Конспект открытого занятия «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект открытого занятия «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого»

1. Коррекционно-образовательные цели.

-развитие интереса к художественной литературе м чтению;

- формирование представления о жизни и творчестве великого русского писателя Л. Н. Толстого;

- формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

- пополнение экспрессивной речи прилагательными

- совершенствование грамматического строя речи

2. Коррекционно – развивающие цели.

- развитие связной речи; общих речевых навыков; просодической стороны речи; речевого слуха;

творческих способностей;

3. Воспитательные цели:

- воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности;

- чувство гордости за достижения своего народа и яркого его представителя – великого писателя

4.Предварительная работа:

- чтение произведений Л. Н. Толстого;

- беседа о творчестве Л.Н. Толстого;

- рассматривание иллюстраций к литературным произведениям Толстого;

- подробное знакомство с фотоматериалом из жизни Толстого;

- рисунки по произведениям Л.Н. Толстого;

5. Оборудование:

- интерактивная доска; ноутбук;

- презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого (1828-1910)

- книги с произведениями для детей Л. Н. Толстого;

6. Видеоматериал:

- «Филипок» Косточка Л. Н. Толстой (диафильм озвученный) 1961 г

- «Котёнок» Л. Н. Толстой (озвученный рассказ)

- «Лев и собачка» Л.Н. Толстой. Мультфильм в картинках

7. Аудиоматериал.

- Соната для балалайки А. Кусякова

Ход занятия:

Логопед: Толстой — всемирно известный писатель, не зная которого, «нельзя считать себя культурным человеком» (М. Горький). (слад 1).

Сегодня мы будем говорить о творчестве великого русского писателя Льве Николаевиче Толстом.

Родился он 9 сентября 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. (слайд 2). Он был четвертым ребенком в этой дворянской семье.

Лев Николаевич мало знал своих родителей, они рано умерли, и детей воспитывала тетя. Когда Лев подрос, он поступил учиться в гимназию, а затем в университет, где изучал юридические науки. Лев вместе с братом поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ. (слайд 3) Он был храбрым и мужественным военным, за что и был награжден орденом и двумя медалями. Уволившись из армии, он приехал в Ясную поляну, где прожил почти всю жизнь.

Будучи человеком, близким к природе и безмерно любящим свою страну, Лев Николаевич проявлял заботу о будущем. В 1857 году он разработал собственный план озеленения России. (слайд 4)

Т. А. Кузьминская «Воспоминания о графе Л. Н. Толстом»: «Л. Н. по целым часам иногда сидел на пчельнике. Надев сетку и рукавицы, он на практике изучал жизнь пчел. Пчельник находился приблизительно в версте от дома, в молодом лесу, возле пасеки. Там, в избушке, помещался старый дед, каких описывают в сказках, с длинной белой бородой. Он ходил среди ульев, и пчелы его не трогали, что меня крайне удивляло» (слайд 5)

Лев Николаевич любил всякого рода ручной труд. Он получал удовольствие от процесса создания вещей своими руками, особенно если это приносило пользу и радость друзьям и близким. Одним из его увлечений было шитье сапог. Созданные пары обуви писатель с огромным удовольствием дарил родственникам, друзьям и знакомым. (слайд 6)

В любое время года, и в погожий день, в ненастье совершавший свою излюбленную утреннюю прогулку. Каждое утро, встав с постели, Лев Николаевич   занимался гимнастикой и выходил на прогулку . Великий писатель считал физические упражнения обязательными для каждого человека. Сын писателя Сергей Львович также не раз отмечал: «Вообще отец придавал большое значение физическому развитию тела. Он поощрял гимнастику, плавание, бегание, всякие игры, лапту, городки, бары и особенно верховую езду. Иногда на прогулке скажет: бежим наперегонки. И все мы бежим за ним». (слайд 7)

Лев Толстой один из первых популяризировал катание на велосипеде. На тот период Льву Николаевичу шел 67 год жизни. В те временя, велосипеды в стране встречались очень редко. Он долго изучал его. Писателю не составило труда обуздать железного коня с первой попытки. С каждым днём Толстой всё больше увлекался катанием на велосипеде. (слайд 8)

Логопед: Л.Н.Толстой много написал рассказов о животных и растениях. Давайте поиграем в игру.

