Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 комбинированного вида
Консультация для педагогов
СКОРОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК
Подготовил педагог:
Чистякова М.Н.
Высш. кв. категории
п.Часцы 2019-2020 уч. год
СКОРОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
Чем полезны скороговорки? Какую пользу несут скороговорки?
тренируют речевой аппарат,
развивают фонематическую и артикуляционную память,
обогащают словарный запас,
ставят речевое дыхание,
помогают сделать речь интонационно грамотной,
подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения.
Роль скороговорок в развитии речи.
Скороговорка -это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Скороговорки - своеобразный тренажёр , они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки .
Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
- Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
- Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по - колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак..
***
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
***
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн.
***
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
***
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
***
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
***
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
***
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
***
Осип охрип, Архип осип.***
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
***
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека — в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
***
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
***
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
***
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет .
***
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
***
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
***
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
В результате своих наблюдений я пришла к следующим выводам:
Убедилась, что скороговорки способствуют развитию речи.
Скороговорение развивает языковые возможности
и дает следующие результаты:
повышает концентрацию внимания;
создаёт положительный настрой;
снимает эмоциональное напряжение;
помогает нам общаться между собой.
Одним словом, скороговорение помогает развивать нашу речь, делает её чёткой, выразительной и понятной.
Используемая литература
Литература 1. Науменко Г. М. Хрестоматия школьника. Загадки, пословицы, поговорки. М. , Астрель АСТ, 2002. 2. Слуцкая К. Игры, песни, загадки, скороговорки. Л. , Малыш, 1984