Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие музыкальных способностей в ДШИ, ДМШ с помощью инновационных технологий

Цель данной работы – включение новых технологий в образовательный процесс, которые могут способствовать формированию и развитию музыкальных способностей учащихся. Задачи данной работы • рассмотреть понятие «Музыкальные способности» • дать характеристику каждой способности • включить инновационные технологии в работу с учащимся, для улучшения роста его музыкальности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1»

Копейского городского округа

Методическая разработка

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ В СКРИПИЧНОМ КЛАССЕ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Составитель: преподаватель по классу скрипки

Слободяникова Алёна Дмитриевна

Копейск, 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………..……………………

3

Глава I. Понятие «музыкальные способности»……………………………..

6

1.1. Музыкальные способности как психические свойства личности

6

1.2. Музыкальный слух………………………………………………...

7

1.3. Чувство ритма……………………………………………………...

9

1.4. Музыкальная память……………………………………………….

10

1.5. Внимание…………………………………………………………...

12

1.6. Воображение……………………………………………………….

12

1.7. Двигательная чуткость…………………………………………….

13

Глава II. Включение новых технологий в работу с учеником, для лучшего развития его музыкальных способностей…………………………

14

Заключение…………………………………………………………………….

19

Список использованной литературы…………………………………………

20

Введение

Вопрос развития музыкальных способностей у детей является очень важным. Музыкальная деятельность не только формирует художественные вкусы и способствует творческому развитию личности, но и влияет на поступки, формируя эстетику отношения к действительности. Развитие музыкальных способностей должно влиять не только на успешное дальнейшее обучение на инструменте, но и находить отзывы во всех сферах жизнедеятельности. Работая с учеником, преподаватель должен не просто передавать свои знания и умения, но и развивать индивидуальные особенности личности ребенка. Именно от изначального развития природных данных ученика, зависит его будущий рост. Преподавателю нужно проявить максимальную чуткость по отношению к своим воспитанникам, так как главная задача – правильно выявить недостатки и разработать четкий план работы с каждым индивидуально.

Успешное развитие музыкальных способностей непосредственно связанно с проблемой усовершенствования подготовки педагогов, их мастерства. Работа с детьми требует творчески активного учителя с высокой психологической и педагогической квалификацией. Такой педагог должен владеть не только специальным учебным материалом, а иметь определенный объем знаний в области детской одаренности, способностей, особенностей их проявления, введения в свою профессиональную деятельность элементов новых технологий.

Постоянное развитие технологий должно послужить мощным толчком для формирования новых, заинтересовывающих методик развития детей, их способностей. Кто, как не педагог должен идти в ногу со временем, общаться с новым поколением на их языке.

Актуальность данной работыобусловлена постоянным ростом ритма жизни, завышенными требованиями к современным детям, огромными темпами развития технологий.

Цель данной работы– включение новых технологий в образовательный процесс, которые могут способствовать формированию и развитию музыкальных способностей учащихся.

Задачи данной работы:

рассмотреть понятие «Музыкальные способности»;

дать характеристику каждой способности;

включить инновационные технологии в работу с учащимся, для улучшения роста его музыкальности.

Объект работы:музыкальные способности, их формирование и увеличение темпов роста на начальном этапе обучения с помощью современных технологий.

Предмет работы: Новые технологии, которые можно включать в методические разработки детских музыкальных школ, для улучшения качества роста музыкальных способностей учащихся.

Практическая значимость -результаты работы способствуют разработке методов включения новых технологий в процесс обучения, что позволит разнообразить учебный процесс, заинтересовать учащихся, повысить количественный и качественный уровень занятий.

В детском творчестве важен не столько конечный результат, сколько сам процесс. Поэтому развитие музыкальности будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, чему мы попытаемся поспособствовать за счет современных технологий.

