МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОУСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
КОНСПЕКТ
проведения занятия на тему: «Герои космоса»
совместной образовательной деятельности педагога с детьми
в средней группе «Пчёлки»
в рамках проектной деятельности на тему: «Наследники Юрия Гагарина».
Воспитатель: Меркулова Н.Н.
с. Александровка 2020 г.
Конспект занятия «Герои космоса»
Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах.
Задачи:
Закреплять знания детей о планетах солнечной системы.
Подчеркнуть уникальность планеты Земля.
Познакомить детей с профессией космонавта.
Закреплять знания детей о первом космонавте Ю. Гагарине.
Развивать связную речь.
Упражнять детей в обратном счёте в пределах десяти.
Материал и оборудование: фотографии Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, С. Савицкой; фотография планеты Земля из космоса; макет ракеты; изображение солнечной системы, детский телескоп.
Предварительная работа: Чтение книг о космосе; просмотр мультфильмов на космическую тему: "Тайна третьей планеты", «Белка и Стрелка» и другие; загадывание детям загадок на космическую тему; знакомство с первыми в космосе Ю. Гагариным, В. Терешковой и А. Леоновым, С. Савицкой; просмотр снимков из космоса.
Проведение образовательной деятельности
Дети: играют. Вдруг, в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки).
Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос.
Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала.
Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых.
Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание. Игра «В космосе».
Дети: садятся на стулья в круг. Воспитатель по очереди каждому ребенку бросает мячик. Дети ловят мячик и называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано.
Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге с закрытыми глазами, а руки отвести в стороны. Кто простоит дольше всех? Приготовились, начали.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты.
Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие
Дети: поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса.
Воспитатель: Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1.
Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно планеты и звезды.
Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним.
По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
три – Земля, четыре – Марс!
пять – Меркурий, шесть – Сатурн,
семь – Уран, восьмой – Нептун.
И девятая планета — под названием Плутон!
Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта?
Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда всё люди нашей страны гордились этим событием.
Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихотворений, вот послушайте одно из них.
Юрий Гагарин
Автор: Владимир Степанов
В космической ракете,
С названием "Восток"
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель: Ребята о чём это стихотворение?
Правильно о Юрии Гагарине, о его первом полете.
Воспитатель: А как называлась эта ракета?
Молодцы, вы внимательно слушали «Восток».
Воспитатель: После полета Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6», совершила полет Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Владимировна Терешкова (показывается портрет). Он продолжался почти трое суток.
Воспитатель: Космический корабль железный. Это машина, такая же, как и все остальные. Он тоже может сломаться и его придется чинить. Но огромный космический корабль не «загонишь» в мастерскую для ремонта. Именно поэтому необходимо было выходить из корабля в открытый космос и чинить то, что сломалось, и для этого 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Архипович Леонов совершил первый в мире выход из космического корабля в открытое космическое пространство, за что так же как и все космонавты был удостоен великого звания «Герой Советского Союза». А первый выход в открытый космос женщины-космонавта совершила в 1984 году Светлана Евгеньевна Савицкая. И все они – наши с вами соотечественники и мы должны этим гордиться.
Воспитатель: Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран, но первые всегда останутся первыми.
Воспитатель: Ребята, а как звали первую в мире женщину-космонавта?
Правильно, Валентина Владимировна Терешкова.
Воспитатель: А как звали первого в мире космонавта, вышедшего из космического корабля в открытый космос?
Правильно, Алексей Архипович Леонов.
Воспитатель: Ребята, а как звали первую в мире женщину-космонавта, которая вышла в открытый космос?
Правильно, Светлана Евгеньевна Савицкая.
Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, граждане которой совершили эти космические подвиги. Именно подвиги, потому что первые никогда не знают, что там впереди. Они первые, а значит – лучшие из лучших.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали.
Воспитатель: читает стихотворение и выполняет упражнения.
Дети: повторяют упражнения за воспитателем.
Чтоб ракетой управлять,(вытягивают руки вперед и двигают ими вверх-вниз)
Нужно смелым, сильным стать. (сгибают руки в локтях, изображая силу)
Слабых в космос не берут, (опускают руки и трясут кистями)
Ведь полет — не легкий труд! (ставят руки на пояс)
Не зевай по сторонам, (вращают головой)
Ты сегодня — космонавт! (поднимают руки вверх в виде конуса)
Продолжаем тренировку, (приседают)
Чтобы сильным стать и ловким. (сгибают руки в локтях, изображая силу)
Воспитатель: Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь.
Воспитатель: Мы видим на этих фотографиях нашу планету Земля. Ребята, что собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии?
Правильно, она круглая.
А какие цвета мы здесь видим?
Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете?
Правильно, это вода, моря и океаны, реки и озера.
Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым?
Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней, единственной из всех планет солнечной системы, есть жизнь. Есть реки, моря и озера, есть леса, есть воздух и облака. Облака пара, а не космической пыли.
Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна. Луна постоянно движется вокруг земли и совершает свой полет за 28 дней.
Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она постоянно меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С», только перевернутую, то исчезает совсем. Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает), то ее частичка (когда Солнце освещает луну с обратной, не видимой нам стороны). Иногда луна бывает огненно красного цвета. Это происходит тогда, когда наш спутник заходит в тень Земли и на него не попадает солнечный свет.
Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились
Дети: поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты
Воспитатель: и полетели
Дети: двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там.
Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.
Список источников:
Арнаутова Е.П., Белая К.Ю. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуск 1 М.: Школьная Пресса, 2011
Буренина А.И, Родина М.И.. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. Сп-б.: Музыкальная палитра, 2008
Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Космос». Художник А.Кукушкин
Жданова И.К. Географический атлас для детей «Мир и человек», М.:ГУ геодезии и картографии, 1989
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М.: ТЦ «Сфера», 2007
Кагермазова Л.Ц. Возрастная Психология. (Психология развития) – электронный учебник.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.: М.: Академия, 2010.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детском саду. Средняя группа. М.: «Карапуз», 2009
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002
Теннова Н.А. Астрономия для детей:
ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). - М.: ТЦ Сфера, 2012