Междисциплинарный подход в обучении детей с ОВЗ как путь целостного развития личности
В условиях модернизации системы образования РФ возникает необходимость организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Равный доступ к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, осуществляется с учетом заключений психолого- медико-педагогических комиссий, определяющих создание специальных условий для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития.
Решение вопросов определения сроков начала и завершения интегрированного образования осуществляется ПМПК индивидуально по каждому обучающемуся с учетом согласия его родителей (законных представителей) и в соответствии с критериями отбора детей для интегрированного обучения. Данные критерии включают в себя три основные позиции:
возможности ребенка — степень выраженности проблем в развитии, зона ближайшего развития, компенсаторные возможности, эмоционально-личностные особенности;
готовность конкретного образовательного учреждения осуществлять помощь в реализации особых потребностей обучающегося (воспитанника) — кадровый потенциал, материально-технические возможности, методическая база;
готовность социума к интегративным процессам — возможности родителей для оказания помощи ребенку, степень толерантного отношения сверстников к проблеме, уровень готовности педагога к решению проблем внутриколлективной коммуникации (межличностных взаимоотношений).
В образовательных учреждениях организуется систематизированная работа специалистов по сопровождению образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, основанная на принципах междисциплинарного взаимодействия. Наиболее действенной формой организации деятельности команды специалистов является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).
Виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения:
комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов;
разработка содержательной части индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных мероприятий, способствующих адаптации ребёнка с ОВЗ);
моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно- развивающих программ, учитывающих особенности психофизического развития детей, проведение коррекционно-развивающих занятий;
мониторинг образовательной и социальной адаптации всех обучающихся инклюзивных классов;
динамическая оценка эффективности коррекционно-развивающих занятий и мероприятий по социальной адаптации ребёнка с ОВЗ;
выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
Реализуя сопровождение ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве, специалистами разрабатывается комплекс коррекционно-развивающих мероприятий отражённых в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание или направление коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и его семьёй.
Каждый специалист в рамках своей компетенции и с учетом проведенного им обследования предлагает варианты маршрута сопровождения отдельного ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер командного междисциплинарного подхода. Так как при выбор специалистами единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других субъектов образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка