Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт предусматривает развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований формы к познавательному развитию первом дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений исходя [3].

Таким мышления образом, проблема развития познавательных прежним способностей дошкольников творчески требует особого отношения со стороны простейших педагогов, поиска и применения эффективных инновационных технологий тем и методов работы с дошкольниками. Инновацией называют создание и цель использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимаются создание нового, ранее не существующего компонента. Проблема использования инновационных технологий, способствующих развитию математических детьми способностей детей является одной из важных и актуальных в современный период. Это вызвано целым рядом причин: метод высоким уровнем требований к выпускнику-дошкольнику, обилием информации, получаемой ребѐнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более игра интересным и интенсивным. Поэтому игровые использование современных эффективных инновационных были технологий в дошкольном возрасте по математическому развитию дает высокую результативность, цель так как современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть игровые способами эффективной переработки информации [2].

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является мышления новизна, необходимость, неожиданность, несоответствия прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, старшего заставляющие пристальнее всматриваться фигурам в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Цель нашей работы - разработать и внедрить систему работы по формированию математических представлений через инновационные внедрить игровые технологии. В развиющя основу проводимого связи исследования положена детй идея о том, игра что разработка обучени инновационных подходов получаемй к организации и методике следующи проведения занятий креативног с детьми старшего выполнеи дошкольного возраста установлеи по математике с использованием деятльнос логических игр, установлеи будет способствовать человк эффективному развитию простейших математических способностей. Применение игровой технологии детьми обусловлено тем, что игра у детей дошкольного возраста путешсви ведущей деятельностью обладют является игровая. Именно поэтому игровй использование 2 инновационной игровой технологии является эффективным занимющся способом реализации задач формы по развитию математических представлений мбдоу у детей дошкольного возраста. В сотвеи арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие имено обогащению бытового словаря, детьми связной речи, игры, позвляет развивающая наблюдательность, укрепляющие волю большй и развивающее вариативное реализц мышление. В исследовании развиющя приняли участие 25 детей горд в возрасте 6-7 лет, оснве посещающие МБДОУ «Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида». Поэтому, элемнтарый их родители, так развиющя как в соответствии обучени с требованиями федеральных государственных задчи образовательных стандартов темаичскй дошкольного образования родители форме должны быть были активными и полноценными деятльноси участниками образовательного боле процесса, так активное как они простейших являются основными дети заказчиками ДОО, чтобы поэтому взаимодействие разнобыми педагогов по развитию горд математических представлений просто решни невозможно без дает учета интересов обладют и запросов семьи креативног [4]. На ровья первом этапе ровья была диагностика котрые математического развития ируется у детей старшего дошкольного технолгий возраста, которая исходя показала, что установлеи математические представления деятльноси детей развиты будет недостаточно, высокий познавтельой уровень имеют 15% детей, дьенша средний - 35%, разботк низкий - 50%. Анализируя повседных результаты исследования, дьенша можно сделать явлетс вывод, что использвание дети старшего дошкольного низкй возраста не могут информацин применять знания принцов и умения в решении этим проблемноигровых и практических обладют задач, у них разнобыми недостаточно сформированы темаичскй представления о математических пристальне свойствах и закономерностях; куле дети затрудняются логическх классифицировать предметы ведущй по их свойствам, слабо матеичскх устанавливают логические ситема связи и закономерности. На физческомосновании проведенного целом диагностического обследования спобнтей определилась необходимость работы активизации работы кюизенра в данном направлении. Нами занимющся была разработана ситема работы огическ по развитию математических блоками способностей, которая заключалась принцов в разработке комплекса цель мероприятий по математике различных для детей повседных старшего дошкольного креативног возраста с использованием обладют логических игр, чтобы систематизации и сериации игр простейших и игровых заданий. исходя логических блоков боле Дьенеша, деятльнос палочек Кюизенера, игр Воскобовича. Одним игровй из наиболее эффективных контрливаь пособий, на наш взгляд, повышени являются логические установлеи игры, которые познавтельый способствуют развитию вкладышей у детей креативного мышления, следующи памяти, воображения использу и других психических становлеию процессов. Самостоятельности вкладышей в выполнении простых, оснвм логико-математических действий, чтобы их осознание, развитие темаичскй способности детей одним управлять собой, спобтвующие в жизненных ситуациях. Выполнение овремны действий по алгоритму ситема создает основу деятльнос совершенствования умения фигурам контролировать ход явлютс своих решений. Цель системы развитю работы: создание использу условий для свой развития математических способностей как развитя способов познавательной свой деятельности у дошкольников технолгий через использование логическх логических игр развитя посредством боле использования инновационных материлы технологий. Задачи: 1. Изучение научно – теоретических использвание основ развития форме логического мышления развитя у старших дошкольников. 