Объем и структура методической разработки. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы из 25 наименований. Общий объём работы 18 страниц печатного текста.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет работы. В первой главе «Понятие музыкальные способности» рассматривается понятие «музыкальные способности», раскрываются детально виды способностей и методы их развития. Вторая глава содержит примеры замещения старых способов обучения новыми, с помощью технологий, расписаны плюсы и минусы нововведений. В заключении даны обобщающие выводы.

Проделанная работа позволяет наметить некоторые направления научной и практической деятельности, которые могут иметь большое значение для музыкального обучения, воспитания и развития учащихся.

Мы считаем необходимым продолжать работу по поиску новых технологий, которые можно ввести в учебный процесс, для развития музыкальных способностей.

Научно значимым направлением будущих исследований представляется выявление характера и условий компенсации отдельных компонентов музыкальных способностей.

Особого внимания требует разработка методов диагностики музыкальных способностей, так как эта проблема практически не разработана.

Значимым направлением будущих исследований учителей может являться изучение индивидуальных особенностей музыкальных способностей, их качественного своеобразия и разработка на этой основе дифференцированного подхода к музыкальному обучению.

Глава I. Понятие «музыкальные способности»

1.1. Музыкальные способности как психические свойства личности

Перед тем, как понять, что такое музыкальные способности, давайте разберемся, что такое способности, как таковые.

Способности – это персональные особенности человека, от них зависит успешность выполнения определенной деятельности. Каждая деятельность требует наличия ряда способностей.

Способности:

специфические – используются в конкретной области;

общие – ум, наблюдательность, память, так как они используются в широком круге деятельности.

По мнению Б. М. Теплова, в способности развиваются врожденные анатомо-физиологические задатки при благоприятных условиях деятельности.

Тот, кто может отзываться на музыку (ее содержание) эмоционально, считается музыкальным. Не музыкальность – восприятие музыки как набор звуков. Музыка содержательна для людей разного развития.

Музыкальные способности – персональные психологические свойства человека, определяющие восприятие, реализацию, сочинение музыки, обучаемость в сфере музыки. Так как музыкальные способности необходимы для успешных занятий в определенной области, их относят к специфическим. Музыкальные способности классифицировали многие и по-разному, например: на музыкально-эстетические и специальные делит их Н. А. Ветлугина, а Н. А. Римский-Корсаков на технические (игра на инструменте или пение) и слуховые. По мнению многих память занимает важное место в списке музыкальных способностей. Г. М. Цыпин считает, что триада основных ведущих музыкальных способностей – слух, ритм, память. Но мы разберем систему общепризнанных музыкальных способностей, это:

слух;

двигательная чуткость;

чувство ритма;

внимание;

музыкальная память;

воображение.

1.2. Музыкальный слух

Музыкальный слух – в широком смысле, это способность человека эмоционально воспринимать музыку, как целостное художественное явление, и в то же время различать ее отдельные составные элементы: звуковысотность, ритм, тембровые и динамические оттенки.

Так же в зависимости от степени развития и направленности различают несколько качеств слуха: звуковысотный, полифонический, мелодический, гармонический, внутренний, тембро-динамический.

Звуковысотный слух.Звуковысотный слух формируется приоритетно с помощью пения. Преподаватели, в своей работе, часто используют множество методов вырабатывания подобного слуха:

на первоначальном этапе обучения, педагог исполняет маленькие, простые для запоминания, мелодии (это могут быть даже отдельные звуки), ученик пропевает их голосом. Интонирование голосом гамм в различных тональностях, трезвучий, аккордов.

пропевание основных тем произведения. Можно пытаться мычать мелодию во время игры, это в основном практикуют пианисты, на скрипке не у многих детей получается, в силу расположения инструмента.

Полифонический слух. Наиболее сложным является воспитание полифонического слуха. Восприятие учеником не должно зацикливаться на одном голосе, он должен научиться детально слышать 2 и более голоса:

игра в ансамбле;

игра учитель-ученик;

на первоначальном этапе обучения в скрипичном классе, не может идти речи о полифонических произведениях, но возможный вариант: это театрализованная игра нескольких учеников;

в полифоническом произведении пропевается вслух один из голосов, преподаватель одновременно играет на фортепиано.

