РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юные волшебники»
( вторая младшая группа)
Составитель:
Сафина Айгуль Гусмановна
Пояснительная записка:
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты».
Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в
себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Целостность любого произведения заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Цель:
• Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
•Учить детей рисовать карандашами, акварельными красками, гуашевыми красками, воспитывать интерес к аппликации, лепки.
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов
и явлений окружающей деятельности.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
• Формировать интерес к работе с пластилином.
• Развивать мелкую моторику.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепки, аппликации.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Материалы:
• альбом
• цветные карандаши
• акварель, гуашь, кисточки
• трафареты
• пластилин
• цветная бумага
• цветная бумага, картон
• доски для лепки
• кисти, клей, салфетки
«Инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
• пробки
• цветная бумага
•поролон
Занятия проходят 1 раз в неделю по четвергам во второй половине дня с 16:30 до 16:45 часов начиная с сентября месяца и в течение учебного года.
Организационно-методическое обеспечение.
Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.
Кружок «Юные волшебники» посещают дети младшего дошкольного возраста (3 - 4 года). Срок реализации кружковой работы: 2019 – 2020 учебный год (сентябрь 2019 г. – май 2020 г.) . Кружковое занятие проходит в помещении группы № 17, в зоне для непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты. Группа детей состоит из 27 человек, при необходимости делятся на подгруппы.
Методы, используемые в работе кружка «Юные волшебники».
1. Словесные (рассказы, объяснения, беседы) ;
2. Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций) ;
3. Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, лепка, аппликация, рисование) .
Форма проведения кружка «Юные волшебники».
Работа кружка «Юные волшебники» осуществляется в ходе совместной деятельности с группой детей в виде проведения:
1. пальчиковых игры;
2. пальчиковых упражнений;
3. аппликации;
4. рисования;
5. работы с пластилином и другими различными материалами.
4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) .
• Название основных цветов и полутонов :красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, чёрный;
• Названия инструментов и материалов, применяемых в работе;
На конец первого года обучение дети умеют:
• Изображать предметы и явления, передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
• Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
• Создавать образы разных предметов и игрушек из пластилина и солёного теста, объединять их в коллективную композицию ;
• Наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
• Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
• Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур;
• Различать бумагу и картон;
• Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы;
• Приклеивать к основной форме детали.
Программное содержание
Октябрь | |||
1 нед. | ЛЕПКА | Тема: "Волшебный пластилин» («Поиграйка») | Цель: Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем «Колобок». |
2 нед. | ЛЕПКА | Тема: "Колобок» | Цель: Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрять инициативу детей. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Путешествие за Колобком» | Цель: Приобщать детей к аппликации - формировать умение выкладывать на листе бумаги готовые детали, аккуратно наклеивать их, развивать мелкую моторику рук, пальцев. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Колобок катится по дорожке» | Цель: Развивать умения детей строить элементарную композицию, умение создавать изображение на всем листе, передавать правильно отношение цветов, размеров, форм в продуктивной деятельности. |
Ноябрь | |||
1 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Солнышко, которое мне светит» | Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениямнетрадиционными художественными техниками. Развивать световосприятие и зрительно-двигательную координацию. |
2 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Дождик» | Цель: учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Мой любимый дождик» | Цели:. Учить наклеивать готовые капельки-дождя, тучку. Развивать чувство цвета, композиционные умения. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Дождик чаще кап-кап-кап!» | Цель: Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма. |
Декабрь | |||
1 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Цель: Знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой. Учить составлять узор из кругов и листочков. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Прививать навыки в сравнении матрешек, нахождение общих и отличительных черт (одна - много, разноцветные). Развивать мелкую моторику пальцев. Учить аккуратному наклеиванию. | |
2 нед | ЛЕПКА | Тема: «Ёлочка красавица» | Цель: Развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – шары, как большие, так и маленькие, колбаску между ладонями, учить соблюдать порядок на своем рабочем месте, развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику; воспитывать аккуратность. |
3 нед | РИСОВАНИЕ | Тема: «Украсим елочку» | Цели: Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, розовый. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Праздничная ёлочка» | Цель: Рисование праздничной ёлочки в сотворчестве с воспитателем и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола». |
Январь | |||
1 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Бусы» | Цель: Знакомить детей с соленым цветным тестом, как нетрадиционным материалом для лепки. Закреплять приемы лепки из теста: раскатывание круговыми и продольными движениями, придавливание, загибание, отщипывание. |
2 нед | ЛЕПКА | Тема : "Домик для зайчика" | Цель: Формировать умение скатывать кусочки пластилина ладошками на дощечке. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Бедный зайчик заболел - Ничего с утра не ел » | Цель: Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание помочь ему. Учить наклеивать готовые формы (морковку, аккуратно пользоваться кистью, клеем, салфеткой. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Морковка для зайчика» | Цель: Дальнейшее освоение техники раскрашивание контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа. |
Февраль | |||
1 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Грибочек на лужайке» | Цель: Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. |
2 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Цветочек» | Цель: Закреплять умение лепить знакомые цветы, применяя усвоенные раннее приёмы. Развивать инициативу, самостоятельность. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Красивый цветок» | Цель: Учить составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Одуванчики в траве» | Цель: Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приём рисования красками. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение |
Март | |||
1 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Грибы для бельчат» | Цель: Учить детей рисовать грибы, используя овальные формы, расположенные по вертикали и горизонтали. |
2 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Самолет» | Цель: Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы (удлинённых кусков). Закреплять умение делить ком на глаз на две равные части, раскатывать продольными движениями и сплющивать. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Светофор» | Цель: Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Развивать умение составлять композицию определённого содержания из готовых фигур. Закреплять приёмы работы с клеем. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Красивый поезд» | Цель: Продолжить формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Развивать воображение. |
Апрель | |||
1 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Грибы» | Цель: Учить лепить предмет из двух частей, передавать их форму (шар, столбик), плотно их соединить. |
2 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Улиточка» | Цель: Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. Продолжать учить лепить пальцами. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Солнышко лучистое» | Цель: Учить составлять изображение из готовых фигур: одного круга и нескольких прямых полосок. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Солнышко» | Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
Май | |||
1 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Подарок для мамы» | Цель: Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное. Учить доводить работу до конца. |
2 нед. | ЛЕПКА | Тема: «Ягоды для Мишутки» | Цель: Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить передавать в лепке впечатление от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. |
3 нед. | АППЛИКАЦИЯ | Тема: «Корзина фруктов» | Цель: Свободно располагать изображение на бумаге. Закреплять правильные приёмы наклеивания. |
4 нед. | РИСОВАНИЕ | Тема: «Ягоды и яблочки» | Цель: Упражнять в печатании с помощью печаток. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. |