Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. 8 класс
Данный урок является второй темой в теме5 «Растительный и животный мир России», следующий урок: «Природно-ресурсный потенциал России.
Учебное занятие разработано в соответствии с программой основного общего образования по географии под редакцией Баринова И.И. Тема урока соответствует рабочей программе и тематическому планированию по предмету.
Специфика урока заключается в том, что этот был урок-исследование, где выполняется исследовательская работа и используются ЭОР.
Тип урока - учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. На занятии продемонстрирован системно-деятельностный подход, когда усвоение происходит только через собственную деятельность.
Выбор структуры урока обусловлен тем, что каждый следующий этап урока является логическим продолжением предыдущего. На уроке был задан достаточно высокий темп в силу объемности материала. Выбор содержания данного урока обусловлен тем, что через него решаются цели и задачи, поставленные мной вначале урока.
На уроке преобладал частично-поисковый характер деятельности учащихся, «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, создавались условия для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.
Высокая работоспособность учащихся на уроке достигалась за счет познавательного интереса и за счет навыков выполнения практических работ. Урок непосредственно связан с предыдущими уроками в данном разделе, так как опирается на знания учащихся о строении клетки и её жизнедеятельности.
Данный урок является многоцелевым, поскольку позволяет решить комплекс задач:
- изучить новый материал о тканях;
- прививать навыки самостоятельного поиска и навыки работы в сотрудничестве;
- пробуждать любознательность;
- воспитывать в ребятах вежливое, уважительное отношение друг к другу, умение вместе обучаться.
Были соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность, наглядность, активность, научность.
Технологическая карта урока
Предмет | география | Класс | 8 | |||
Тема урока | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | |||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||
Цели | расширить знания об охраняемых территориях России, выделить их черты сходства и различия, а также их значение для человека; - предположить создание охраняемых территорий России в будущем; - продолжить развивать навыки работы с картами атласа, схемами, выполнять логические операции на сравнение и обобщение; - воспитывать патриотическое отношение к Родине и бережное отношение к природе; | |||||
Оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор атласы России | |||||
Формы работы: | индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. | |||||
Методы проведения урока: | практический метод – проблемно-исследовательский работа учащихся, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковый, эвристическая беседа. | |||||
Технологии: | проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие; элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве. | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
- умение работать с географическими картами и моделями Земли; - умения выделять географические особенности размещения объектов и явлений | - умение обнаруживать, оценивать географическую информацию; - умение обобщать и делать выводы | - положительное отношение к уроку географии; - чувство необходимости учения географии; - сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; - умение использовать географические знания для социализации и созидательной деятельности на глобальном, региональном и локальном уровне; - воспитание толерантного уважения к другой культуре и традициям | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Заповедники, заказники, национальные парки, резерваты | |||||
Организационная структура урока | ||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время, мин | |
учителя | учащихся | |||||
1 | Организационный этап | Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Настраиваемся на урок и начинаем работу | Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах | компьютер, мультимедийный проектор | 2 |
2 | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Учитель задает вопрос учащимся о роли живых организмов в жизни Земли. Учитель спрашивает: « Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И теперь мы столкнулись свопросом, оправдает ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц…» (О. Леопольд) О чем идет речь в этих высказываниях? Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растит и жив мира? Определяем тему урока. Тема: Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры из ранее полученных знаний на уроках биологии, географии. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. Записывают тему урока в тетради. Ставят перед собой цели. | 5 | |
