Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


История и художественный вымысел в рассказе В.Т.Чисталёва «Один…из тринадцати миллионов»

Цель проекта Анализ значения и соотношения исторически достоверных фактов и художественного вымысла в тексте рассказа В.Т. Чисталёва «Один…из тринадцати миллионов» Задачи - Познакомиться с биографией и творчеством автора рассказа - Изучить теоретические основы литературоведения по заявленной теме - Изучить историческую ситуацию, нашедшую отражение в произведении В.Т. Чисталёва - Исследовать содержание художественного текста «Один…из тринадцати миллионов»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования администрации МО ГО «Воркута»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 40 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Воркуты

Республиканская олимпиада по коми языку, коми литературе, коми фольклору, литературе Республики Коми, историческому краеведению

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

по литературе Республики Коми

ТЕМА: История и художественный вымысел в рассказе В.Т.Чисталёва «Один…из тринадцати миллионов»

Выполнила: Осисорова Владислава,

учащаяся 9 б класса

Руководитель: Гусарова Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Воркута

2019 год

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….........3

2. В.Т. Чисталёв – основоположник коми литературы………………….5

2.1. История и художественный вымысел в рассказе «Один…из тринадцати миллионов»…………………………………………………..7

3.Заключение………………………………………………………….….11

Список литературы и интернет источников……………………………12

1.Введение

В наши дни литературные произведения, которые являются отражением мировой истории и жизни различных народов в военное время, представляют особую ценность. Они формируют чувство патриотизма, напоминают нам о моральных ценностях и о тех трудностях, которые пришлось пережить нашим предкам. Анализируя литературные произведения, в основе сюжета которых лежат реальные исторические события, можно представить наиболее ярко картину судьбы не только конкретных людей, но и народов, а иногда и всего человечества.

Исследование творчества В. Т. Чисталёва в связи с его личной, социальной и литературной биографией является одной из актуальных проблем современного литературоведения. Личность писателя, его богатая событиями и личными переживаниями жизнь могут служить в качестве определяющих моментов его художественного творчества, являясь значимыми факторами в оценке его литературных произведений

Таким образом, актуальность исследования в равной степени распределяется между такими вопросами, как роль литературы в изучении истории, повышение интереса к творчеству писателя, сохранение и популяризация национальной литературы.

Объектом исследования является рассказ Вениамина Тимофеевича Чисталёва «Один…из тринадцати миллионов»

Предметом изучения в рамках нашего исследования становятся такие литературоведческие понятия как художественный вымысел и изображение истории в художественном тексте.

Цель проекта:

Анализ значения и соотношения исторически достоверных фактов и художественного вымысла в тексте рассказа В.Т. Чисталёва «Один…из тринадцати миллионов»

Задачи:

- Познакомиться с биографией и творчеством автора рассказа;

- Изучить теоретические основы литературоведения по заявленной теме;

- Изучить историческую ситуацию, нашедшую отражение в произведении

В.Т. Чисталёва;

- Исследовать содержание художественного текста «Один…из тринадцати миллионов»;

Практическая значимость проекта состоит в возможности представить проект на уроке литературы для углубления знаний учащихся по данной проблеме.

2. В.Т. Чисталёв – основоположник коми литературы

Вениамин Тимофеевич Чисталёв (Тима Вень) (1890–1939) – коми поэт, прозаик, автор и переводчик драматургических произведений, критик. Его творческий путь начался в первое десятилетие XX в., а после Октябрьской революции 1917 г., в 1920– 1930-е гг., он стал одним из ведущих писателей и основоположников коми литературы, поэтом-новатором, создателем целого лирического направления. Эмоциональность его произведений, обращенных к исследованию глубин внутреннего мира человека, лиризм, богатство и образность языка, активное участие писателя в культурной и общественной жизни родного края создали Тима Веню славу поистине народного поэта, а его трагическая судьба стала воплощением времени, когда жил писатель.

В. Т. Чисталёв родился (8) 20 октября 1890 г. в с. Помоздино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Отец будущего писателя – Тимофей Иванович Чисталёв, крестьянин, волостной писарь, земский гласный и присяжный заседатель уездного суда – поддержал стремление сына к учебе.

