«Дидактическая игра по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Введение.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на
современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО от 17.10.13г. №1155). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой
раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира– одна из задач реализации образовательной области «Познание» в детском саду в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом .
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведение знаний в систему используют дидактические игры. В дидактической игре формируются коллективные отношения, положительные черты характера, изменяется поведение детей. Дидактические игры способствуют возникновению у детей потребности к установлению определённых социальных отношений со сверстниками и взрослыми, а также вызывают сильные эмоциональные переживания. Формирование представлений о времени начинается со второй младшей группы (от 3 до 4 лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование временных представлений основано на наглядности, поэтому в работе используется большое количество картин, дидактических игр, направленных на развитие чувства времени, формирование представлений о временах года, частях суток, дней недели. Данная дидактическая игра ««Когда это бывает?» может быть рекомендована для закрепления у детей 3—4 лет знаний о частях суток. Игра может быть интересна для совместной игры детей и родителей в кругу семьи.
Описание игры.
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он
думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.Педагог. Вечер.Дети поднимают соответствующие карточки.Почему ты показал эту карточку?Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.Педагог. Ночь.Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способность к принятию собственных решений, опираясь на ранее полученные знания и умения.
Задачи:
1.Формировать умение классифицировать, сравнивать, обобщать, анализировать группы предметов, формы, фигуры, числа, величины, определять последовательность чисел и находить место каждого из них в натуральном ряду, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы и предвидеть результат через игровую и практическую деятельность;
2.Развивать умение строить простые высказывания о сущности выполненного действия; находить нужный способ выполнения задания; активно включаться в коллективную игру.
3.Воспитывать целеустремлённость, настойчивость в достижении цели через дидактическую игру
Правила игры: по слову, которое произносит педагог, показывать картинку и объяснять, почему он ее поднял.Ход игры.
Дети рассаживаются за столом, на котором разложены картинки, отражающие жизнь детей в детском саду в разные периоды суток.
- Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?(Ответы детей)
- Почему вам здесь нравится?(Ответы детей)
- А кто вас будит по утрам?(Ответы детей)
А сейчас ребята я вам прочту загадки о частях суток.
Загадки:
1.Солнце яркое встает, петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются, в детский садик собираются.
(Утро)
2.Солнце в небе ярко светит,
На прогулку мы идем, песни весело поем!
(День)
3.Солнышко лучистое село за дома,
Мы пришли с прогулки- ужинать пора!
(Вечер)
4.В небе звездочки горят, в речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит ,нашим деткам спать велит.
(Ночь)
- Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? (ответы детей)
- После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
- Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
- Какое время года сейчас? (Весна)
- Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
- Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
- Как называется еда по утрам? (Завтрак)
- Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.
- А как называется еда днем? (Обед)
- После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
- Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь).
-Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
Дети разбирают картинки, лежащие на столе.
-А теперь я буду называть время суток, а вы будете поднимать картинки, на которых, как вам кажется, изображено это время суток и объяснять, почему именно эту картинку вы подняли. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, цвет которой соответствует определённой части суток: розовая -утро, голубая -день, серая -вечер ,чёрная -ночь. Итак, я называю-«утро»! (дети поднимают картинки).
-Почему ты поднял именно эту картинку? Почему ты думаешь, что это относится к утру?(ответы детей)
Аналогично проводится работа с другими частями суток: «день», «вечер», «ночь».
Иллюстрации к игре.
Список используемых источников.
1.Закон об образовании.
2.ФГОС ДО.
З. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой,В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой.,ИЗД.6-ое исправленное и дополненное,М:Мозаика-Синтез,2011
4.Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая группа.» Изд:ЦГЛ,2005
5.Ковалец И.В. «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток» Изд:Владос,2007
6.Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. «Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие.» Изд:Сфера,2013
7.Немцева Н.В., «Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста» Изд:Детство-Пресс,2011
8.Павлова Л.Ю., «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Изд:Мозаика-Синтез,2011
9.Венгер Л.А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» Изд:Академия,2005
10.Интернет-источники.