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. | природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека. ( зачитать статью из Конституции) Как вы знаете, хозяйственная деятельность человека оказывает, как правило, негативное воздействие на окружающую среду и на природу в частности. - Как вы думаете, какие меры принимают или ещё должны принять для охраны природы? Работа с текстом Можно выделить важнейшие принципы охраны природы. найдем, эти принципы Заповедник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заказников) под охраной находится весь природный комплекс. Учащимся предлагается открыть карту на странице 23атласа и установить в какой части страны расположено наиболее число заповедников. (наибольшее число заповедников расположено в Европейской части России). Первый в России заповедник был открыт на Байкале - Баргузинский Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? (предоставляется слово учащимся с исторической справкой об истории создания заповедников) Ставим проблемную ситуацию. Коста-Рика: Большие достижения маленькой страны Проблема тропического леса, на сегодняшний день стоит очень остро. Ежеминутно на земном шаре вырубают 23 гектара влажного тропического леса. Гигантские машины с колесами и множеством ленточных пил очищают от древостоя по 120 000кв.км. в год – площадь величиной с Непал. Возможно, проще представить себе следующие цифры: только в одном бассейне Амазонки в день под пилами падает миллион деревьев, а по всему поясу джунглей – пять миллионов. Небольшая страна (50 700кв.км.), по площади немногим превосходящая Данию, является обладательницей одного из богатейших биологических наследий. Ее фауна, насчитывает 850 видов птиц, из которых мигрируют лишь 138; иными словами, там обитает больше видов пернатых, чем во всей остальной Америке к северу от тропика Рака. Растения представлены 12 тысячами видов, из них орхидных – около 1200, т.е. каждый десятый вид. Отрадно, что природа этого изумруда Центральной Америки попала в заботливые руки. В итоге десятилетних усилий экологов коста-риканское руководство, лидеры которого впоследствии удостоились наград международных природоохранных организаций, предприняло ряд поистине беспрецедентных шагов. Страна взяла под охрану в той или иной форме примерно пятую часть всей территории, создав 22 резервата и заказника; 10% территории полностью отданы под национальные парки. Таким образом, в пропорции к общей площади страны Коста-Рика установила рекорд в области охраны природной среды. (Для сравнения, в США аналогичными мерами охвачено всего 1,5% территории, а России 2%). В Коста-Рике люди добровольно пожертвовали по нескольку долларов (в пересчете на душу населения) на устройство национальных парков. Примечательно, что страна не содержит армии, и часть бюджета пошла нас полезное для всех граждан дело. Можем ли мы воспользоваться такой же политикой как в Коста-Рика? Если нет, какие элементы мы можем взять для своей страны? Какие на ваш взгляд необходимы мероприятия по сохранению флоры и фауны у нас в России? Инструктивная карточка № 1 Сравнительная характеристика Задание: выявить черты сходства и различия биосферного заповедника и заказника, положительное и отрицательное значение для населения. Инструктивная карточка № 2. Сравнительная характеристика Задание: выявить черты сходства и различия, положительные и отрицательное значение для населения. Работа с интерактивной картой, отмечают на ней заповедники Якутии. А сейчас мы совершим небольшое путешествие по 2 заповедникам Якутии. ООПТ - 127 В Якутии 2 зап, 6 прир парков, 78 рес рензерватов, 1 охр прир ландшафт, 26 уник прир озер, 17 пам природы. Вы будете заполнять экскурсионные листы. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы, записывают в тетради на печатной основе. Заполняют таблицу. Презентация Якутия Отмечают на ИАД заповедники Якутии Ученики в парах, затем можно поворачиваться обсуждать совместно с рядом проблему, затем совместно ее обсуждаем | Атласы России. | 20 |
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщения и синтезирования. Личностные: сформированность здоровьесберегающих мотивов | 1. Каждый ряд объясняет свое решение проблемы, записывая при этом на доске, затем вместе выбираем по приоритетности. Первое – это экологическое мышление….. 2. Физкультминутка | Активно участвуют в физкультминутке | Мультимедийный тренажёр | 5 |
5 | Этап закрепления изученного | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Познавательные: поиск и выделение необходимой информации | 5 | |||
6 | Этап обобщения и систематизации | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений | Беседа. | 6 | ||
7 | Этап информации о домашнем задании | Фиксируют информацию, участвуют в беседе | 2 | |||
8 | Этап подведения итогов учебного занятия | Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. | Фиксируют выводы | 3 | ||
9 | Рефлексия | Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии. | Учитель: Предлагает вспомнить тему и задачи урока Насколько наша деятельность соответствовала теме урока? | Ученики: - Называют тему и задачи урока - Отмечают наиболее трудные этапы урока. - Высказывать оценочные суждения о работе партнера - Определяют степень совместного продвижения к цели - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы | 2 |