Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экономическое воспитание дошкольников – новое направление в дошкольной педагогике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экономическое воспитание дошкольников новое направление в дошкольной педагогике.

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.

Экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной

педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли

говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими

друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с

деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-

продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском,

часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда,

доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и

ущербность бедности.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования

экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих

экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок

-дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с

мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда,

первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем

дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство

тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем

возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок,

суждений, отношения к добру и злу.

Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к

современной действительности, стать социально полноценной личностью,

правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые

невольно вторгаются в его жизнь.

Цель экономического воспитания:

-Формирование у детей доступных экономических понятий,

-Воспитание сознательного пользователя всем, что предоставляется детям

для их счастливого детства.

Задачи:

· Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

· Побуждать здоровый интерес к деньгам;

· Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

· Учить решать простейшие экономические задачи;

· Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение делать

умозаключения, пополнять словарный запас.

В работе с детьми можно выделить три основных направления:

· 1 Формирование представлений о труде взрослых.

· 2 Знакомство детей с простейшими экономическими терминами.

· Формирование у детей, старшего дошкольного возраста экономического

мышления.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его

организации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить

творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать

процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку

о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные

блоки:

· труд и его продукт;

· деньги;

· реклама;

· экономика в быту.

Формы организации экономического воспитания:

Основная форма обучения — ИГРА.

Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с

помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры . Так, играя в

сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят

трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В таких

играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи,

производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и

реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками

сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное

агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната

переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия

для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная,

приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически

адекватная возрасту ситуация общения.

Задачи: уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме:

научить детей умению обращаться к продавцу (работнику) воспитывать

культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи;

учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;

совершенствовать навыки счета.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие

покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических

явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и

навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся

реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает

прочность и осознанность усвоения знаний.

Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?»,

«Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры

– викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве

итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в

игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу,

обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети

усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводится в

ходе игры - путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского

сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в

прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и

заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам

торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что

позволяет познакомиться с реальными объектами.

Так же для наглядности можно использовать лепбук по финансовой грамотности (его можно сделать своими руками вместе с детьми, привлечь родителей)

Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники

включающие экономические, экологические,

математические задачи. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание

«экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на

известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения

Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными

дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая

из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с

экономическими понятиями. Например, книга Кнышовой Л.В. «Экономика для

малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Чтение художественной литературы

способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их

действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим

непонятным экономическим явлениям.

Хочу уделить внимание беседе о необходимом и желаемом, это так же можно сделать в игровой форме. Прежде всего нужно научить детей отличать необходимые траты от желаемых. Необходимые — это траты на те вещи, без которых никак нельзя

обойтись. Желаемые — вещи, которые хочется иметь, но без которых обойтись можно.

Давайте вместе определим, что является необходимым, что желаемым

Мясо, овощи, вода, мороженное, шоколад

Электричество, газ, интернет

Обувь (по сезону), шапка, куртка, фирменные джинсы, последняя модель телефона

Отдых (сон) отдых на берегу моря.

Существуют ситуации, когда желаемое становится необходимостью. Если ребенок еще слишком мал, то компьютер для игр – это желаемое. Но когда ему исполняется девять и на дом задано написать и отредактировать сочинение, компьютер становится необходимостью.

Результат:

· Осознанное отношение к труду.

· Правильный выбор ситуации, связанной с экономической деятельностью.

· Элементарные представления детей об экономических понятиях и

категориях, осознание их содержания, умение ими пользоваться.

При организации работы с родителями, важно донести, что именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования

экономического мышления.

Для родителей нужно сделать памятки-консультации по теме финансовой грамотности для детей.

Так же провести родительское собрание, посвящённое формированию у детей знаний о профессиях, труде, доходах и расходах.

Создать совестно с детьми и родителями «Альбом профессий», что бы каждый родитель рассказал о своей профессии, прикрепить фото и детские рисунки.

При организации работы по экономическому воспитанию дошкольников очень помогают видео-уроки, например, «Азбука денег» Тетушки Совы или «Азбука финансовой грамотности» Смешариков

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области