С 1910 г. В. Чисталёв работал учителем в школе родного с. Помоздино, а в 1913– 1914 гг. был Помоздинским волостным писарем.

В сентябре 1915 г., через месяц после начала Первой мировой войны, В. Чисталёв был мобилизован в армию, попал на австро-венгерский фронт и в Киевское военное училище, где проучился два курса. Киевский период жизни оставил заметный след в творчестве писателя. Тоска по родине, ненависть к бессмысленной войне и страх перед ней, чувство одиночества, воспоминания о прежней, довоенной жизни, и, вместе с тем, – красота южной природы разбудили, всколыхнули в сердце поэта глубокие чувства, подтолкнули его к созданию оригинальных лирических произведений на родном языке.

После Февральской революции, летом 1917 г., В. Чисталёв вернулся на родину и окунулся в общественную жизнь: уже осенью он стал членом Волостного исполкома, а с января 1918 г. продолжил работу в школе с. Помоздино. Кроме того, писатель принимал активное участие в литературной и культурной жизни Коми края: был членом созданной в 1918 г. организации «Коми автономист чукöр» (Группа коми автономистов).

В период гражданской войны в Коми крае (1918–1920) В. Чисталёв стал участником военных событий, произошедших в с.Помоздино: в 1919 г., будучи бойцом караульной роты красноармейцев, ушел из села вместе с ротой, когда в село вошли белогвардейцы. Попав в состав театральной труппы другого коми писателя, драматурга В.А. Савина, ходил с труппой по коми селам, исполнял роль в спектакле по пьесе-драме В. Савина «Шондi петiгöн дзоридз косьмис» (На восходе солнца цветок увял, 1919). В марте 1920 г., когда белые оставили Помоздино, В. Чисталёв вернулся домой. В 1921–1922 гг. писатель работал редактором в недавно открывшемся издательском подотделе Зырянотдела Наркомнаца, участвовал в составлении и был автором многих произведений в книгах для школьного чтения, в том числе – «Шондi югöр» (Луч солнца, 1921), «Выль туйöд» (По новому пути, 1923).

В 1937 г. пьеса В. Чисталёва «Изкар» (1925), рассказ «Трипан Вась» (1929) и стихотворение «Чужан мулы» (Родной земле, 1921) послужили поводом для обвинения писателя в буржуазном национализме, ареста и объявления его врагом народа. Многие его рукописи, личная библиотека и переписка были уничтожены.

Умер писатель в тюремной больнице 13 октября 1939 г., реабилитирован посмертно в 1956 г.

2.1. История и художественный вымысел в рассказе

«Один…из тринадцати миллионов»

В. Т. Чисталёв – один из создателей коми прозы в XX в. Его первые прозаические произведения – это лирические наброски или небольшие зарисовки: заметки о природе, смене времен года и перемене погоды, о работе, жанр которых автором определялся как «серпастор» (зарисовка, картинка), «натур серпастор» (картинка с натуры) или «проза стихотворение» (прозаическое стихотворение). В основном это произведения познавательной направленности, создававшиеся Тима Венем в первую очередь для школьных хрестоматий, а затем перешедшие и в фонд коми художественной литературы: «Во гöгöр кытшовтöм» (Времена года, 1919), «Поводдя вежсигöн» (При перемене погоды, 1921), «Тулыс воöм» (Приход весны, 1921), «Кер пöрöдöм» (Лесоповал, 1921), «Пуръясянiнын» (На сплотке бревен, 1921), «Арся лунö» (Осенним днем, 1923), «Ылi йöз мусянь ас чужан му йылысь» (С далекой чужбины о родной земле, 1923).

Во второй половине 1920-х гг. В. Чисталёв обратился к исторической теме в произведении «Кыв-мöд пöль пöльяс йылысь, коми йöз историяö восьтöдтор» (Несколько слов о прадедах, взгляд на историю народа коми, 1928), посвященном истории заселения верховьев р. Вычегды и основания с. Помоздино. Большой исторический и биографический материал включен В. Чисталёвым в автобиографические воспоминания «Миян нэмö» (Менам олöм) (В наше время (Моя жизнь, 1927).

