Семинар – практикум для педагогов «Технология исследовательской деятельности».
Цели:
уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;
развивать умение планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми;
развивать мышление; внимание.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «Технология исследовательской деятельности в ДОУ».Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Цель технологии исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи технологии исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Принципы технологии исследовательской деятельности.
1.Принцип учета возрастных особенностей детей 2.Принцип индивидуальности и вариативности.
3.Принцип психологической комфортности - создание особой предметно –
развивающей среды.
4.Принцип доступности.
5.Принцип систематичности и последовательности.
6.Принцип сознательности и активности.
7.Принцип непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на
общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами
сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к
экспериментальной деятельности.
Вопросы педагогам:
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.
Алгоритм подготовки и проведения технологии исследовательской деятельности представляет собой:
шаг 1 .Выявление проблемы .
шаг 2 .Выбор темы исследования .
шаг 3. Определение цели исследования.
шаг 4. Определение задач исследования. шаг 5. Выделение гипотезы.
шаг 6. Составление предварительного плана исследования .
шаг 7. Провести эксперимент (опыт).
шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Вопрос педагогам: Какой основной метод технологии детской исследовательской деятельности существует?
Основной метод технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей?
В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в
образовательной деятельности вообще, большое значение имеет
организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей,
замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы
способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание
ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить,
интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом
или назначением).
Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается
несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К
постановке проблемных вопросов предъявляются определенные
требования. Основные из них:
1) проблемная задача должна быть понятной детям;
2) должна их заинтересовать;
3) содержать новизну;
4) но опираться на имеющийся опыт детей;
5)трудность задачи должна быть посильной;
6) но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество
детей.
Назовите структуру технологии детского экпериментирования.
Структура технологии детского экспериментирования
*постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
*анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
*формулирование выводов.
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Детское экспериментирование связано с формированием элементарных
математических представлений; развитием речи; художественным творчеством; познанием, укреплением здоровья; физическим воспитанием; трудом; чтением художественной литературы
Правила безопасности
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Сначала спроси – потом экспериментируй.
3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
4. Грязными руками не трогать глаза.
5. Не брать ничего в рот.
Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: Откуда? Почему? Как? Зачем? Где? Что? Как?
Задание «Тесты».
Задания демонстрируются на слайдах, педагоги отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
4. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
5.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
6. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
7. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
8. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
9. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал сам, я знаю.
Рефлексия.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
.1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Эксперимент Увлекательный, познавательный Открывает, подтверждает, доказывает Жизнь без экспериментов скучна! Исследование | Эксперимент Необычный, научный, Наблюдать, узнавать, проверять Результаты всегда интересны и невероятны Открытие |
А закончить наш семинар я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины.