Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Вывоз капитала из России динамика, проблемы,последствия

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание

Введение

За последние пятнадцать лет вопрос миграции капитала, в том числе его нелегального вывоза, стал актуальной проблемой, как со стороны международных финансовых организаций, так и государственных органов власти, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Объясняется это тем, что в условиях глобализации резко возрос уровень мобильности капиталов и интегрированности финансовых рынков. В итоге любое локальное событие может спровоцировать интенсивный отток ресурсов из той или иной страны и привести к нестабильной экономической ситуации. А национальный финансовый кризис, в свою очередь, способен за достаточно короткое время вызвать не только цепную реакцию неплатежей в системе международных расчетов, но и привести к серьезным сбоям в работе мировых финансовых рынков.

Особенности процесса вывоза капитала из России на современном этапе

На сегодняшний момент можно выделить несколько причин вывоза капитала из России:

а) несовершенство российского банковского и валютного законодательства, коррумпированность представителей законодательной и исполнительной власти, не обеспечивающую защиту бизнеса от криминала, вынуждающая отечественный бизнес искать убежище и применение своим средствам за границей;

б) непосредственное вовлечение представителей российской политической элиты, правоохранительных органов и коммерческих банков в создании финансовых моделей вывоза капитала за рубеж;

в) высокая налоговая нагрузка на отечественный бизнес;

г) низкая продуктивность деятельности, вынуждающая бизнес искать такие регионы мира, где этот показатель в интересующих их отраслях хозяйства имеет более высокое значение;

д) удельный вес работающих мигрантов, которые заработанные в стране средства отправляют своим родственникам за границу, с каждым годом только увеличивается;

ж) благоприятные финансовые условия и перспективная государственная политика обусловливают вложение средств российских государственных резервных фондов в зарубежные ценные бумаги1.

Существуют различные способы вывоза капитала из страны, причем наблюдается их постоянное совершенствование. Известны определенные операции, посредством которых средства выводятся из страны или не поступают в страну: своевременно неполученная экспортная выручка, неоплаченные услуги по экспортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредиты резидентов своим деловым партнерам за границей, фиктивный импорт.

Главными носителями создания современных схем вывоза капитала за рубеж, безусловно, являются коммерческие банки. В проведении сомнительных манипуляций можно уличить практически любой банк, но осознанно на них идут 5–10% банков. Эксперты считают, что лет пятнадцать назад таких банков было 20–30% от их общего количества. При этом наиболее востребованы три операции: вывод средств за рубеж, обналичивание средств и транзитные операции.

Эксперты Центрального банка РФ (ЦБ РФ) полагают, что одним из способов решения проблемы является повышение требований к минимальному капиталу. Возникает вопрос целесообразности проведения сомнительных сделок, взвешивания всех «за» и «против», т.к. цена «грязным операциям» - это лицензия кредитной организации.

Специалисты не однозначно оценивают масштабы вывоза капиталов из России. На основе данных российского платежного баланса эксперты «Global financial integrity» установили, что незаконный отток капитала из России в 1994–2011 гг. составил 211 млрд. долл. По расчетам на основании статистики ЦБ РФ, сумма чистого вывоза капитала из нашей страны с 2000 по . составила 297,2 млрд. долл. Отток капитала составил в I квартале . - $8,1 млрд., в III квартале - $1,4 млрд. и в IV квартале . $6,4 млрд. Во II квартале отмечен приток капитала в размере $500 млн. ), на конец 2019г. этот показатель составил 26,7 млрд.$.

Таким образом, проблема оттока капитала из России реально существует и требует кардинального изучения и совместного решения как на государственном уровне, так и международном. Весомое значение в препятствии вывоза капитала из страны играет ее валютное законодательство, состояние которого свидетельствует о решимости или нерешительности государства бороться с этим явлением. Начиная с ., когда был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», российское валютное законодательство развивалось в сторону все большей либерализации валютных отношений. В редакции . указанного закона разделение валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, было отменено. Изначально на возможность провести валютную операцию по движению капитала требовалось специальное разрешение ЦБ РФ, то теперь валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением нескольких специально оговоренных в этом законе случаев.

Если раньше на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, требовалось специальное разрешение ЦБ РФ, то теперь валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются свободно, за исключением нескольких специально оговоренных в этом законе случаев.

Такого рода снятие ограничений во внешнеэкономической деятельности свидетельствует о серьезном ослаблении в стране контроля над движением капитала. Причем создается впечатление, что указанные изменения происходят в интересах коррумпированной части российского чиновничества. Если рассуждать о причастности определенной части российских чиновников к вывозу капитала из России, то стоит заметить, что они осуществляют вывоз финансовых средств, как правило, в непроизводительной форме – путем покупки недвижимости и открытия счетов в зарубежных банках. В . президент В. В. Путин внес в Государственную думу РФ предложение об изменениях в Законе «О Правительстве Российской Федерации». Соответствующие изменения были внесены в ст. 11 указанного закона в .: членам правительства запрещено открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Речь идет не только о зарубежных ценных бумагах, но и о производных финансовых инструментах (фьючерсные, форвардные, опционные контракты, свопы). Данный запрет распространяется на супругов и несовершеннолетних детей членов правительства. Кроме того, он относится и к другим чиновникам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности России. Данный запрет произвел соответствующую «чистку» среди аппарата с последующим увольнением с постов. Таким образом, за весь постсоветский период российские власти впервые предприняли попытку навести порядок в части владения чиновниками собственностью за рубежом.

В результате можно сделать вывод, что, несмотря на попытки совершенствования законов, остаются серьезные пробелы, создающие условия для дальнейшего оттока капитала.

Инвестиционный климат в России и оценка оттока и притока капитала

Для современной мировой экономики характерен рост масштабов международной миграции капитала. Сущность этого процесса заключается в изъятии капитала их национального оборота одной страны и перемещения в производство и обращение в другой стране в товарной или денежной форме.

В настоящее время в современной отечественной литературе нет однозначного мнения по поводу интерпретации экспорта (импорта) капитала.

Для определения движения капитала используют такие термины, как «отток», «утечка» или «бегство» капитала. При этом вопрос способов, формах и методах международного перемещения капитала является предметом публичного обсуждения. О. А. Степичева относит международное движение капитала к движению финансовых потоков между двумя сторонами: кредиторами и заемщиками; между собственниками и фирмами, которые являются их собственностью за рубежом2.

При этом автор акцентирует свое внимание на таких данных:

- движение ссудного (предпринимательского) капитала;

- прямые (портфельные) инвестиции;

- частный, государственный капитал и капитал международных организаций;

- краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный капитал.

Погашение внешних займов, покупка активов за рубежом, размещение в зарубежных банках накопленных средств, банковские кредиты нерезидентам, покупка наличной иностранной валюты населением и компаниями, сомнительные операции, которые отражены в платежном балансе – все это, по мнению Андрианова В. Д. и Кривопустова Е. С., с уверенностью можно отнести к «каналам оттока» капиталов.

Следует отметить, что трактовка «бегство» капитала, как особый вид его вывоза, отечественными учеными рассматривается неоднозначно.