В. Т. Чисталёвым планировалось создание большого произведения «Шойна» (Кладбище), посвященное событиям Первой мировой войны. Произведение не было завершено: В. Чисталёв успел создать лишь его часть – рассказ «Öти … дас куим миллион лыдысь» («Один … из тринадцати миллионов», 1933), повествующий о тяжелых, безрадостных буднях и трагической судьбе новобранцев, готовящихся стать «пушечным мясом» на фронтах империалистической войны. Образ главного героя рассказа – деревенского коми парня Сергей Вася, одного из тринадцати миллионов, становится в рассказе воплощением человечности, душевной чистоты, кротости и определяет гуманистический пафос произведения. В произведениях Тима Веня о войне «статус положительного и прогрессивного приобретает тот герой, который не принимает участия в исторических смутах как преходящих и бессмысленных. Такой герой выступает гарантом устоявшегося крестьянского миропорядка и в значительной степени противоположен основному герою коми литературы второй половины 1920–30х гг., утверждающему новые порядки вновь создаваемого мира» [9, 457].

Таким образом, в центре повествования оказывается герой, во многом близкий писателю, а сам рассказ воспринимается как автобиографический.

Насколько же достоверны описываемые В.Т. Чисталёвым исторические события и какова доля художественного вымысла в этом повествовании? Для ответа на этот вопрос обратимся к академическому определению историзма и художественного вымысла в литературоведении.

Под историзмом принято понимать одно из важных свойств художественной литературы, а именно ее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. Считается, что подлинно художественное произведение, начиная с древнейших эпопей, всегда передает исторический смысл своего времени.

С этой точки зрения, рассказ В.Т.Чисталёва является, несомненно, достоверным отражением исторической ситуации. И подтверждение этому можно найти в документальных источниках, содержание которых во многом совпадает с текстом рассказа.

В 1914 году началась Первая мировая война. Жители Коми края поддержали вступление России в войну. В армию за годы войны было призвано 57 % всех мужчин Коми края. «Вась был здесь не первым, но и не последним – он был в шестой сотне только из их волости, увезли и до него, и после многих, старых и молодых». Среди них были сыновья крестьян, священников, мещан. За годы войны только из Усть-Сысольского уезда добровольцами ушли 129 человек. Тысячи уроженцев Коми края прошли через армию. Среди них многие будущие политики и деятели культуры: Д.И.Селиванов, А.Ф.Потапов, А.П.Гичев, В.Т.Чисталев, В.А.Молодцов и другие.  Питание в лагерях для военнопленных было скудным, пленные голодали. Помогали выжить посылки из дома, в которых были сухари и письма. Им разрешалось писать домой письма. Все письма написаны по-русски. О том, как жили в плену, писать запрещалось. В рассказе читаем: « …Два письма и написал Вась домой. Одно – когда приехали на место, да ничего толком и не смог написать – одни поклоны, но они были большими – «от неба до сырой земли»… Другое вечером перед походом». В Коми практически не оставалось семьи, которой не коснулась бы всеобщая мобилизация 1914 года. Из некоторых семей на войну были призваны трое и четверо братьев. «Так и не приехал Вась домой. Как не вернулись многие вроде Васи с кладбищенского поля. Даже адрес не понадобился его, который он хотел выслать в последнем письме – в первом же бое и упал как скошенная трава. Напрасно ждал Васю щенок дома. Жалобно тявкал днем под амбаром, а ночью громко выл. Долго ждала Васю сестра. Письмо брата достанет с полки и бесконечно читает, обильная роса мочит глаза».

Под художественным вымыслом мы понимаем средство создания художественных образов, основанное на жизненном опыте писателя. При этом в художественном произведении писатель изображает не то, что случилось на самом деле, а то, что могло бы случиться. Вымысел, творческая фантазия художника не противостоит реальной действительности, а является особой, присущей только искусству формой отражения жизни. Далеко не все события какой-либо конкретной человеческой жизни являются важными и неслучайными, а с помощью художественного вымысла писатель выделяет наиболее значимые события, оставляя в тени не столь существенные.

