Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Актуальные проблемы изучения математики в общеобразовательной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАОУ «Школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов»

Давыдова М.Е.

Актуальные проблемы изучения математики в общеобразовательной школе

Невозможно переоценить роль математики как предмета в воспитании, ведь математика учит думать, логически мыслить. Именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания. Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.

В школьном математическом образовании сегодня можно выделить ряд проблем, но я, остановлюсь на тех, с которыми приходится сталкиваться в своей работе чаще всего.

Начну с учебников. И дело здесь не только в их количестве, но и в содержании. Проблема в том, что одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. То есть может оказаться, что ученик, перешедший из одной школы в другую, где учатся по другим учебникам, либо уже проходил данную тему, либо намного отстал от программы. Кроме того, учебники даже одних и тех же авторов переиздаются из года в год. И в них уже появляются незначительные, но отличия, хотя бы в порядке номеров упражнений, что уже неудобно и вносит путаницу. И если детей сейчас обязаны обеспечивать учебниками, то учитель вынужден покупать более новые издания, и нести расходы. Очевидно, что издателю это выгодно, чтобы учебники постоянно покупались, но в погоне за выгодой теряется здравый смысл: ведь математика – точная наука, и столь часто переиздавать учебники математики нет необходимости. Считаю, что решение этой проблемы должно быть нацелено на издание единых современных учебников, удовлетворяющих новым стандартам образования.

Анализ ситуации с математическим образованием выявил следующие проблемы. В начальной школе очень важной является наглядная, инновационная среда объектов математики. Именно начальная школа закладывает основу для формирования базовой грамотности и основных жизненных навыков человека – компетенций, которые становятся ключевыми в будущей жизни. Поэтому принципиально важно увидеть в основной школе итоги обучения начальной школы на основе стартовой диагностики в пятом классе. Проводимый ежегодный мониторинг показывает, что при проведении диагностических контрольных работ в пятом классе процент пятиклассников, успешно выполнивших задания, подобные заданиям итоговой работы за четвертый класс, при переходе из начальной школы в среднюю, снижается. Таким образом, одной из основных проблем является отсутствие преемственности при переходе из начальной школы в среднюю, а также проблемы с контрольно-оценочной деятельностью учащихся.

Одним из показателей качества освоения программы за курс основной и старшей школы обучающихся выступают результаты ГИА по математике. Анализ результатов показывает, что к окончанию обучения в школе результаты снижаются еще больше. Относительно невысокие результаты ГИА по математике, на мой взгляд, являются следствием следующих проблем в математическом образовании:

недостаточное количество часов на изучение предмета в учебном плане;

наличие пробелов в знаниях учащихся по базовой программе курса в начальной школе и, как следствие, появление неуспешных детей в обучении математике;

наличие и доступность «решебников»;

снижение мотивации обучающихся из-за однообразия форм и методов обучения, способов подготовки, учащихся к ГИА;

отсутствие практической направленности при изучении математики;

отсутствие эффективной системы закрепления и действенной системы повторения изученного материала на протяжении всех лет обучения в основной школе;

неготовность ряда учителей к использованию на уроках математики продуктивных методов обучения;

недостаточная работа с одаренными детьми и, как следствие, недостаточная активность и результативность учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Решение связано с преодолением многочисленных противоречий и ряда проблем, присущих процессу обучения. По-моему, мнению, вот некоторые из них:

- Существуют противоречия между объемом и содержанием учебного материала, которые жестко определены программой и естественным стремлением творчески работающего учителя выйти за ее границы, рассмотреть тот или иной вопрос в трактовке, отличной от принятой учебником;

- Противоречие между экономичностью (проявляющихся в сообщении учащимся готовых знаний и приводящих часто к формальному их усвоению) и неэкономичностью во времени индуктивных методов (широко используемых в проблемном обучении и активизирующих самостоятельную познавательную деятельность школьников);

- Противоречие между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;

- Противоречие между массовостью школьного математического образования, неизбежно приводящей к известной стандартизации, и подчеркнуто индивидуальным характером познания (выход из этого противоречия в дифференциации обучения на основе вариативности образования и обучения);

- Противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики, если математика развивается необычайно быстро, приобретая все новые и новые знания, находящие свое отражение в школьных курсах, то методика преподавания математики, особенно в условиях массового обучения, развивается намного медленнее.

С этими проблемами столкнулась и я, работая в среднем звене общеобразовательной школы. Наряду с этими проблемами существуют и так называемые местные проблемы, т.к. карантин, подготовки к праздникам, курсы…приходится программу редактировать, сужать…

Оценка качества моей работы проводится по положительным результатам ГИА. Очень мало остается времени чтобы заинтересовать ребенка математикой как предметом, т.к. все основное время уходит на подготовку к ГИА.

Привлечение к изучению математики как предмета приходиться осуществлять в дополнительное время, во вне урочного времени (факультативы, кружки, консультации, и т.д.). Дети не так ответственно относятся к этим занятиям, при этом они нацелены на получение оценок, и не все на получение знаний.

Чтобы разрешить эти проблемы, стараюсь подобрать интересный материал, легко усваиваемый, но имеющий достаточно широкое практическое применение, даю дополнительное разнообразное задание, самостоятельно решая которые ученик может обратиться за помощью ко мне, к родителям, к интернету. Еженедельно провожу консультации по интересующим вопросам, предоставляю ученикам возможность подготовить ряд тем в виде реферативно-научной работы и выступить на уроке и спец курсе.

Итогом моей деятельности являются положительные результаты сдачи ГИА.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области