Красноперова Т.В. «Роль домашнего задания в формировании интереса учащихся к музыке» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Махмудова Ш.Г. «О применении принципов и приемов общей дидактики в музыкальном образовании». Сайт «МУЛЬТИУРОК».

Мусаев Ф. «Задания творческого характера на уроках музыки» - Платформа для публикаций Pandia.ru

«Новатор» - коллективная блогоплатформа и площадка для профессионального роста, обмена инновационными идеями и решениями, передачи опыта и экспертной деятельности работников образования в области современных стандартов и технологий. -

Пащенко М.О. «Задания творческого характера на уроках музыки» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Педагогическое интернет-сообщество УЧПОРТФОЛИО.ру

«Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – PEDSOVET.SU»

Хисамова Р.М. «Домашнее задание на уроках музыки»

newschool32.ru › files › metod-kopilka › bychik-sovr-urok Бычик О.Г. «Как создать современный урок русского языка и литературы»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области