" Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для воспитателей

«Как сформировать познавательный

интерес к математике у дошкольников»

Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах.

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Как увлечь дошкольников занимательной математикой и при этом не превратить занятия с ними в школьный урок? Для этого надо наполнить группу материалами математического содержания и используйте традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижений цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ и неважно, что только путём проб и ошибок. Задача педагога - вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными.

Одна из задач педагогов ДОО — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес.

Познавательный интерес — основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а, следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе. Познавательный интерес к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту.

Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.

Одно из условий познавательного интереса к математике - создание предметной среды. Развивающая предметная среда - это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.

Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.

Уголок математики в группе

Какие задачи поможет решить уголок занимательной математики?

Сформировать у детей интерес к элементарной математической деятельности.

Развить качества и свойства личности, необходимые для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

Воспитать потребность заниматься в свободное время интересными и полезными играми.

Развить речь, воображение, мышление, расширить кругозор.

Правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность развивает у детей умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитывает интерес, волевые черты, формирует желание учиться, привычку к умственному напряжению и труду.

В каждой возрастной группе детского сада должны быть развивающие игры и игровые материалы математического содержания разной степени сложности в соответствии с возрастом детей. В такой среде педагог может одновременно включать в активную деятельность всех детей группы.

Математические игры — эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике. Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.

Игровой материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями и уровнем развития детей каждой группы. Это настольно-печатные игры, логические таблицы, лабиринты, игры для развития логического мышления, игры на составление целого из частей, домино и др.

Дошкольники любят заниматься со счетными палочками. Они используют их для счетных операций (количественного и порядкового счета, составления чисел из двух меньших и др.), делают из них разные геометрические фигуры и предметы. Такие занятия служат началом углубленной работы по развитию у дошкольников творческих способностей и подводят их к самостоятельному придумыванию задач-головоломок.

Чтобы стимулировать дошкольников к коллективным играм, творческой деятельности, можно использовать фланелеграфы, учебные и магнитные доски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Ателье», «Бизнесмены», «Кондитерская фабрика», «Школа», «Банк» и др. В течение года педагогам необходимо менять игры по мере их освоения, добавляют новые, более сложные; расширяют занимательный игровой материал. Развивающие игры и упражнения они проводят как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Важно, чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира.

М.В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». По утверждению советского педагога В.А. Сухомлинского, «умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления».

Педагоги должны быть внимательными к каждому ребенку, уметь подмечать степень его заинтересованности умственной деятельностью, создавать условия для того, чтобы превратить познавательный интерес к математике в тягу к знаниям.

Формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения считают педагоги и психологи, такие как П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.. Но этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. К.Д. Ушинский, подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время. Исследователи проблем обучения и развития дошкольников, такие как Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.И. Скаткин, отмечали, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем. Все это делает проблему закрепления и применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту актуальной на сегодняшний день.

Что сделает занятия по математике эффективными?

Нетрадиционная форма.

Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Игровая мотивация.

Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

Мы знаем, что дошкольник имеет специфические возрастные особенности, такие как неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности необходимо руководствоваться психолого-педагогическими принципами и подходами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

деятельностный подход;

развивающий;

лично-ориентированный;

принцип интереса,

сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

единство отдыха и познания.

В ходе них педагоги применяют игровые, проблемно-поисковые, практические методы, проблемно-практические игровые ситуации. Необычная игровая ситуация с элементами проблемы, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает познавательный интерес у детей.

Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

В современной дидактике ДОО выделяются такие нетрадиционные формы занятий:

занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, замети, решит и т. д.;

математические КВНы. Предполагается разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина;

театрализованные занятия. Разыгрываются микросценки, несущие познавательную информацию;

занятия — сюжетно-ролевые игры. Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и  таким образом решаются задачи обучения, например, «Супермаркет», «Путешествие к загадочным математическим планетам»;

математическая игра по мотивам сказок, например, «В гостях у Белоснежки и гномов»;

игры-путешествия, например, «В гостях у сказки», «Волшебная страна», «Путешествие в страну Оригами»;

занятия-аукционы. Проводится как настольная игра «менеджер»;

занятия-сомнения. На таких занятиях ведется поиск истины;

исследовательская деятельность.  Дети знания получают в ходе исследовательской работы типа «тает-не тает, летает-не летает»;

занятия-диалоги. Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной. Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией;

занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес»;

занятие «Что, где, когда». Проводится как игра- викторина с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?;

проектная деятельность. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Главная цель организации проектной деятельности — развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;

занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры);

дошкольники с удовольствием ждут таких занятий.

Занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Наряду с традиционными формами работы надо использовать и нетрадиционные формы работы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. К ним относятся:

игровые проблемные ситуации;

математические сказки;

проектная деятельность;

элементарные опыты;

моделирование и др.

Таким образом, математика играют большую роль в умственном развитии детей дошкольного возраста. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.08.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.