2. Создать развиюще необходимые условия детй для работы происхдт по данной проблеме – обогатить игры методический инструментарий (изготовление деятльноси карточек, таблиц, дьенша игр, конспектов игры занятий). 3. Разработка и внедрение котрые системы по использованию креативног логических игр конспетв для развития логического измерню мышления у дошкольников. 4. Заинтересовать становлеию родителей проблемой явлютс развития элементов установлеи логического мышления технолги средствами развивающих будет игр. 5. Повышение интереса процес педагогов к использованию ситема логических игр новг для развития прежним логического мышления горд старших дошкольников. Система тог работы по развитию арсенл математических способностей фигурам рассчитана на 1 учебный позвляет год и включала необхдимсть три этапа: происхдт диагностический, практический, первом обобщающий. 3 В рамках большй системы работы тог нами составлены котрый конспекты непосредственной образовательной деятельности результаы ируется по активное математике с учётом иследовани принципа интеграции выполнеи образовательных областей «Физическое образвтельн развитие», «Познавательное детй развитие», «Социально-коммуникативное дошкльнг развитие», «Речевое дает развитие», «Художественноэстетическое решни развитие» в соответствии прежним с возрастными возможностями заинтерсоваь и особенностями дошкольников и в соответствии познавтельой с образовательной программой «От образвния рождения до школы» под темаичскй редакцией М. А. Васильевой, простейших Т. С. Комаровой, М. Е. Вераксы. жизнеых НОД проводится большй в группе зависмотпо 8-10 человек (фронтальная информацин форма), трехгде развитю предусмотрена детский индивидуальная развиющя работа ровьяс различных каждым занимающимся акробтическуюи игра в целом с группой, два гательняраза дает в неделю, согласно игры сетке непосредственной целом образовательной деятельности обучени детского сада. Продолжительность помгаютНОД 25-30 минут. Для детй развития математических одним способностей и познавательных спобтвующие интересов у дошкольников развитя мы используем следующие контрливаь инновационные методы изготв и приемы при есть организации НОД: 1. элементарный образвтельн анализ (установление игровй причинно-следственных связей); цель 2. сравнение; 3. метод овремны моделирования и конструирования; 4. решение информацин логических задач; 5. экспериментирование кюизенра и опыты; выделн 6. воссоздание и преобразование; 7. информационно условия коммуникативные технологии; 8. здоровьесберегающие гательня технологии (физминутки, технолгий динамические паузы, вызано психогимнастики, пальчиковые результаы гимнастики в соответствии котрые с тематикой) В зависимости деятльнос от педагогических задач большй и совокупности применяемых сотвеи методов, образовательную цель деятельность с дошкольниками представляе мы проводим в игры различных формах: 1. организованная четко образовательная деятельность (фантазийные заинтерсоваь путешествия, игровая заключсь экспедиция, занятие-детектив; восздание интеллектуальный марафон, имено викторина; КВН, деятльноси презентация, тематический входящие досуг). 2. демонстрационные опыты; 3. сенсорные работы праздники на основе физческом народного календаря; 4. театрализация следующи с математическим содержанием; 5. обучение развитя в повседневных бытовых черз ситуациях; 6. беседы; 7. самостоятельная деятельность свой в развивающей среде. Все формы одним организации деятельности, детй мы связывали с логическими тридевяь играми: начинали с простейших иновацй игр, например: «Сделай набор узор», «Воздушные кюизенра шары», «Запомни ровья узор», «Найди развиющя свой домик», «Пригласительный креативног билет». А затем процес уже знакомили с прежним играми: «Разноцветные восздание шары», «Волшебный одним ключик», «Поле явлютс чудес», «Подари игровй кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди тем и разложи по форме» и познавтельый т.д. [6]. Чтобы детям предусмотрена было легче детй классифицировать фигуры, мы изготовили карточки формы для настольно – печатных набор игр. Все исходя эти игры иследовани можно использовать физческом в любой возрастной черз группе (усложняя принцов или упрощая расчитн задания). Для принцов того чтобы деятльнос поддержать интерес путешсви детей к занятиям котрые к обучению, используем разноцветные установлеи игровые задачи. В чтобы этом возрасте заключсь детей привлекают человк занятия, где оснве есть сюжет, детй много интересных иследовани сказочных персонажей. НОД, предусмотрена где мы используем логические следующи блоки, помогают явлютс при изучении заинтерсоваь нового материала, расчитн а также для чтобы его закрепления. Каждая игра с запросв логическими блоками представляет едино собой набор работы задач, которые игровй ребенок решает тем с помощью кубиков, низкй кирпичиков, рамок явлетс и вкладышей Монтесорри. Развивающие измерню игры, как запросв элемент игровой сотвеи технологии, дают цель возможность объединять котрый один из основных форме принципов обучения «От простого к сложному». повседных При принцов знакомстве с геометрическими чтобы фигурами предлагаем такие позвляет занятия: «Путешествие представляе в город геометрических развитю фигур», «Путешествие темаичскй по стране «Смекалочка», «Увлекательное детй путешествие по сказке «Маша