Игра «Доскажи словечко»

Окраской — сероватая,Повадкой — вороватая,Крикунья хрипловатая —Известная персона.Это… (ворона)Я весь день ловлю жучков,Уплетаю червячков.В теплый край не улетаю,Здесь, под крышей обитаю.Чик-чирик! Не робей!Я бывалый… (воробей).

На вербе с треском рвутся почки.На речке лед трещит в ночи.И гнезда вьют без проволочкиНа ветках первые… (грачи)

На ветке не птичка -

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это?. (белка)

Она весну встречает -

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице - в полоску.

Ты узнаёшь... (березку)

Как зовут меня, скажи.Часто прячусь я во ржи,Скромный полевой цветок,Синеглазый… (василек)Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно... (елки)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший... (одуванчик)

Логопед: Толстой очень любил народную музыку, особенно игру на балалайке. Давайте послушаем и представим картины из жизни народа. (Прослушивание отрывка)

Логопед: Раньше в России было мало школ, и образование могли получить только дети богатых. Дети бедняков не имели возможности учиться в школе, потому что им нечем было платить. Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные, одаренные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в маленьком доме – во флигеле, и сам учил их. Учебников тогда было мало, и Толстой сам составил «Азбуку», по которой учились грамоте многие поколения. (слайд 8)

Логопед: Ребята, а какие еще учебники написал Толстой? («Книги для чтения», «Арифметику»).

Сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы». Вам необходимо парами загадать любую букву и показать нам. А остальные дети попробуют ее угадать и назвать.

Логопед: Лев Николаевич не любил, когда кто-то шалил, любил чтобы ему говорили правду. Все свои наблюдения из жизни он отражал в рассказах. Давайте вспомним его рассказ «Косточка».

Чтение рассказа «Косточка» (слайд 9)

- Почему Ваня не отходил от стола?

- Что он сделал?

- Как мама обнаружила пропажу?

- Что сказал отец?

- Почему Ваня не сознался сразу?

- Почему он заплакал?

- Расскажите о своем отношении к поступку Вани.

- Как вы думаете, сознался бы Ваня в своем поступке, если бы мама перед обедом не сосчитала сливы?

Логопед: Лев Николаевич очень любил играть с детьми на перемене. Поиграем и мы.

Игра «Передай мяч – назови слово».

Дети становятся в круг. По сигналу педагога передают мяч друг другу, произнося при этом название школьных предметов. Называя предмет, дети определяют первый звук в названном слове.

Логопед: Лев Николаевич Толстой выделили детям участок земли на котором работали воспитанники школы. Они выращивали овощи и травы. Выращивали фруктовые деревья. И Лев Николаевич трудился вместе с детьми. (слайд 10)

Отгадайте загадки

- Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что это? (репка)

Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи -Меня в них ищи. (капуста)

Возле дома, меж кустов,В поле, в грядке, вдоль лесов,Растет важная культура,С крепкой, плотною фактурой.Клубни все мы соберем,Высушим и приберем,Будем кушать до весны,Яства из нее вкусны. (картошка)

Дом зеленый тесноват:Узкий длинный, гладкий.В доме рядышком сидятКруглые ребятки.Осенью пришла беда -Треснул домик гладкий,Поскакали кто кудаКруглые ребятки. (горох)

Логопед: Ребята сами убирали весь выращенный урожай, работали с удовольствием. Они очень любили свою школу и своего учителя. (слайд 10). Лев Николаевич написал много рассказов, как для детей, так и для взрослых.

Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие.

Благодаря его таланту, многие поколения имели возможность знакомиться с этими замечательными литературными произведениями, учиться на примере поведения его героев. Сегодня и мы с вами прикоснулись к творчеству великого писателя, окунулись в атмосферу жизни его современников, попытались понять и почувствовать то, что испытывали люди того времени.

Скажите, пожалуйста, что же нового вы узнали о жизни Льва Николаевича Толстого?

Какие произведения вам больше запомнились и понравились? Почему?

Ответы детей.

А сейчас, вы можете взять любую понравившуюся книгу Л. Н. Толстого и рассмотреть ее. 





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.