Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы психического развития мальчиков и девочек в неполной семье

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проблемы психического развития мальчиков и девочек в неполной семье

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. А.С. Макаренко придавал особую роль структуре семьи. Он изучал понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.

В последнее время проблемы, связанные с семьей, приобретают все большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьезные изменения: уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения на подрастающее поколение. Но самое главное - то, что резко возросло количество разводов - по статистике распадается почти каждый второй брак. А ведь развод - это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.

По мнению Обуховой Л.Ф., ребенок, воспитанный в неполной семье, обладает менее выраженным, либо вовсе отрицательным опытом подготовки к семейной жизни. Наличие матери и отца представляет чрезвычайно важную предпосылку нормального эмоционального и нравственного развития ребенка в семье.

Без уравновешенного влияния отца, без его общения с ребенком, роль матери гипертрофируется. Ее влияние на психическое развитие ребенка становится непомерно большим, ребенок не видит другого варианта поведения, у него нет выбора при общении. Мать менее сильно зависит от ребенка, который заменяет для нее всех других, кто мог бы удовлетворить ее эмоциональную привязанность. Возникает невротический симбиоз матери и ребенка. Отсутствие отца еще более драматично. Мальчик лишается образца мужского поведения, которое должен воспроизводить, а девочка не имеет перед собой образа представителя противоположного пола, поэтому ее контакты с мужчинами будут затруднены. Она просто не будет знать, какого поведение можно ожидать от мужчин.

Многие родители не понимают, что отец, который покидает супружескую квартиру, покидает не только жену, но и детей, и что дети, таким образом, переживают не только развод родителей, а также и свой собственный развод с отцом. Следует также понять, что дети вообще не подготовлены к тому, что их отношение к обоим родителям, оказывается, зависит от чего - то другого, а не только от обоюдной любви между родителями и детьми... Это осознание своей второстепенности, своей беспомощности как - то помешать разводу приводит у одного ребенка к печали и ярости, у другого она перекрывается гневом, третий, может быть, мучает себя укорами совести, в то время как четвертый в панике, что он может потерять также и мать. Эмоции могут выражаться у каждого индивидуума по-разному - печаль, болезненные ощущения, ярость, вина и страх - все это как типичные, так и нормальные реакции ребенка на развод родителей.

Последствия развода обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляют одновременно завышенную тревожность. Распад семьи отрицательно сказывается на отношениях между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями.

В неполной семье, где отсутствует отец, складываются специфические условия для развития детей. Если на девочек уход отца оказывает максимально травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелый в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его мужской ролью. Особенно заметно отсутствие мужского влияния как на девочек, так и на мальчиков начинает проявляться в подростковом возрасте.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого - то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты» ... Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

По данным психологов, две трети девочек, которые казалось бы, легко перенесли развод родителей, повзрослев, затруднялись в построении своих отношений с противоположным полом. Боязнь предательства в интимных отношениях, страх измены лишал их способности в принятии такого важного решения как вступление в брак. Девушки просто-напросто не решались выходить замуж из-за опасения, что в дальнейшем муж уйдет из семьи.

Мальчики также могут испытывать проблемы с созданием собственной семьи, им может быть трудно общаться с мужчинами, могут завести себе друга-мужчину. Он может испытывать отвращение к мужским занятиям и профессиям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области