Мелодический слух. Улучшается благодаря кантиленой музыке, ее исполнению. Музыканту требуется огромное внимание и чуткость, чтобы проинтонировать мелодию. Для укрепления такого слуха существуют такие методы:

эффективно! Отдельно от партии сопровождения пропевать и играть главную мелодию;

воспроизводить мелодию с аккомпанементом. У ребенка появляется представление, как должен звучать голос;

осмысление мелодии с помощью пропевания про себя, так же способствует развитию не маловажного внутреннего слуха;

работа над фразировкой тщательная и детальная закрепляет мелодический слух, воспитывает отношение ученика к музыке.

Гармонический слух. Музыкальный слух по отношению к гармониям комплекса звуков разной высоты в их синхронном сочетании:

в медленном темпе игра в дуэте, для возможности «ухватить» каждый голос, понять его роль;

точный разбор тонального плана;

проигрывать мотив с гармоническим сопровождением.

Внутренний слух.

Внутренний слух – осознание, представление и переживание музыки без звучания:

в начальный период обучения практикуют подбор музыки по слуху;

проигрывание начала мелодии, допевание ее про себя;

занятие на инструменте без звука;

прослушивание произведений, смотря в ноты;

мысленное прочтение нотного текста.

Тембро–динамический слух.Скрипка имеет огромный разброс тембров, ее звучание с давних лет сравнивают с человеческим голосом:

объяснить значение каждого звука, определить требования к качеству звучания;

чтобы игра имела окрас, преподаватель должен точно подобрать описание звучания;

детальная работа над динамическими оттенками;

для вовлечения ученика в процесс обучения, можно просить его представлять звуки животных, природы.

Воспитание и развитие слуха у скрипача очень важная задача для педагога, т. к. у нас нет вспомогательных ладов, различных подсказок, на скрипке ученик играет только с помощью слуха.

Б. В. Асафьев говорил: «Слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта – воспитывать и развивать слуховую деятельность. Понимание такой взаимозависимости – активное слушание и слуховое развитие учащихся – имеет основополагающее значение для всей работы учителя музыки».

1.3. Чувство ритма

Роль ритма особенно велика. От греческого языка ритм – соразмерность, стройность. Ритм влияет на все в мире: смена времени года, приливы отливы, пульс. Ритмичность одна из наиболее важных особенностей деятельности человека, организующее начало жизни.

Ритм, как музыкальная способность – это восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке; различение сильных и слабых долей.

Музыкальный ритм – организованное движение звуков во времени, он неотделим от живого процесса исполнения. Но не исключается решение ритмической задачи с помощью упражнений, гамм.

Компоненты ритма:

ритм – соотношение звуков по длительности;

темп – скорость движения;

метр – чередование сильных и слабых долей.

Задача преподавателя дать ясное понимание ученику о длительностях, их соотношении во времени, о порядке чередования сильных и слабых долей, различных группировках нот.

Методы развития чувства ритма:

простукивание длительностей на этапе ознакомления с произведением;

ритмическое проговаривание нот под ровные простукивания – пульс;

ритмика – движение под музыку;

выучивание стихов или отдельных слов, подходящих под нужный ритм.

1.4. Музыкальная память

Способность запоминать, узнавать и воспроизводить мелодию голосом или на инструменте. Способность запоминать и удерживать в памяти все стороны музыкальных впечатлений. При правильных занятиях память может быть значительно развита.

Различают двигательную, слуховую, зрительную, логическую, эмоциональную память.

Постоянная тренировка может способствовать развитию произвольной памяти. Непроизвольному запоминанию может способствовать яркое впечатление (почему урок должен быть захватывающим для ребенка).

Музыкальная память включает в себя не только запоминание нотного текста, но и запоминание средств выразительности, приемов игры.