По мнению одних, бегство капитала – это иная интерпретация незаконного экспорта капитала; другие, например Корнилов М. Я. и Лобачев С. В., полагают, что это ‒ разновидность экспорта капитала, при которой он «покидает» страну, не принося ей прибыли в виде возвратного дохода, других экономических преимуществ, а принося доход (другие экономические преимущества) тем странам, в экономику которых он вкладывается. Третьи, например, Оболенский В. П., считают, что бегство капитала – это расположение капитала, вывезенного из нашей страны и вложенного в зарубежные финансовые, производственные и иные активы, которое не в должной мере отвечает экономическим интересам страны и во многом работает на укрепление конкурентов. Бегство капитала проявляется в его масштабах, длительности и лавинообразности. Булатов А. С. в своих исследованиях обобщенно называет международным движением капитала любое трансграничное движение капитала, его экспорт и импорт, вывоз и ввоз, отток и приток, уточняя, что это ‒ инвестирование и последующее функционирование капитала за рубежом3.

Под международным движением капитала следует считать денежные фонды, которые принимают непосредственное участие в организации нового производства. Тогда международное движение капитала – это трансграничное передвижение данных денежных фондов с целью организации или увеличения масштабов производства за границей. В узком понимании – прямые внешние инвестиции; в широком – это трансграничное межбанковское перемещение денег, которое, в том числе, расширяет возможности банковской системы в инвестиционном проектном финансировании.

В исследовании Булатова А. С. обоснованы пять предпосылок международного движения капитала:

- его неравномерная аллокация в мире и, как следствие, движение капитала из стран, где его в достаточной мере, в те страны, где его мало, и поэтому он обладает завышенной стоимостью;

- несоизмеримость размеров сбережений и инвестиций во многих странах и возникающий на этой почве избыток (или нехватка) средств для инвестиций;

- отличие в инвестиционном климате в странах, т. е. в условиях для приложения капитала;

- разная эффективность использования капитала его владельцами;

- традиционно высокая мобильность капитала как экономического ресурса, растущая вследствие глобализации мировой экономики.

Перечисленные факторы ‒ это различные стороны одного явления, которое следует обозначить как неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства (неравномерное накопление капитала, несовпадение спроса на капитал с его предложением в отдельных звеньях мирового хозяйства) и считать основополагающей причиной международного движения капитала.

С позиций отдельной страны характеристиками масштабов и результатов участия ее экономики в международной миграции капитала являются объемы оттока капитала за границу (экспорт), его притока из-за границы (импорт) и чистый отток капитала, представляющий собой разность между совокупным объемом оттока капитала за границу и его притока.

Основной причиной практически беспрепятственного вывоза капитала из России - это ее законодательство, к сожалению, не продуманное в тех его аспектах, которые могли бы решить насущные проблемы и предотвратить «бегство» капитала. Первостепенным действием, по нашему мнению, для решения проблемы оттока капитала из страны, должно быть внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, направленных на оптимизацию имеющихся, а также разработку новых статей в отношении движения капитала.

Одним из предложенных можно выделить вариант, который заключается в создании единой централизованной системы перевода средств за границу и введение налога с высокой и фиксированной ставкой, где основная идея - невыгодность перевода денежных средств за границу. Допустим, установить эту ставку для такой группы лиц, которая переводит из России на счета других стран значительные суммы, исчисляемые в млн. рублей в месяц. При этом обязательным условием будет перечисление налога в федеральный бюджет, а после, зачисление и в региональные бюджеты. В этом случае средства осядут в стране, и доходы частных предпринимателей будут инвестироваться в интересах России, тем самым поднимая уровень жизни, развивая различные отрасли, которые бы поспособствовали постройкам новых предприятий и появлению рабочих мест соответственно. Инвестиционный климат России смог бы наладится, что привлечет зарубежные инвестиции. В последнее время много говорят о налоге на доходы физических лиц и налоге на роскошь, который может являться решительным шагом на пути уменьшения разницы между богатыми и бедными россиянами. На примере зарубежных стран в решении данного вопроса можно отметить: во-первых, государственное регулирование трансграничных финансовых потоков, что является обычной практикой. Его используют в основном развивающиеся страны с целью обезопасить национальную экономику от рисков нестабильности мировой финансовой системы, но в период кризисов движение капитала контролируют и экономически развитые страны. Во-вторых, развивающиеся страны, применяющие регулирование движения капитала, более успешны в экономическом развитии и оказались в меньшей степени подвержены влиянию мирового финансово-экономического кризиса 2008 г., так как были защищены от негативного влияния колебаний мировой финансовой системы. В-третьих, опыт систематического контроля оттока капитала той или иной страны уникален, индивидуален и зависит от конкретных экономических и политических условий.

Отток капитала оказывает многоплановое, как правило, негативное, прямое и косвенное воздействие на различные сферы российской экономики. Отток капитала имеет следующие отрицательные последствия на процесс социально-экономического развития России:

- вывоз капитала, не обеспеченный сбалансированными поступлениями из-за рубежа, является одной из основных причин сокращения объема валовых внутренних инвестиций;

- сокращается норма накопления капитала;

- создается повышенный спрос на более дешевые международные кредитные и инвестиционные ресурсы;

- прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала, как правило, не реинвестируется в экономику России;

- отток капитала нарушает устойчивость финансовых рынков, в том числе валютного, приводит к разбалансированности и асимметрии основных его сегментов;

- вывоз капитала в значительных размерах отрицательно воздействуют на состояние платежного баланса России;

- сокращаются валютные резервы, что косвенно оказывает воздействие на курс рубля, что наиболее болезненно проявляется в периоды экономических и финансовых кризисов;

- отток капитала оказывает влияние на динамику основных макроэкономических показателей России, что в свою очередь, сказывается на изменении конкурентоспособности страны на мировом рынке4.

Кроме того, воздействие вывоза капитала на экономику России следует оценивать с точки зрения эффективности использования за рубежом средств, отвлеченных от внутренних капиталовложений. Если бы часть «сбежавшего» за границу капитала осталась в России, валютные резервы страны имели бы значение гораздо больше, чем в конце 90-х годов. В результате значительного оттока капитала обостряется проблема нехватки капитала внутри страны и, как результат, ставки банковских кредитов имеют значение, значительно превышавшие уровень инфляции даже с учетом возможных банковских рисков. Положительное сальдо по текущим операциям, образующееся в 90-е годы за счет превышения экспорта товаров над их импортом, перекрывалось отрицательным сальдо движения капитала по текущим операциям (счета операций с капиталом и финансовыми инструментами). Отток капитала является негативным явлением, свидетельствующий о нестабильности и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы в целом. Огромные масштабы вывоза капитала за рубеж – это острейшая проблема для экономики страны. Значительная часть этих средств выводится за границу с целью уклонения от уплаты налогов, что напрямую влияет на формирование доходной части бюджета. В результате бегства капитала и «сомнительных» операций бюджетная система России только в 2013 г. и в 2014 г. по оценке экспертов, недополучила более 500 млрд. рублей. Объем указанных потерь был не намного больше объема всех федеральных расходов бюджета России на образование в 2016 г. – 593 млрд. руб., в 2018 г. – 623 млрд. руб., в 2019 г.– 639 млрд. руб. Общие потери российского бюджета из-за реализации офшорных схем в сфере внешней торговли, движении капитала и ведения бизнеса ежегодно оценивались экспертами примерно в 1 трлн. руб.5 «Бегство капитала» из России лишает страну важного источника накопления капитала, который мог бы быть инвестирован в модернизацию экономики и процесс социально-экономического возрождения России на инновационной основе. Экономика находится в состоянии стогнации, но при этом растет налоговая нагрузка, падает курс рубля. Иными словами, не существует никаких условий для привлечения капитала6.

Таким образом, проблема утечки капитала из России как была актуальной и одной из значимых в экономике страны, так и остается не решенной и по настоящее время, поскольку глобальных изменений и перестройки в этой области не наблюдается.

