Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


“ Формирование представлений о мире профессий в условиях сюжетно - ролевой деятельности дошкольников”

Консультация

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, мы обратили внимание на  представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Почему повара стараются приготовить вкусную пищу, а швея сшить красивую одежду?

Нашей задачей было вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Игры нам подсказывали, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. Постепенно дети проникались сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Для подготовки и планированию сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов мы использовали в работе с детьми:

- сюрпризные моменты (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

- чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

- наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

- проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

- введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

- оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

- совместная с детьми игра.

- внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

- постановка проблемных игровых задач.

- поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

- поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.

- составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

- составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

- обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Наша роль в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях мы, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияли на содержание игр, создавали условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Мы помогали детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх мы изучали каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следили за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и могло явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Большое значение имело начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, мы использовали следующие приемы:

1. Совместно с детьми обсуждали, во что и где они хотят играть;

2. «Сюрпризно» преподносили интересный атрибута для предполагаемой игры

3. Мы участвовали в игре (ненавязчиво, тактично, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);

4. Косвенно побуждали к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Андрей согласится стать водителем грузовика?..»).

5. Беседовали, рассказывали с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в его процессе.

6.Рассказывали по специально подобранным фотографиям, связанными с профессиями родителей, репродукциям с картин, о современных событиях, происходящих в стране.

7. Составляли с детьми рассказы на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.

8. Индивидуально беседовали с детьми, уточняли знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

9. Инсценировали отдельные литературные произведения с использованием игрушек и с участием детей.

10. Использовали персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, для драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

11. Обучали работать в коллективе и в паре.

12. Приучали детей к самостоятельному подбору игрушек, атрибутов для организации творческих игр.

Важно также правильно было закончить игру, что означало не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это было необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждали ход игры, что позволяло нам также выявить собственные недочеты при ее подготовке.

Итак, сюжетно-ролевая игра – это основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области