Таким образом, можно говорить о том, что художественный вымысел является неотъемлемой частью литературного произведения, проводя черту между ним и документальным повествованием.

В рассказе «Один…из тринадцати миллионов» художественный вымысел заключается в создании во многом автобиографичного образа центрального персонажа Сергей Вася, который соединил в себе личный опыт писателя с историями каждого, кто оказался в числе тех «тринадцати миллионов». Это рассказ одновременно о себе и обо всех сразу. О тех, кто был мобилизован в царскую армию, о тех, кто пережил голод, страх, унижения, и, конечно, о тех, кто навсегда остался на том «кладбище».

3. Заключение

Анализируя произведение с точки зрения исторической достоверности и художественного вымысла, необходимо понимать, что произведение В.Т. Чисталёва, с одной стороны, некорректно рассматривать с позиции «правда-неправда», поскольку сюжет рассказа включает события, пережитые автором. При этом писатель имеет право на художественный вымысел, потому что главное для него – выразить в произведении себя, свои мысли и чувства. Можно говорить и о том, что вымысла в значении «фантазия, выдумка» в произведении вообще нет: автор лишь пропустил через свое восприятие и воображение то, что испытал лично.

С другой стороны, историческая правда, достоверность описываемых событий не подлежат сомнению, так как они во многом совпадают с документальными и дневниковыми записями тех времен. Кроме того, В.Т.Чисталёв писал об историческом моменте, совпавшем с его жизнью, а не отстоящем от него на многие годы.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что произведение В.Т. Чисталёва, написанное на коми языке, по-своему уникально. Историческая основа повествования представляет ценность как важный документ, хранящий подробности участия коми народа в Первой мировой войне. А литературная сторона повествования представляет собой исповедь человеческой души, заставляя читателя вспомнить произведения Л.Толстого, М.Шолохова, А.Платонова и еще раз осознать всю противоестественность любой войны.

3. Список литературы

1. Чисталёв, В.Т. Ния (Лиственница) [Текст] / В.Т. Чисталёв. – Сыктывкар: Кола, 2010. – 592 с.

2. Минин, М. Чисталёв Тима Веньлöн гижöдъяс (Произведения Чисталёва Вениамина Тимофеевича) [Текст] / М. Минин // Ордым (Тропа). – 1928. – № 11–12. – С. 106–112.

3. Ельцова, Е.В. Ритм прозы Вениамина Тимофеевича Чисталёва [Текст] / Е.В. Ельцова / Научные доклады. – Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2013. – Вып. 515. – 28 с.

4. Демин, В.Н. Коми поэма [Текст] / В.Н. Демин. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978. – 144 с.

5. Савин, В.А. Мусюр сайын: прозаа гижöдъяс (За холмом: прозаические произведения) [Текст] / В.А. Савин. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 277 с. 6. Ельцова, Е. Тима Веньлöн ритма проза (Ритмическая проза Тима Веня) [Текст] / Е. Ельцова // Войвыв кодзув (Северная звезда). – 2015. – № 10 – С. 31–40.

7. Горинова, Н.В. Традиции В. Чисталёва и К. Жакова в драме О. Уляшева «Енколаяс йылысь поэма» [Текст] / Н.В. Горинова // Финно-угроведение. – 2011. – № 1. – С. 12–23.

8. Латышева, В.А. Певец родного народа [Текст] / В.А. Латышева // Классики и современники: статьи о литературе. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2005. – С. 83–86.

9. Лимерова, В.А. Проза В.Т. Чисталёва в зеркале темы «человек и война» [Текст] / В.А. Лимерова // Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности: коллективная монография. – Екатеринбург; Ижевск; Сыктывкар: изд-во УМЦ УПИ, 2014. – С. 444–457.

10. Ельцова, Е.В. Художественные особенности дневниковой прозы коми писателя В.Т. Чисталёва [Текст] / Е.В. Ельцова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 10 (64). – Ч. 3. – С. 32–35.

11. https://peoplelife.ru/321713

12.https://istoriarusi.ru/imper/pervaja-mirovaja-vojna-1914-1918.html

13. http://diplomba.ru/work/94270

14.https://literaturologiya.academic.ru/242/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области