Не смотря на то, что основным способом выхода из кризиса является капитальные инвестиции и налогообложение доходов крупнейших компаний, российский капитал так и стремится утекать за границы государства. Усиление рычагов валютного контроля не может способствовать решению проблемы и оказать действенное влияние на отток капитала из страны. Это лишь одностороннее влияние на экономику, которая нуждается в разработке и внедрении нескольких мероприятий, направленных как на увеличение финансовых вложений внутри страны, так и привлечении инвестиций других стран в размере, обеспечивающем рост экономики в целом.

Правительство должно оценить реальные объемы капитала, вывозимого за рубеж, и определить характерные черты нелегального финансового оборота, в целях принятия адекватного и эффективного решения: создание единой мощной валютно-контрольной системы. Вцелом уровень оттока капитала из России напрямую зависит от выбора экономической модели страны. Каков выбор - такова и ситуация с оттоком капитала.

Нелегальный отток капитала из России и его последствия

Постоянный и значительный отток капитала из России является весьма серьезной проблемой для страны, оказывающей на экономику в целом негативное влияние. Первым необходимым для анализа объектом является оценка масштабов этого явления, включая легальный и нелегальный вывоз капитала.

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

Рисунок 1- Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2003-2016 гг. по данным платежного баланса Российской Федерации

Коллективом исследователей из МГИМО под руководством Булатова А. С. разработана типология нелегального вывоза капитала, к которой авторы считают возможным добавить контрабандный вывоз наличности7. Из России, исходя из статистических расчетов экспертов, «убегают» порядка от 40 млрд. до 45 млрд. долларов в год. Исследуя движение капитала, можно увидеть присутствие статьи «Чистые ошибки и пропуски», которая формируется, во - первых, из-за несовершенства статистической системы, а также из-за нелегального движения капитала8.

По итогам недели с 12 по 18 марта 2020 г. чистый отток капитала с российского фондового и долгового рынка достиг рекорда за всю историю историю наблюдений, отмечает в обзоре BCS Global Markets со ссылкой на данные EPFR.

В сумме нерезиденты вывели 1,4 млрд долларов из российских активов, побив максимумы как 2014-го, так и 2008 года. По сравнению с предыдущей неделей (590 млн долларов) отток ускорился в 2,3 раза, а с начала марта превысил 2 млрд долларов.

Полноценный разворот рынков выглядят маловероятными, несмотря на беспрецедентные меры, принимаемые правительствами и Центробанками, которые через различные инструменты смягчают денежно-кредитную политику и вводят программы по стимулированию экономики, говорит аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич: «У инвесторов отсутствуют ценовые ориентиры, нет возможности полноценно оценить влияние распространения коронавируса как на экономики отдельных стран, так и на мировую в целом, так как нет ясности относительно масштабов и продолжительности распространения коронавируса».

Российскому рынку устоять в шторме островком стабильности не получится. Экономике «нанесен страшный, тройной удар: и обвал мировых фондовых рынков, и драматическое падение цен на нефть (которое, похоже, еще не закончилось). Она может опуститься ниже 20$ за баррель, еще несколько недель назад топливо стоило как минимум в 2 раза дороже. Тем временем США может ввести санкции против России за обвал цен на нефть. В начале месяца Россия не смогла договорится с остальными экспортерами нефти и об объемах добычи, после этого сырье резко упало в цене, ситуация усугубляется в связи с пандемией короновируса, и, наконец, почти полная остановка экономики как мировой, так и нашей в результате карантина», указывает Коган.

Дефицит нефтедолларов и вывод капитала будут толкать еще ниже курс рубля. Доллар может дойти до 83-85, а возможно и до 90 рублей, пессимистичен Коган: «Минфин с ЦБ, разумеется, будут продолжать удерживать ситуацию. Резервов более чем достаточно. И это правда. Вопрос сегодня лишь в том, какого размера будет очередь желающих получить субсидии и помощь от государства. А вот в этих условиях размер резервов - субстанция вполне конечная».

Если предположить, что в случае несовершенства статистики данная статья должна иметь постоянное значение, поскольку система сбора информации принципиально не меняется, тогда существенные отклонения данной статьи от некоторого оцениваемого среднего значения покажут величину нелегального движения капитала. Представляется, что можно оценивать абсолютные значения отклонения, потому что существуют разнообразные формы нелегального движения капитала (манипуляция внешнеторговыми ценами, не декларируемые приобретения и продажи финансовых активов и пр.). Так, по итогам 2003 г. и 2005 г. ввоз и вывоз капитала из России был сбалансирован (сальдо практически равнялось нулю). Возьмем эти годы за основу. В 2003 г. «ошибки и пропуски» равнялись минус 7,4 млрд. долларов, в 2005 г. ‒ минус 5,0 млрд. долларов. В этом случае за статистические ошибки можно принять минус 6 млрд. долларов, тогда отклонения от данной величины это и есть чистые пропуски, т. е. нелегальное движение капитала (таблица 2). Таким образом, нелегальное, вернее, движение капитала в нарушение законодательства России, составляет около 2 млрд. долларов в год9.

Платежный баланс в настоящее время является единственным источником информации, на основании которого может быть получена относительно адекватная оценка масштабов нелегального вывоза капитала из России. По мнению ряда экспертов, исследуемых проблему нелегального вывоза капитала, к статьям, характеризирующих нелегальный отток капитала в платежном балансе, следует отнести:

- торговые кредиты и авансы;

- сомнительные операции;

- чистые ошибки и пропуски.

Таблица 2 - Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2003-2019 гг. по данным платежного баланса Российской Федерации

(млрд. долларов США)

Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала частным сектором

Банки

Прочие секторы

Год 

Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала

Чистое принятие обязательств

Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала

Чистое принятие обязательств

"Чистые ошибки и пропуски" платежного баланса

 1

2

3

4

5

6

7

2003 г.

0,3

-12,8

11,3

13,1

22,1

-7,4

2004 г.

8,6

0,7

7,1

7,9

31,8

-5,5

2005 г.

0,3

3,7

19,2

-3,4

55,2

-5,0

2006 г.

-43,7

-27,9

51,1

-15,8

61,2

11,2

2007 г.

-87,8

-50,5

70,9

-37,3

145,4

-9,7

2008 г.

133,6

84,5

8,1

49,1

98,9

-3,1

2009 г.

57,5

32,4

-42,1

25,1

34,3

-6,4

2010 г.

30,8

-22,8

17,6

53,6

25,4

-9,1

2011 г.

81,4

27,5

7,8

53,8

58,9

-8,7

2012 г.

53,9

-7,9

33,3

61,8

39,8

-10,4

2013 г.

60,3

17,3

2 0,4

43,0

94,2

-8,9

2014 г.

152,1

86,0

-37,5

66,1

-0,2

8,0

2015 г.

58,2

34,2

-60,0

24,1

-5,4

3,1

2016 г.

19,2

-1,1

-27,2

20,3

17,8

-2,9

2017г.

24,3

23,3

-27,7

1,0

14,0

2,6

2018г.

63,0

32,6

-25,0

30,4

-4,2

2,4

2019г.

27,6

21,8

-20,1

4,9

25,7

-5,3

(Источник: Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //cbr. ru/statistics/?PrtId=svs) (дата обращения 20.03.2020 г.)