Двигательная память.Педагоги часто называют ее мышечной. Важная часть в запоминании нотного текста техничных (быстрых произведений).

Методы развития:

отработка действий на конструктивном материале;

многократное повторение одного и того же эпизода, это могут быть отдельные 2 ноты. НО! Повторение не должно быть бездумным, на каждое повторение нужно ставить задачу.

Слуховая память. Способность на слух запоминать мелодию, либо текст.

Написание диктантов, наверное, лучший способ развития слуховой памяти. На начальном этапе обучения луче давать диктанты без ритмически сложных фигураций, пусть это будет одна длительность, чтобы у ученика была одна задача – звуковысотность.

Зрительная память. Способность усваивать и запоминать материал с помощью его прочтения.

Методы развития:

детальная запись нотного текста произведения от руки на память;

показывать отрывок произведения, затем предложить из нескольких выбрать изначальный. Они должны различаться мало заметными деталями: группировками нот, встречными знаками.

Логическая память. На начальном этапе обучения ученику нужно указывать на места, которые гораздо легче запомнить с помощью логики, помогать вычленять их из произведения. Это могут быть различного рода секвенции, гаммаобразные движения, места с повторяющейся постановкой пальцев (аккордов). Рассказывать о строении музыки.

Эмоциональная память.Это память, построенная на воображении и чувствах.

Играйте с воображением ребенка, в местах с ускорением рассказывайте ему о захватывающих погонях, с замедлением – о ленивцах из мультфильмов.

Любые примеры подойдут. Главная задача педагога вывести ученика на всевозможные эмоции от печали до заразительного смеха.

1.5. Внимание

Умение сосредотачиваться. Это одно из необходимых свойств личности. Без внимания человек не сможет ориентироваться. Овладевание простейшими видами деятельности невозможно без внимания. Занятия музыкой требуют большой сосредоточенности в течение длительного времени, что возможно лишь от заинтересованности своим делом.

В процессе обучения важной задачей для педагога является выявление причины отвлекающей ученика, зачастую это результат утомления занятием одной и той же задачей.

Особый характер приобретает внимание на концертных выступлениях.

Высшим проявлением внимания считается, способность слушать себя «со стороны».

Развитию полной концентрации внимания содействуют выступления, концерты, экзамены, игра в ансамбле, оркестре.

1.6. Воображение

Не только восприятие, но и создание нового. Зависит от ассоциации и фантазии.

Воображение делят на:

творческое – создание идей, образов (писатели, художники, композиторы);

воссоздающее – воспроизведение созданного (исполнители).

Развитие воображения:

задавайте детям изображать их эмоциональные представления с помощью рисунков

после прослушивания музыки спросите, что ребенок представлял, какие образы к нему приходили.

обязательно расспрашивайте мнение ученика о характере произведения, ведь восприятие во многом зависит от опыта, поэтому ваши взгляды на одно могут сильно расходиться. НЕ навязывайте ему свою точку зрения, пусть фантазирует.

1.7. Двигательная чуткость

Для успешного овладения инструментом, важное значение имеет координация движений рук. Для скрипача решение этой трудной задачи начинается с постановки, которая несвойственна нам в повседневной жизни. От неудобства начинаются различные зажимы, которые вовремя нужно искоренять. Дать понять ученику, что такое эластичная напряженность – характерная работа мышц при игре. Дж. Тартини говорил: «Сила без судорожности, гибкость без расхлябанности».

Важно понимать ученику цель действия, каждое движение свободное, непринужденное, ловкое.

Глава II. Включение новых технологий в работу с учеником, для лучшего развития его музыкальных способностей

Технологии не стоят на месте, этим должен пользоваться каждый преподаватель. Большинство методов воспитания и развития детей были ограниченны, возможностью их использования только в ситуации учитель-ученик. С помощью новых технологий эти грани постепенно смываются. Домашние занятия детей, качество выполнения заданий можно улучшить с помощью обновленных версий старых методов развития.