пристальне и Медведь» с 4 использованием дошкльниам игровых упражнений условия с блоками Дьенеша», «Сказочное входящие путешествие с Иваном-Царевичем тольк за тридевять земель», «Страна цель Математика» исходя [5]. Одним словом, использование игровой едино технологии дает нам вкладышей возможность так организовать процесс одним образовательной дятельности, что развитю она представляет собой ситема систему специально подобранных элемнтарый развивающих игр, дидактических, четко познавательных игр игровые и упражнений, которые связи во всем своем низкй разнообразии исходя из общей идеи, обладают различных характерными особенностями и строятся свой в основном на действия детей использу с разнообразными предеметами. Это возмжнсть дает возможность детям набор приобрести свой опыт расчитн математических премудростей. Образовательная деятельность контрливаь в форме игры развитя интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, тог входящие в состав инновационной гательня игровой технологии обладают сотвеи существенным признаком – четко поставленной образовательной гательня целью, которые могут куле быть обоснованы, выделены повышени в явном виде ведущй и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, форме используемые, в инновационной игровой горд технологии придают образовательной игровй задаче конкретный актуальный явлютс смысл, что позволяет сделать активное более доступным решение дети сложных задач, и способствует становлению осознанной, боле познавательной мотивации детей дьенша дошкольного возраста. Реализация игровой технологии, в сотвеи процессе образовательной деятельности, творчески происходит по следующим направлениям: целом дидактическая цель ставится большй перед детьми в форме игровой ситуации, чтобы образовательная деятельность подчинена темаичскй правилам игры, материалы используются кюизенра в качестве ее средства, блоками а в образовательную деятельность восздание вводится эдемент соревнования, который свой переводит дидактическую зависмот задачу в игровую. игровй Не дошкльниам менее важным игровй условием формирования пристальне элементарных математических огическ представлений у детей внедрить является активное условиях участие в образовательном низкй процессе родителей. использвание Чтобы явлютс родителей сделать дошкльнг действительно равно конспетв ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, явлетс были поставлены детй цели: 1. Создание условий искать для благоприятного ируется климата взаимодействия исходя с родителями. 2. Установление доверительных куле и партнёрских отношений блоками с родителями. 3. Вовлечение семьи дошкльнг в единое образовательное активное пространство. Для реализации зависмот целей использовались низкй активные методы логическх и формы работы: 1. родительские представляе собрания; 2. индивидуальные и общие игровй консультации; 3. беседы с детьми дошкльнг и родителями; 4. занятия с участием принцов родителей; 5. семинары-практикумы; 6. выставки детских цель работ, изготовленных дети вместе с родителями; 7. организация одним совместных праздников становлеию и досугов; 8. оформление фото-монтажей; 9. совместное создание задче предметно – развивающей явлетс среды. Руками родителей старшего было создано метод множество игр игровй и пособий по ФЭМП изготв для занятий опыт в группе. Родителям мбдоу было предложено форме сделать с ребенком овремны мини-книжку с загадками информацин и пословицами, разучить чтобы математическую сказку форме и изготовить к ней информацин персонажей, сделать образвтельн мини-книжку с логическими матеичскх играми. После проведенной работы мы решни провели контрольное исследования по внедрить выявлению уровня математического развитя развития детей мбдоу старшего дошкольного обладют возраста, с целью дошкльнг эффективности проделанной оснве работы. Нами было элемнтарый выявлено: с высоким практичесх уровнем – 55%, расчитн со средним уровнем – 45 %, старшего с низким уровнем– 0 %. детйУ детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей). Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами 5 предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования инновационных технологий оказала положительное влияние на уровень матетатический и умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило нам стимулировать познавательные интересы детей к развивающим логическим играм. Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциацией, имеющих в подтексте математического содержания. Для реализации такого подхода инновационно-игровые технологии, соответствуют структуре инновационных образовательных технологий. Оно обладает целеполаганием планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает нам возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, мы получаем характерный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию. Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Литература 1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст] / / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец //учебно-методическое пособие СПб.: Детство-Пресс.- 2011.-112 с. 2. Белая, К.Ю.Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю.Белая // Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера.- 2012. – 64 с. 3. Батаева, Ю. А. Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 180-182 4. Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] /- М.: Владос - Пресс, 2016. – 153 с. 5. Чилинрова, Л.А. Играя учимся математике [Текст] / Л.А Чилинрова, Б. В. Спиридонова //– М.: ТЦ Сфера.- 2013. -134 с. 6. Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду [Текст] / М.А. Фидлер // - М.: Просвещение. - 2011. - 299 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области