Платежный баланс в настоящее время является единственным источником информации, на основании которого может быть получена относительно оценка масштабов нелегального вывоза капитала из России, так как ЦБ не может честно адекватно оценивать и демонстрировать правдивую информацию. Идет осознанная подмена понятий, так до 2016г. статья платежного баланса имела название «Чистый ввоз и вывоз капитала частным сектором», то после 2016г. это статья имеет название «Финансовые операции частного сектора». По мнению ряда экспертов, исследуемых проблему нелегального вывоза капитала, к статьям, характеризирующих нелегальный отток капитала в платежном балансе, следует отнести:

- торговые кредиты и авансы;

- сомнительные операции;

- чистые ошибки и пропуски.

Вместе с тем, сразу включать величину статьи «Торговые кредиты и авансы» в масштабы нелегального вывоза, по нашему мнению не следует, поскольку данная статья отражает не фактический, а потенциально возможный нелегальный вывоз капитала. Большую часть указанной статьи составляют краткосрочные экспортно-импортные кредиты нефинансовых предприятий. Это не означает, что товары, в счет которых осуществлена предоплата, так и не будут импортированы в страну, или экспортные кредиты не будут возвращены в уполномоченные банки. Если такое все же случится, т.е. истечет срок платежа (поставок), то данные из статьи «Торговые кредиты и авансы предоставленные» переместятся в статью «Невозврат экспортной выручки». Таким образом, статья «Торговые кредиты и авансы предоставленные» может использоваться как источник прогнозируемого нелегального вывоза капитала, но не как сведения о фактическом нелегальном вывозе капитала.

Статья «Сомнительные операции» наиболее полно отражает нелегальный отток капитала, поскольку включает имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств. Данная статья также свидетельствуют о непрекращающемся росте задолженности российских экономических агентов по переводу в Российскую Федерацию экспортной выручки. Часть экспортной выручки регулярно остается за границей, что является нарушением российского законодательства. При этом не учитывается возможное занижение цен в экспортных контрактах против фактических, равно как и завышение импортных цен (и то, и другое трудно оценить статистически).

Статья «Чистые ошибки и пропуски» компенсирует расхождение между дебетовыми и кредитовыми статьями платежного баланса, которые вызваны как наличием незаконных операций с капиталом, так и тем, что информация, характеризующая разные стороны одних и тех же операций, берется из разных источников. Например, данные об экспорте товаров содержатся в таможенной статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на счета предприятий за поставки по экспорту обычно берутся из банковской статистики10.

При расчете рассматриваемой статьи складываются величины с противоположными знаками. Таким образом, значение нелегального вывоза может колебаться в большей или меньшей степени относительно абсолютной величины анализируемого показателя. Вместе с тем, чистые ошибки и пропуски в целом должны иметь случайный характер, а их годовые сальдо могут принимать как положительные, так и отрицательные значения, и соответственно в среднем на протяжении ряда лет их сумма должна иметь тенденцию к нулю. В России величина статьи «Чистые ошибки и пропуски» до 2014 г. имеет устойчиво отрицательное значение. Данный факт вполне может рассматриваться как свидетельство существования постоянного вывоза средств из страны. Благоприятная тенденция наблюдается в период с 2014 по 2015 гг., где исследуемый показатель имеет положительное значение. Таким образом, для оценки масштабов нелегального вывоза капитала следует использовать данные только статьи «Сомнительные операции», а также статьи «Чистые ошибки и пропуски» (таблица 3).

По данным таблицы видно, что общая величина нелегального вывоза капитала из России с 2010 г. по 2016 г. составила 160,87 млрд. долл. США. На протяжении исследуемого периода величина нелегального вывоза капитала менялась следующим образом: с 2010 г. по 2013 г. включительно нелегальный вывоз капитала составил 161,6 млрд. долл. США, период с 2014 по 2015 гг. в целом характеризуется положительным сальдо (+2,83 млрд. долл. США), то есть притоком средств в страну. Однако, с 2015 по 2019 гг. динамика наблюдается с отрицательной стороны и приток капитала в страну снижается.

Сальдо финансовых операций частного сектора в январе-сентябре 2019 года составило 20,8 млрд долларов США (29,9 млрд долларов США в аналогичном периоде 2018 года), на конец 2019г. этот показатель составил 26,7 млрд. долларов США. Динамика показателя сформировалась за счет увеличения внешних требований банков и снижения иностранных обязательств в результате операций с нерезидентами. При этом прочие секторы выступали нетто-заемщиками остального мира.

Таблица 3 - Нелегальный вывоз капитала из России с 2010 г. по 2019г.

(млрд. долл. США)

Год

Сомнительные операции

Чистые ошибки и пропуски

Нелегальный вывоз капитала (2+3)

2010

-25,9

-9,1

-35

2011

-33,3

-8,7

-42

2012

-38,8

-10,4

-49,2

2013

-26,5

-8,9

-35,4

2014

-8,67

8

-0,67

2015

-1,5

5

3,5

2016

0,8

-5,4

-2,1

2017г.

0,4

2,6

3

2018г.

0,4

2,4

2,8

2019г.

0,3

-5,3

-5

итого

162,57

(Источник: по данным платежного баланса РФ за соответствующие годы)

По данным таблицы видно, что общая величина нелегального вывоза капитала из России с 2010 г. по 2019 г. составила 162,57млрд. долл. США. На протяжении исследуемого периода величина нелегального вывоза капитала менялась следующим образом: с 2010 г. по 2013 г. включительно нелегальный вывоз капитала составил 161,6 млрд. долл. США, период с 2014 по 2015 гг. в целом характеризуется положительным сальдо (+2,83 млрд. долл. США), то есть притоком средств в страну. Однако, с 2015 по 2016 гг. динамика наблюдается с отрицательной стороны и приток капитала в страну снижается до 1,4 млрд. долл. США.

В целом по российской банковской системе принимаемые Центробанком меры позволили сократить масштабы сомнительных операций в 2014-2015 гг. как по выводу денежных средств за рубеж, так и по их обналичиванию. Но многие эксперты все же считают, что в последние годы (2015-2016 гг.) тенденция к снижению величины чистых ошибок и пропусков связана не с сокращением объемов вывозимых средств, а с «совершенствованием» методологии, применяемой Банком России при расчете основных показателей платежного баланса11.

Таким образом, опираясь только на данные платежного баланса, можно обосновать оценку объемов нелегального вывоза капитала из Российской Федерации. Следует еще раз подчеркнуть, что эта оценка имеет косвенный характер, поскольку нельзя отождествлять официальные данные платежного баланса с прямыми показателями нелегального вывоза капитала. Но агрегированную оценку объемов данного явления, полученную на основе анализа данных платежного баланса, можно расценивать как доказательную, так как ее формирование опирается на использование наиболее достоверной и подробной статистической базы. Как наглядно иллюстрирует рисунок 2, изменение объема нелегального вывоза капитала к 2019 г. имеет положительную тенденцию.

<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>

Рисунок 2 – Нелегальный вывоз капитала из России 2010г-2019г.

(Источник: по данным платежного баланса РФ)

Также стоит обратить внимание на сомнительные операции (рисунок 3). Они включают имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств12. Отсюда видно, что они снизились до десятилетнего минимума, а тенденция на снижение началась после событий на Кипре в марте 2013года. То есть отток капитала сформирован: во-первых, валютной паникой населения; во-вторых, необходимостью обслуживать долги (в условиях закрытых рынков капитала это эквивалентно погашению внешних долгов). Масштаб погашения внешних долгов превышает показатели 2008–2009 годов и является самым значительным в истории России. Исключительно высокий отток средств по счету операций с капиталом. Отток за второе полугодие 2014 года достиг $40 млрд. долларов США.