Все предложенные инновации будут по принципу замещения старого новым. Давайте рассмотрим новые варианты занятий, их плюсы и минусы.

Ни для кого не секрет, что сольфеджирование является мощной составляющей развития слуха, ритма, памяти. Фортепиано дома, сейчас это редкость, мало кто хочет загромождать домашнее пространство этим инструментом, тем более, если это не основная специальность у ребенка. Я прекрасно понимаю такую логику родителей (зачем покупать ему большой инструмент, ведь за ним еще уход нужен), если это только для того чтобы ребенок пару раз в неделю проинтонировал мелодии, чисто спел. Сейчас придумано множество приложений на телефон – симуляторы различных инструментов. В них можно не только сольфеджировать, не сомневаясь в интонации, но и разучивать различные предложенные пьесы, сочинять свои первые мелодии, изучать теорию, знакомиться с разными инструментами, их звучанием, и многое другое. Вот не полный список приложений:

Gismart – «Симулятор фортепиано»;

Revontulet Soft Inc – «Perfect Piano»;

Netigen – «Лучшее фортепиано»;

Bilcon – «Real Piano».

РИСУНОК 1

Не подходит для профессиональных занятий на фортепиано.

Еще один вид программ на телефон для улучшения качества занятий метроном.

РИСУНОК 2

Метроном придуман давно, но опять же мы сталкиваемся с тем, что его можно встретить либо в образовательном учреждении, либо у уже профессионального музыканта. Правильно научив работать с метрономом ученика и заниматься самостоятельно с ним дома, поверьте, это в скором времени принесет свои плоды. На первом рисунке показана старая версия метронома. На втором все тот же метроном с усовершенствованными возможностями. Единственный минус таких программ – встроенный тюнер. Что позволяет ученику не применять и совершенствовать свои навыки и умения в настройке инструмента по слуху.

РИСУНОК 3

Небольшой список программ:

Soundcorset – «Тюнер и метроном»;

Metronome Camera – «Профессиональный метроном»;

Gismart – «Метроном, идеальный темп и ритм»;

Netigen – «Классический метроном».

Так же для домашних занятий можно пользоваться диктофоном. Нужно объяснить ученику важность умения слышать себя, каждый звук, не отмахиваться, если одна нота не получилась по звучанию, а научить его скрупулезной работе. Этому будет способствовать запись своей игры, на начальном этапе обучения ученики сосредоточены на действии и не могут услышать, как это звучит на самом деле. Этот метод работает с особо упертыми детьми, которые не хотят соглашаться, с теми ошибками, на которые указывает педагог. А так они сами услышат все минусы своей игры.

РИСУНОК 4

Особенно хорошо запись помогает для работы над кантиленой, можно прослушать соединение нот, ровность звука.

Второй вариант использования диктофона – упрощенная проверка домашних занятий и, что немаловажно, подтверждение того, что эти занятия были. Просите своего ученика отправлять вам записанные им домашние занятия на проверку, давайте отзывы о проделанной им работе, введите это в ежедневную практику.

Лучшие звукозаписывающие программы:

https://trashbox.ru/link/record-mic-and-call-android

https://trashbox.ru/link/recforge-android

https://trashbox.ru/link/easy-voice-recorder-android

https://trashbox.ru/link/incall-recorder-android

РИСУНОК 5

Выше я писала о развитии воображения, памяти с помощью рисунков, для более интересных занятий на уроке обзаведитесь новыми досками с эффектом 3D, или интерактивными досками для рисования светом. Ребенок максимально погрузится в процесс обучения.

Технология домашних занятий может разбавляться и косвенной работой с педагогом, благодаря видеосвязи. Этот вид уроков практикуется больше у преподавателей занимающихся репетиторством, но почему бы не внести такое в практику госучреждений. Часы занятий увеличатся, а энергозатратность – нет.

