Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар – практикум для педагогов «Технология исследовательской деятельности»

Цель уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Задачи  развивать умение планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми  развивать мышление внимание.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Семинар – практикум для педагогов «Технология исследовательской деятельности».

Цели:

уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;

развивать умение планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми;

развивать мышление; внимание.

Форма проведения: семинар-практикум.

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «Технология исследовательской деятельности в ДОУ».Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Цель технологии исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. 

Задачи технологии исследовательской деятельности:

*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

*Стимулировать желание детей экспериментировать.

Принципы технологии исследовательской деятельности.

1.Принцип учета возрастных особенностей детей 2.Принцип индивидуальности и вариативности.

3.Принцип психологической комфортности - создание особой предметно –

развивающей среды.

4.Принцип доступности.

5.Принцип систематичности и последовательности.

6.Принцип сознательности и активности.

7.Принцип непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на

общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами

сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к

экспериментальной деятельности.

Вопросы педагогам:

- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?

- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.

Алгоритм подготовки и проведения технологии исследовательской деятельности представляет собой:

шаг 1 .Выявление проблемы .

шаг 2 .Выбор темы исследования .

шаг 3. Определение цели исследования.

шаг 4. Определение задач исследования. шаг 5. Выделение гипотезы.

шаг 6. Составление предварительного плана исследования .

шаг 7. Провести эксперимент (опыт).

шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

Вопрос педагогам: Какой основной метод технологии детской исследовательской деятельности существует?

Основной метод технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей?

В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в

образовательной деятельности вообще, большое значение имеет

организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей,

замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы

способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание

ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить,

интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом

или назначением).

Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается

несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К

постановке проблемных вопросов предъявляются определенные

требования. Основные из них:

1) проблемная задача должна быть понятной детям;

2) должна их заинтересовать;

3) содержать новизну;

4) но опираться на имеющийся опыт детей;

5)трудность задачи должна быть посильной;

6) но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество

детей.

Назовите структуру технологии детского экпериментирования.

Структура технологии детского экспериментирования

*постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

*анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

*формулирование выводов.

СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Детское экспериментирование связано с формированием элементарных

математических представлений; развитием речи; художественным творчеством; познанием, укреплением здоровья; физическим воспитанием; трудом; чтением художественной литературы

Правила безопасности

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Сначала спроси – потом экспериментируй.

3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

4. Грязными руками не трогать глаза.

5. Не брать ничего в рот.

Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: Откуда? Почему? Как? Зачем? Где? Что? Как?

Задание «Тесты».

Задания демонстрируются на слайдах, педагоги отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …

а) результат воспитания и обучения;

б) генетическая предопределенность;

в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».

2. Исследовательское обучение – это …

а) синоним проектного обучения;

б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

3. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…

а) повышенной потребности в ласке;

б) капризах;

в) деструктивном поведении.

4. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …

а) левое полушарие;

б) правое полушарие.

5.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;

в) на выбор нового лидера ситуации.

6. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …

а) потеря социальных смыслов деятельности;

б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;

в) депрессивное состояние человека;

г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

7. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.

б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.

в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

8. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

а) в художественной деятельности;

б) в общении со сверстниками и взрослыми;

в) при изучении природных явлений;

г) во всех видах деятельности без исключения.

9. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:

а) воспитание умения следовать инструкциям;

б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал сам, я знаю.

Рефлексия.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

.1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Эксперимент

Увлекательный, познавательный

Открывает, подтверждает, доказывает

Жизнь без экспериментов скучна!

Исследование

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие

А закончить наш семинар я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

«Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь

оставшийся кусочек глины.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области