К примеру, это:

- гуманитарная помощь, оказанная добровольно и безвозмездно в виде натурального выражения (медикаменты, продовольствие, строительные материалы), поставки вооружения и военной техники и прочей военно-материальной части;

- прощение, списание долга;

- природные ресурсы, которые включают права на землю, права на минеральные ресурсы, лес, воду, вылов рыбы, воздушное пространство и электромагнитный спектр;

- контракты, договоры аренды и лицензии, включающие те контракты, которые признаются экономическими активами и т.д.

Таким образом, можно выделить несколько значимых факторов, отрицательно сказывающихся на экономике России:

а) сокращается предложение валюты и снижение значения доли денежной массы. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или, наоборот, не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов;

б) сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится не устойчивым. Сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты;

в) налогооблагаемая база по налогу на прибыль снижается из-за того, что сделки регистрируются, после чего уплачиваются налоги, при этом прибыль, полученная от «сбежавшего» в иностранное государство не инвестируется в страну 13.

<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>

Рисунок – 3 Сомнительные операции 2010г. –2019г.

(Источник: по данным платежного баланса ЦБ РФ)

Нелегальный отток капитала обусловлен стремлением избежать существующих в российской экономике рисков, неверием в перспективы стабильной и эффективной работы в России, стремлением иметь за рубежом своего рода страховые резервы и т. п. К этой категории относится и приобретение физическими лицами недвижимости за рубежом и иностранных финансовых инструментов.

Также нелегальный вывоз капитала из страны – это следствие неперспективного инвестиционного климата в стране и недостаточной легитимности происхождения значительной части капитала. В основном при вывозе капитала используются нелегальные формы: завышение импортных цен; невозврата валютной выручки.

При росте внешнеторгового оборота объем несанкционированного вывоза средств увеличивался и, наоборот, при снижении внешнеторгового

оборота нелегальный вывоз капитала сокращался, что отражает прямую зависимость между нелегальным вывозом капитала и способами, используемыми для переброски средств. Основываясь на данных, полученных в результате проведенного анализа, можно утверждать, что какие-либо принимаемые на протяжении анализируемого периода меры, направленные на сокращение объемов нелегального вывоза капитала, не приводят к желаемым результатам. Принимавшиеся до 2014 г. меры по либерализации валютного законодательства не оказали позитивного воздействия на вывоз капитала. Однако в 2014-2016 гг. Банк России ужесточил надзор за проведением сомнительных операций. Ранее банки не проверяли операции, проводимые физическими лицами в отношении переводов на свои же счета в заграничном банке, на сегодняшний момент банки, прежде чем осуществить такую операцию, изучают происхождение средств у клиента. Если источник средств кажется банку подозрительным, он вправе отказать клиенту в предоставлении услуги. Следствием принятых ограничений является сокращение нелегального вывоза капитала в 2015 г. (а особенно в 2016 г.), что и показывают статистические данные. Хотя, на наш взгляд, доля несанкционированного оттока капитала остается значительной.

В 2019 г. объемы сомнительных операций в банковском секторе продолжили снижаться. По сравнению с аналогичным периодом 2018г. объемы операций с признаками обналичивания денежных средств в банковском секторе сократился в 2,1 раза, сомнительных транзитных операций повышенного риска - в 1,6 раза. Объемы операций с признаками вывода денежных средств за рубеж также уменьшились.

Оценка нелегального вывоза капитала позволила установить, что с 2010 г. по 2019 г. из России вывезено 162,58 млрд. долл. США, что в среднем составляет 24,5 млрд. долл. США в год. При этом примерно 40% от общей величины вывоза капитала приходится на нелегальный вывоз капитала. Если рассмотреть период с 2010 г. по 2013 г., то такая доля нелегального вывоза капитала составила 70% от общей массы оттока капитала. Масштабы нелегально вывозимого капитала в течение периода 2010-2013 гг. имели тенденцию к увеличению. Однако в 2014-2016 гг. объем нелегально вывезенного капитала резко сократился в виду ужесточения мер, принятых Банком России, направленных на прозрачность проводимых операций с капиталом.

Таким образом, причиной нелегального оттока капитала являются внутренние мотивы бизнеса, несовершенство ситуации в России. В случае наличия возможностей использования капитала внутри страны изменятся мотивы его перемещения. Для этого необходима борьба с криминализацией экономики внутри страны, улучшение условий использования капитала в России, включая улучшение инвестиционного климата, пресечение появления коррупционных факторов и т.д. Это уменьшит массовый нелегальный вывоз капитала.

Пробелы в законодательстве и несовершенство российской банковской системы потворствуют нелегальному вывозу капитала из России. Миллиарды долларов из-за присутствия теневого оттока уходят из России за границу, которые могли бы обеспечить развитие и поддержание социальной сферы, такой как здравоохранение и образование, инфраструктуры.

Пока объемы теневой экономики в России будут велики, как легальный, таки нелегальный вывоз капитала будут соизмеримы, что подрывает и ставит под угрозу политическую и экономическую стабильность в стране.

Прогнозные данные объемов вывоза капитала из России.

На сегодняшний день весьма остро стоит вопрос о значении показателя оттока капитала из России в 2020 году, ведь именно этот показатель характеризует состояние сегодняшней экономической системы страны и ее способность выйти из затянувшегося кризиса. Оттоком капитала принято считать стихийный неконтролируемый процесс денежных средств за границу с целью их сбережения от обложения высокими налогами или потерь от инфляции.

ЦБ ожидает, что отток капитала из России составит в базовом сценарии на 2020 г. $13 млрд., в 2021г. - $22 млрд., в 2022 г. - $21 млрд.  Вывоз частного капитала в связи со спросом российских банков и компаний на иностранные активы возобновится в условиях роста доходов банков и компаний и с 2020 г. вновь станет основным источником увеличения оттока частного капитала.  В зависимости от варьирования ситуации в стране также меняется привлекательность России для иностранного инвестирования. Размеры оттока капитала, направленного на погашение чистых обязательств на момент 2020 г. продолжают снижаться, а в 2021-2022 гг. предполагается чистое увеличение обязательств перед нерезидентами", - отмечено в декабрьском докладе ЦБ по денежно-кредитной политике14.

Основным составляющим чистого оттока частного капитала с  2020 г. вновь станет наращивание зарубежных активов. Частный сектор, в результате полученных доходов от экспорта нефти, будет обладать более широким спектром возможностей для приобретения зарубежных активов.

На период 2021 г. отток частного капитала замедлится посредством снижения цены нефти и поступлений от внешнеэкономической деятельности.

На период 2022-2023 гг. планируется расширить спрос на иностранные активы в условиях увеличения доходов экономических агентов на фоне оживления экономики. Вместе с тем, при имеющихся низких ценах на нефть он будет иметь довольно скромное значение по исторически меркам, что повлечет медленное увеличение темпов экономического роста и возможности вкладывания инвестиций за границу будут ограничены.

В  то  же время размер сокращения иностранных обязательств частного сектора в 2020–2021 гг. будет менее существенным, чем в предыдущие годы, так как согласно графику погашения объем выплат по  внешнему долгу

снизится, а компании будут находить не затронутые санкциями источники внешнего финансирования.

По прогнозам ЦБ на фоне улучшения экономического климата в российской экономике инвестиционная привлекательность также даст свои результаты и с 2022 г. ожидается чистый приток иностранных обязательств частного сектора, а также поддержка спроса нерезидентов на российские активы при сохранении относительно привлекательного уровня процентных ставок.

