Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов СКОРОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК

Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки. Задачи 1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков. 2. Развивать чёткую, правильную дикцию. 3. Развивать слуховое внимание и память. 4. Совершенствовать интонационную выразительность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида

Консультация для педагогов

СКОРОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК

Подготовил педагог:

Чистякова М.Н.

Высш. кв. категории

п.Часцы 2019-2020 уч. год

СКОРОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

Чем полезны скороговорки? Какую пользу несут скороговорки?

тренируют речевой аппарат,

развивают фонематическую и артикуляционную память,

обогащают словарный запас,

ставят речевое дыхание,

помогают сделать речь интонационно грамотной,

подготавливают к формированию письменной речи.

А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения.

Роль скороговорок в развитии речи.

Скороговорка -это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скороговорки - своеобразный тренажёр , они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки .

Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.

Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.

Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.

Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубки сразу же сломали.

***

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

***

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

***

Попугай сказал попугаю:

- Хочешь, я тебя попугаю?

Попугай сказал попугаю:

- Попугай, попугай, попугай!

***

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

***

Шит колпак не по - колпаковски.

Надо колпак переколпаковать,

Перевыколпаковать.

Некому колпак переколпаковать,

Перевыколпаковать.

А неперевыколпакованный колпак

Не переколпаковывается никак.

А недовыколпакованный колпак

Недовыколпаковывается никак..

***

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека - в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

***

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн.

***

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

***

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

***

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

***

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

***

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

***

Осип охрип, Архип осип.***

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

***

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека — в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

***

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

***

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

***

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

***

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет .

***

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

***

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

***

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

В результате своих наблюдений я пришла к следующим выводам:

Убедилась, что скороговорки способствуют развитию речи.

Скороговорение развивает языковые возможности

и дает следующие результаты:

повышает концентрацию внимания;

создаёт положительный настрой;

снимает эмоциональное напряжение;

помогает нам общаться между собой.

Одним словом, скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной.

Используемая литература

Литература 1. Науменко Г. М. Хрестоматия школьника. Загадки, пословицы, поговорки. М. , Астрель АСТ, 2002. 2. Слуцкая К. Игры, песни, загадки, скороговорки. Л. , Малыш, 1984

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области