Заключение

Вопрос способностей постоянно был и останется острым и жизненно важным. Чтобы удовлетворить свои потребности, человеку нужно уметь применять свои навыки и умения в жизнедеятельности, этому способствуют способности различных отраслей, их развитость. Формирование способностей, развитие детей – это настойчивый и терпеливый труд родителей и учителей.

Музыка – это упорная работа, не ждите быстрых результатов.

Проанализируйте сильные стороны ученика, наметьте перспективы стимулирования способностей. Придумайте, как наиболее ярко можно преподнести для каждого индивидуально процесс обучения.

Импровизируйте, наша основная задача, как педагогов превратить процесс обучения ребенка в интересный и захватывающий. Отношение к вашей профессии, к вашему инструменту будет закладываться с первых уроков. Музыкант – это творчество, так творите. А новые технологии будут способствовать исполнению ваших целей работы с детьми.

Выбор темы определен тем, что мы, погружаясь в основную задачу – научить, упускаем уникальную возможность привнесения нового детям. Технологические инновации скачут вперед и именно творческим профессиям необходимо внедрять новое.

Выводы:

конкретно разложено понятие «музыкальные способности»;

выделены отдельные компоненты музыкальности: слух, музыкальная память, чувство ритма, воображение, двигательная чуткость, внимание;

показаны возможные способы внедрения новых технологий в процесс обучения и развития музыкальных способностей у детей.

Развитие способностей можно ускорить благодаря новым технологиям т. к. качественные занятия будут достигаться не только на уроке, но и дома.

Список использованной литературы

Андреева, М. От примы до октавы / М. Андреева. – М. : Советский композитор, 1983. – 113 с.

Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой / А. Артоболевская. – М. : Российское музыкальное издательство, 1996. – 65 с.

Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1973. – 230 с.

Берлянчик, М. М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество / М. М. Берлянчик. – М. : Музыка, 1983. – С. 26-44.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966.

Григорьев, В. Методика обучения игре на скрипке / В. Григорьев. – М. : Классика-XXI, 2007 – 256 с.

Коган, Г. М. У врат мастерства / Г. М. Коган. – М. : Советский композитор, 1961.

Кончаловская, Н. Нотная азбука / Н. Кончаловская. – М. : Олма-пресс, 1984. – 97 c.

Лейтес, М. С. Бывают выдающиеся дети / М. С. Лейтес // Семья и школа. – М. : Просвещение, 1990. – № 3. – С. 33 .

Лейтес, М. С. Возрастная одаренность / М. С. Лейтес // Семья и школа. – М. : Просвещение, 1990. – № 3. – С. 31.

Лейтес, М. С. Психология одаренности детей и подростков / М. С. Лейтес. – М. : Академия, 1996. – 416 с.

Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – М. : Знание, 1979. – 48 с.

Лившиц, И. Ритмика / И. Лившиц. – М. : Академия, 1999. – 224 с.

Мострас, К. Интонация на скрипке / К. Мострас. – М. : Музгиз, 1962.

Мясищев, В. М. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение / В. М. Мисяшев, А. Л. Готсдинер // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. Сост. и ред. А. Л. Готсдинер. – Л. : Музыка, 1980. – С. 14-29.

Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1997. – 384 с.

Перфильева, И. Д. Словарь музыкальной грамоты / И. Д. Перфильева. – Рукопись.

Печковская, М. П. Букварь музыкальной грамоты / М. П. Печковская. – М. : Международная программа образования, 1996. – 155 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 712 с.

Тарасова, О. Онтогенез музыкальных способностей / О. Тарасова. – М. : Педагогика, 1988. – 176 с.

Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Наука, 1947. – 233 с.

Хентова, С. М. Эмиль Гилельс / С. М. Хентова. – М. Музыка, 1967.

Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. – М. : Интерпракс, 1994. – 384 с.

Яворский, Б. Л. Избранные труды / Б. Л. Яворский. – М. : Советский композитор, 1987. – Т. 2, Ч. I. – 366 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области