В  результате ожидается, что совокупный чистый отток частного капитала снизиться с уровня около $20 млрд. в 2017 г. до $11 млрд. в 2021 г. за счет менее значительного наращивания иностранных активов на фоне снижения цены нефти. В 2022–2023  гг. он стабилизируется на уровне примерно $14 млрд.: приток зарубежных инвестиций в Россию будет частично компенсировать расширение спроса российских компаний на иностранные активы. В свою очередь, по сектору органов государственного управления ожидается чистый приток иностранного капитала на всем прогнозном периоде на  фоне продолжающихся государственных заимствований15.

Хотелось бы отметить, что на текущий момент существует достаточно много экспертных заявлений о том, каков же прогноз чистого оттока капитала из России в 2021 году. Прошлогодняя оценка специалистов Центрального Банка была не самой оптимистичной: чуть более $50 млрд. на 2020 год и $48 млрд. на 2021 год. Однако после подведения итогов 1 и 2 кварталов нынешнего года, они уменьшили прогноз практически вдвое: порядка $25 млрд. в оба года. Предположительно это связано со снижением прибыльности компаний. Этот факт подтверждает и Росстат. К аналогичному периоду прошлого года оно составило немногим более 10%.

Мнение экспертов Минэкономразвития менее радужные - $40 и $30 млрд. соответственно. Но гораздо больше экономистов беспокоят причины этого явления, не связанные с улучшением экономической ситуации в стране. Санкции и падение цен на нефть способствуют повышению интереса инвесторов к активам и провоцируют чистый отток иностранного капитала на 20120-2021 г в значительном размере.

В заключении можно сделать вывод: улучшение экономической ситуации и понижение уровня оттока денежных средств напрямую связаны между собой: одно провоцирует другое. Сейчас наметились положительные сдвиги в обеих сферах. Сохранятся ли они в долгосрочной перспективе – зависит от действий со стороны Правительства. Необходимо провести целый ряд значительных и глубоких изменений, чтобы закрепить и улучшить результаты. Мероприятия в соответствующем направлении уже проводятся, остается лишь ждать дальнейших решений и результатов.

Кризис 2014 г. и экономические санкции, закрывшие доступ банков к внешнему рынку, спровоцировали самый большой отток средств за последние 20 лет. Некоторая стабильность, появившаяся сразу после, уменьшила его в 3 раза. По данным экспертов, данная тенденция на отток капитала из России в 2020-2021 годах также сохранится.

Анализируя стоки процесса и связь с политикой, можно сказать, что в России это происходит по нескольким причинам:

- неблагоприятный экономический и инвестиционный климат в стране (политическая нестабильность, маленькая емкость рынка, девальвация рубля, неразвитая инфраструктура);

- чрезмерная либерализация, навязанная мировыми финансовыми институтами;

- проводимый в стране хозяйственный курс, который стимулирует вложения в иностранную валюту;

- неэффективность налогообложения;

- отсутствие кооперации между предпринимательским сектором и органами государственного управления;

- недоверие населения к банковской сфере;

- криминализация хозяйственной деятельности и высокая эффективность отмывания нелегальных доходов;

- риск обесценивания денег и материальных активов. Становится очевидна связь вывода активов с политической ситуацией в стране, а также понимание необходимых мер для его снижения.

Пути решения проблемы заключаются в контроле над валютными операциями, повышении привлекательности страны для инвестирования, снижении уровня инфляции, усовершенствовании банковской и налоговой систем для повышения доверия к ним, создании законодательства, гарантирующее защиту прав инвесторов.

В России сейчас эта работа ведется, и, несмотря на последствия кризиса, результаты достаточно заметные. В свою очередь, уменьшенный отток капитала из России в 2020г. поспособствует улучшению экономической ситуации в стране: стабилизация курса рубля, увеличение притока денег в бюджет за счет уплаты налогов, увеличение объемов производства и снижение инфляции, в конечном счете, повысят доверие к системе и Государству.

Направления совершенствования мер государственного регулирования вывоза капитала из России

Проводимые исследования относительно вывоза капитала из России подтверждают актуальность данной проблемы. Возрастающие масштабы незаконного вывоза капитала вызывают сомнение в действенности распространенного тезиса, утверждающего, что улучшение инвестиционного климата в России положит конец оттоку капитала. В последние годы этот климат незначительно улучшался, хотя и медленно, но нелегальный вывоз капитала только увеличивался. Возможно, в долгосрочной перспективе этот тезис может сработать, однако в среднесрочной перспективе происходит обратное16. Значительная роль в общем объеме вывезенного капитала секторам, отводится частному сектору. Утечка капитала, безусловно, компенсируется притоком инвестиций не сбалансированно, причем репатриация происходит различными вариантами. Можно утверждать, что до тех пор, пока инвестиционный климат в стране не улучшится до определенных показателей, изменить ситуацию с бегством капитала будет практически невозможно.

Как известно, операции, способствующие формальному оттоку капитала из России, трактуются как отрицательный фактор, не зависимо от экономической сущности конкретной транзакции.

Приведем примеры сделок, характеризующие отток капитала, но не означающие отрицательное движение:

Сделки по слияниям и поглощениям Российскими компаниями зарубежных активов попадают в список транзакций по выводу капитала из страны. Однако, такие сделки можно отнести к числу позитивных для экономики, поскольку гарантируют повышение конкурентных позиций России на мировой арене, способствуют приобретению передовых производственных технологий и объектов интеллектуальной собственности.

Финансирование из России приобретенных основных фондов, работающих в зарубежных дочерних организациях.

Погашение российским предприятием обязательств, привлеченных за рубежом без их реинвестирования.

Покупка наличной иностранной валюты российским резидентом.

Выплата дивидендов российским дочерним предприятием зарубежным акционерам.

Операции хеджирования с применением производных финансовых рычагов могут приводить к формальной ситуации оттока капитала.

Перечислим ряд причин, обусловленные экономическими интересами капиталовладельцев – это: желание свести к минимуму возможные риски для  капитала; стремление увеличить масштаб капиталовложений, получить максимальные размеры прибыли.

Таким образом, исходя из перечисленных причин, можно предложить ряд рекомендаций для обеспечения их исполнения.

Транснационализация экономических процессов. Стратегия экономического развития России должна быть направлена на поддержку, прежде всего, внутреннего рынка, его удовлетворение и развитие. Например, в качестве оперативной меры, можно рассматривать развитие инфраструктуры или масштабное жилищное строительство.

Мировой финансовый/экономический кризис. Необходим анализ антикризисной политики 2008 г. для определения и выявления ошибок, направленных на антикризисные меры денежных средств,  а  также  разработка  плана  антикризисной  политики,  на  основе  проведённого  анализа,  для  ближайших  лет  на  случай  финансового  кризиса.

Государственно-управленческий  аспект.  Для борьбы  с коррупцией  необходимо  усилить  меры  контроля  доходов  и  расходов  государственных  служащих  и  их  родственников;  утвердить  ст.  20  Конвенции  ООН  направленную  против  коррупции,  а  также  позаботиться  о  создании  и  развитии  уголовно-правовых  и  уголовно-процессуальных  механизмов  ее  реализации  в  России17

Неэффективность  борьбы  с  «теневым»  капиталом и  его  легализацией.  Возможно  создание  органа, занимающегося  сбором  дел  и  их  расследованием,  по  нелегальному  вывозу  капитала;  выделить  категории  граждан  России, которым запрещается  иметь  имущество  за  границей,  например  нотариусам  или  государственным  служащим,  и  усилить  контроль  над  собственностью  граждан  данных  категорий  путем  заключения  соглашений  со  странами  о  предоставлении  информации  об  имуществе  этих  лиц. 

Стремление  минимизировать  возможные  риски  для  капитала.  Более  открытая  информация  о  деятельности  компаний,  будет  препятствовать  созданию  длиной  цепочки  собственников  для  сокрытия  выгодоприобретателя.

Решить проблему оттока денежных средств можно и другими способами государственного регулирования. Посредством денежного контроля (ВК) и регулирования, что повлечет влияние на представителей внешнеэкономической деятельности с целью обеспечения подходящей экономической среды и защиты публичных интересов. Валютный контроль сам по себе выступает препятствием, защищающий экономику от неблагоприятных последствий критического притока или оттока денежных средств.

Следует отметить присутствие психологического эффекта контроля, который дает возможность поддерживать общественное мнение о важности порядка в экономической ситуации и будущих намерениях государства. Фактор доверия граждан играет важную роль, что и обуславливает актуальность проблем валютного контроля в России. Изначально механизм валютного контроля и валютного регулирования был сформирован СССР законом «О валютном регулировании» № 1982-1. На этом этапе были приняты меры оставить идею валютной монополии, которая на протяжении многих лет присутствовала в СССР, и были заложены основные элементы валютного регулирования в стране. Позже данный союзный закон был признан утратившим силу на территории Российской Федерации, и с 1992 г. вместе с принятием ФЗ № 3615-1 от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» стартовал второй этап реформирования и организации механизма валютного контроля. Данный этап можно охарактеризовать как более либеральный вариант организации контроля валютных операций и сделок по сравнению с существующими ранее. Валютный контроль поддерживал реализацию государственной валютной политики, и поэтому в 1994 г. было установлено правило по принудительному возврату в Россию экспортной выручки резидентов. Государство с помощью специальных органов и агентов валютного контроля следило за потоками валютной выручки и внедрило такой инструмент, как паспорт сделки, который оформлялся для всех внешнеторговых операций и контрактов.

Третий этап формирования системы валютного контроля связан с введением в действие 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»18, в котором были заложены новые принципы, основы и механизм валютного контроля, отвечающие современному формированию российской экономики. Правительство России согласно данному закону по сути стало органом валютного контроля, при этом сохранялся заданный курс на либерализацию валютного законодательства. Далее в закон вносились только изменения в 2004, 2007, 2011–2018 гг. Основу данного пути можно было выразить новым подходом к валютному регулированию – «разрешено все, что не запрещено».

Валютные ограничения были сняты, т.е. валютные операции между нерезидентами и резидентами могли проводиться без каких-либо препятствий, за исключением определенных случаев, описанных в данном законе. Однако по-прежнему оставались в силе требования по репатриации валютной выручки и по оформлению паспортов сделок на валютные контракты и контракты с нерезидентами. Следует отметить, что после принятия этого закона были замечены большие изменения в сторону оздоровления финансово-экономической ситуации в РФ и усиления рубля, тем самым формировался фундамент для обеспечения ускорения темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД). Основные приоритеты были направлены на привлечение иностранных инвестиций, создание условий для развития международной торговли, стимулирование инвестиционной привлекательности и установление финансово-экономической стабильности в стране. Таким образом, плавное и постепенное формирование валютного регулирования и контроля является одним из удачных примеров осуществления реформирования в России. Параллельно с реформами в сфере валютного контроля была реорганизована Российская таможенная служба, которая играет немалую роль во внешнеэкономической деятельности страны, поскольку основная функция таможни – защита экономических интересов государства. По мере становления Российского государства развивалось и таможенное дело. Начиная с XVII века усиливается государственный контроль сферы внешнеэкономических отношений: запрещаются к вывозу отдельные товары, ограничиваются привилегии иностранных купцов.

Таможенная политика в разные периоды российской истории балансировала между жестко-протекционистским курсом и мерами, способствующими либерализации внешней торговли. В советский период таможенное дело практически не развивалось в связи с существовавшей государственной монополией на внешнюю торговлю. Новый этап в истории таможенной службы России начался в 90-х гг., когда был взят курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. 25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет РФ. В 1993 г. приняты Таможенный кодекс России и Закон РФ «О таможенном тарифе»19. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу. Таможенная служба России сегодня – один из важнейших государственных институтов, обеспечивающих защиту экономической безопасности страны, а также наполнение доходной части федерального бюджета, отслеживая отношения между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Две эти задачи являются постоянными и приоритетными направлениями деятельности таможенников. Благодаря отмене ограничений в валютной сфере, росту и укреплению экономики Россия смогла перейти к конвертируемости рубля. Либеральное законодательство подразумевало широкие возможности для участников ВЭД. Валютный контроль и валютное регулирование в настоящее время в Российской Федерации осуществляются при помощи специализированных органов, таких как Банк России и правительство РФ в лице Министерства финансов РФ, Таможенной службы РФ, правоохранительных органов. Эти ведомства издают нормативные акты, имеющие обязательный характер к исполнению всеми участниками ВЭД, как резидентами, так и нерезидентами, обязательной функцией которых является контроль за исполнением; они формируют правила и формы учета, отчетности и необходимой документации при осуществлении валютных операций ее участниками. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. От 298.12.2016) «О таможенном тарифе».

Стоит обратить внимание на проблему, связанную с огромным массивом информации от уполномоченных банков (агентов валютного контроля) о возможных нарушениях валютного законодательства их клиентами к органу валютного контроля – Банку России. Например, банк фиксирует нарушение – отсутствие платежей по зачислению выручки от нерезидента – и направляет

всю информацию органу валютного контроля (ВК) – Банку России; на этом этапе все действия агента заканчиваются. Далее Банк России обрабатывает всю информацию. Данный орган ВК обладает самым широким кругом возможностей и полномочий, однако у него нет прав на проведение проверок и расследований, поэтому информация сортируется и переходит дальше в государственные органы, не участвующие в валютном регулировании (ВР) и ВК, но обладающие определенными полномочиями, такие как Министерство финансов РФ, Таможенная служба РФ и др.

Банк России не может вовремя отреагировать на данные нарушения из-за огромного потока информации и длинной цепочки передачи данных. Поэтому предлагается делегировать часть контрольных функций другим органам или создать систему «фильтров», т.е. информацию по клиентам, нарушающим валютное законодательство не первый раз (здесь необходимо задать период, допустим, не чаще двух раз в квартал), и передавать ее для решения ответственному органу ВК. Необходимо повысить эффективность валютного контроля с этапа фиксации «только на бумаге» и довести его до логического конца, т.е. наделить агентов валютного контроля частью функций, отвечающих за сбор, фильтрацию и консолидацию информации в электронном виде. Можно замотивировать агентов ВК для более тщательного контроля процентной доли от суммы штрафа.

На сегодняшний день для предотвращения оттока капитала требуется в меру усилить государственный контроль над операциями в валюте и внешнеэкономическими контрактами, принять четко направленные меры (включая законодательные в сфере валютного контроля) по борьбе с нарушениями законов. Это можно сделать путем передачи части функций по валютному контролю агентам валютного контроля и предоставления в качестве вознаграждения за это доли от суммы штрафа за обнаруженное нарушение. Таким образом, банки будут мотивированы вести более тщательный валютный контроль. Следует исключить строительство финансовых пирамид, вывоз капитала за границу, теневую экономику и коррупцию. Это непосредственно касается финансовой безопасности, а также валютного контроля и регулирования. Возможно, необходимо увеличить наказание за утечку капитала, образованную в процессе внешнеторговой деятельности, установив ее на одном уровне с доходами.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что движение сложного капитала является догмой современной экономики, выраженное разнообразными модификациями и относящееся к различным хозяйствующим субъектам. Бегство национального капитала в любом его выражении всегда представляет собой нежелательный уход капитала из страны, который не участвует не только во внутреннем воспроизводственном процессе, но и внешнеэкономической деятельности резидентов. При этом бегство частного национального капитала происходит преимущественно в финансовой и денежной форме, а также вывода активов.

При нерешенности многих внутренних социально - экономических и структурных проблем вывоз государственного капитала в финансовой форме фактически означает его бегство, поскольку не содействует созданию благоприятных условий для развития и укрепления отечественного бизнеса и экономики. Постоянную основу бегства капитала создают также нелегальный или полулегальный характер его происхождения.

Безусловно, необходимо имеющиеся рычаги воздействия на отток капитала из страны более модифицировать, внедрять такие инструменты воздействия, чтобы они имели свои результаты. Здесь, безусловно, речь идет о государственном вмешательстве в процесс вывоза капитала из России. Не исключено, что прогнозные значения могут так и остаться прогнозными и в ближайшей перспективе ситуация существенно не изменится. Однако, исходя из проведенного исследования, можно заключить, что за период 2020г. явно прослеживается положительная тенденция в части размера оттока капитала из страны. Несомненно, всегда присутствует отрицательный фактор в любой сфере экономических отношений, в нашем конкретном случае – это теневая сторона вывоза капитала. Как уже отмечалось, размеры нелегального оттока фондов из страны имеют достаточно высокое значение. Мероприятия, нацеленные искоренить данный факт, проведены, но их воздействие не эффективно или мало эффективно, поскольку размер незаконного оттока капитала сокращается, но его значение по-прежнему является существенным и характеризует экономическую ситуацию с неблагоприятной стороны.

Из-за оттока капитала из страны происходит ослабление не одной сферы экономической составляющей, в совокупности которая так или иначе влияет на состояние экономики в целом. Так, бегство капитала порождает недополучение, недосформированность, неудокомплектованность в том или ином секторе экономики, таком как, например, образовании, в сфере социальной обеспеченности, прежде всего, граждан, проживающих на территории страны, а также в промышленности и сельском хозяйстве. Любое из перечисленных составляющих имеет свои проблемы и пробелы как на законодательном уровне, так и на исполнительном.

Из ключевых манипуляций, направленных на достижение определенных положительных результатов в области контроля и обеспечения защищенности от нелегальных сделок, в исследовании выделены несколько мероприятий валютного контроля, осуществляемых банками РФ. Действия валютного контроля полноценно и всесторонне направлены на проведение прозрачной сделки по переводу средств на счета иностранных государств.

На текущий момент, по мнению аналитиков, в стране экономический рост имеет относительно слабые подвижки. С одной стороны, такое положение вполне оправданно в связи не только с экономической стороны мировых взаимоотношений, но, в большей степени, внешней политической составляющей. Не для кого не секрет, что страна с таким потенциалом ресурсов имеет порой абсурдные данные и статистика диктует показатели, отличные от благополучных. Постоянно ведутся дискуссии на тему легализации деятельности, но по факту, по нашему мнению, незаконность и коррумпированность беспрепятственно существует и развивается именно в чиновничьем аппарате, в искоренение которых верится с трудом.

Первостепенно государству необходимо направить свои силы в виде инвестиций во внутреннюю среду сраны, на ее внутренний рынок, поддержать определенную сферу деятельности в той или иной степени в достаточном объеме, исключить варианты коррумпированных сделок, немыслимых откатов, тем самым обеспечить исключение незаконных сделок.

Необходимо создать орган, осуществляющий непосредственный контроль за подозрительными сделками, который сосредотачивал всю свою деятельность именно по сделкам подозрительного характера с квалифицированным подходом и широкими возможностями.

Необходимо ранжировать всю информацию, имеющуюся у банков по тем отделам, ведомствами, которые с минимальными издержками и затраченным временем проведут проверку сделки на предмет законности или гражданина на предмет легализации доходов.

Любая предложенная мера требует ее разработки, внедрения и оценки полученных результатов. И насколько совершеннее мероприятие, на столько сложнее оно в процессе реализации. На текущий момент есть вероятность исполнения прогноза Банка России, но для этого необходимо преодолеть ряд сложных моментов и сосредоточиться на улучшении сложившейся экономической ситуации в стране.


Погребная Н.В. Вывоз капитала их России: динамика. Проблемы и последствия // Научный журнал КубГАУ -2016-№118 (04). - С 21-28.

Повойко И. В., Погребная Н.В. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России направления его развития [Электронный ресурс] // Электронное научно-практическое издание «Экономика и социум» ООО «Институт управления и социально-экономического развития». Саратов. Выпуск № 4(13) (октябрь- декабрь), 2014).Режимдоступа:http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Pogrebnaya%20N.V.,%20Povoyko%20I.V..pdf. (дата обращения 22.03.2020 г.)

Отток капитала из России: проблемы и решения// Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. -Вып. No 26. -М.: Научный эксперт, 2013. — С. 64.

Юдаева, К. Основные причины оттока капитала из России / К. Юдаева // Экономическая политика. — 2012. — № 1. — С. 21−32

Филатова И.В. Санкции как основной фактор оттока капитала из России// Вестник Академии экономической безопасности МВД России.–2015. -No1. – С.58-59

Маковецкий, М. Ю. Международное движение капитала в условиях глобализации экономики / М. Ю. Маковецкий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 42. — С. 25−32

Пономарев А.В. О взаимосвязи внешнего долга и оттока капитала из России / А. В. Пономарев, В. А. Борисенков // Вестник МГИМО университета. — 2012. — № 6. — С. 134−136

Булато А. С. Участие России в международном экспорте капитала / А. С. Булатов // Вестник МГИМО университета. — 2012. — № 6. — С. 3−8

Пономарев А.В. О взаимосвязи внешнего долга и оттока капитала из России. . — 2012. — № 6. — С. 137-138

Паустьян, Е. М. Состояние и проблемы государственной политики экспорта капитала // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2012. — № 17. — С. 255−259

Савенко, О. Л. Отток капитала из России: сущность и причины / О. Л. Савенко, Г. А. Абрамян. — Финансовые аспекты модернизации экономики России. — Ростов на Дону. — 2014. — с. 50−54

Татарников, Е. В. Формы и причины международного движения капитала / Е. В. Татарников, А. В. Трофимов, А. В. Ботенев, И. Г. Баранчугова // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 7. — С. 37−40

Шаламов Г. Вывоз капитала из России / Иркут. гос. техн. ун-т. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 176 с.

Бушуева Ю.С. Погребная Н.В. Прямы и портфельные инвестиции в России: тенденции и направления развития [Текст] / Ю.С. Бушуева, Н.В. Погребная // Международное научное периодическое издание по итогам международной науч.-практ. конф. «Новая наука: проблемы и перспективы» (20.03.2020 г.).- Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016 – С. 57

Горелова Л.И. «Проблема «бегства капиталов»: следствие и причина ухудшения инвестиционного климата» ВЕСТНИК молодых ученых Московского государственного университета приборостроения и информатики Выпуск 12. Москва, 2013 –139 с. ISBN 2227-3018 – С.87-90

Экономический кризис в России 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.altaempresa.ru.(дата обращения 23.03.2020г.)

 Всемирный банк «Ввоз / вывоз капитала в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.worldbank.org.(дата обращения 20.03.2020г.)

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. От 298.12.2016) «О таможенном тарифе».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области