Л.В. Лобанова
Моя малая Родина – Новосибирск
Программа для детей старшей и подготовительной группы
Введение
Все мы любим и ценим свой дом. Мы следим за его чистотой, бережём его, ухаживаем за ним. Однако подумайте: разве наш дом ограничивается четырьмя стенами и крышей? Ведь дом – это ещё и улицы, на которых мы гуляем, птицы, которые поют на деревьях, благоухающие цветы во дворе, камешки, встречающиеся нам по дороге в школу. Всё это вместе и есть наша Родина.
Нельзя вырасти современным гармоничным человеком, не узнав и не осознав истоков и истории своей семьи и своего региона.
Познания о нашем родном крае помогают лучше узнать себя самих, историю своей семьи, своих предков, людей, живущих рядом с нами, и тем самым понять ценность стараний, направленных на то, чтобы сохранить и преумножить уже созданное предыдущими поколениями.
Краеведение – комплексная дисциплина, направленная на изучение самых разнообразных областей. Она соединяет в себе элементы истории, экологии, географии, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания и экономики. Всё это можно выразить одним словом – ландшафт, который, в свою очередь, состоит из двух пластов: ландшафт культурный и ландшафт природный.
Всё вокруг вас взаимосвязано невидимыми нитями. Только представьте, что соседним клёном или дубом мог любоваться какой-нибудь известный гражданин вашего города или села, что это дерево могло быть свидетелем радостных или драматичных событий вашей малой Родины. Посмотрите, какие самые старые деревья растут в вашем районе, узнайте, какие исторические события имели место в вашем городе.
За каждым элементом повседневности может скрываться целая история из жизни вашей малой Родины. Даже когда вы просто собираете в лесу грибы, вспомните, что, например, боровик – не просто вкусный и полезный гриб, но ещё и сказочный персонаж, и волшебный помощник главного героя сказок – Ивана Царевича.
В своей работе не забывайте самого главного: может так случиться, что ваш труд и накопленный вами опыт помогут лучше узнать ваш край не только вам лично, но и будущим поколениям. Ваши личные наблюдения и записи могут оказаться связующим звеном, тонкой нитью (а может быть, и толстым канатом) между прошлым и будущим.
Тематическое планирование. Старшая группа.
№ | Содержание | Практические занятия | Экскурсии | Всего часов |
1 | Вы теперь в детском саду. Вводное занятие. Знакомство друг с другом, с воспитателем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | Схематическое изображение детского сада и прилегающей к нему территории.. Игра «Назови свое имя ласково». | Экскурсия по детскому саду. | 2 |
2 | Знакомство с группой. | Правила поведения в группе. Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения. | Проведи заочное путешествие по группе для своих родителей. | 1 |
3 | Безопасный маршрут «Из дома в детский сад – из детского сада домой». | Изготовление безопасного маршрута вместе с родителями. Дети рисуют свой путь к детскому саду. | Путешествие вокруг детского сада. | 1 |
4 | Имя города – Новосибирск. Герб, флаг, гимн города. | Рисование герба и флага. Чтение гимна. | Заочное путешествие по городу Новосибирску. | 2 |
5 | Достопримечательности города. Новосибирск- «Главный» | Необычные и интересные памятники. | Экскурсия по городу. | 2 |
6 | Моя семья живет в городе Новосибирске. | Правила поведения в общественных местах. Рисунок своего дома. | 2 | |
7 | Рассказ о семье. Семейные традиции. Герб моей семьи. | Герб моей семьи. Изготовление герба вместе с родителями. Составление рассказа о домашних делах (устно). | Сюжетно- ролевая игра «Мы – родители» | 2 |
8 | Моя малая Родина – Новосибирск. Мой дом, моя улица. | Конкурс рисунков «Новосибирск сегодня» | Презентация «Моя улица» | 2 |
9 | Рассказ – экскурсия по родному городу. Легенда о Новосибирске. | Презентация «Наш район». Игровое занятие. | Путешествие по нашему району. | 2 |
10 | Обское море – гордость города Новосибирска. | Достопримечательности Обского моря. | Обское море -заочное путешествие. | 2 |
11 | Экскурсия в Новосибирский зоопарк. Конкурс рисунков «Животные зоопарка». | Конкурс рисунков «Животные зоопарка». | Экскурсия в Новосибирский зоопарк. | 2 |
12 | Мы – юные друзья природы. | Правила поведения в парке, в зоопарке, в лесу. | Заочное путешествие по парку | 2 |
13 | Просмотр фильмов о Новосибирской области. | Природа Новосибирской области. | 2 | |
14 | Театры и кинотеатры в нашем городе. Экскурсия в кинотеатр. | Рисунки героев сказки. | Экскурсия в кинотеатр | 1 |
15 | Парки города ждут всех жителей. | Правила поведения в парках, в скверах. | Экскурсия в парк. | 2 |
16 | Река Обь – красавица, кормилица, труженица. Правила безопасности на воде. | Презентация «Река Обь». | Экскурсия по реке Обь. | 2 |
17 | Конкурс рисунков «Город, в котором я живу!» | Конкурс рисунков «Город, в котором я живу!» | Выставка творческих работ. | 2 |
18 | Виды транспорта в Новосибирске. Правила поведения в транспорте и в общественных местах. | Знаки «Остановка», «Пешеходный переход» | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 |
19 | Исследовательская работа «Что я знаю о своём городе?» | Защита презентаций. «Мой любимый город». | 2 | |
Итого | 33 |
Тематическое планирование.
Подготовительная группа.
№ | Содержание | Практические занятия | Экскурсии | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Мой родной город Новосибирск – столица Сибирского края. | Конкурс рисунков « Мой родной город Новосибирск» | Заочное путешествие по городу. | 2 |
2 | Безопасный маршрут «Из дома в детский сад – из детского сада домой». | Путешествие в город Знакоград. | Пальчиковые игры «Я – пешеход», «Светофор», «Я- водитель». | 2 |
3 | Прошлое и настоящее города Новосибирска. | Просмотр фильма о нашем городе. | Игра «Три городских названия». | 2 |
4 | Улицы нашего города и мосты. Виды транспорта. Правила поведения в транспорте и на мосту. | Аппликация «Машины на улицах города Новосибирска» | Улица, на которой я живу. Лепка «Мой дом» | 2 |
5 | Флаг, герб, гимн города Новосибирска. | Рисунок флага, герба. | Презентация «Флаг, герб, гимн города Новосибирска» | 2 |
6 | Димитровский автомобильный мост. | Просмотр фильма. | Экскурсии выходного дня. | 2 |
7 | Театры города. «Глобус», «Кукольный театр», цирк. | Сюжетно- ролевая игра «Кукольный театр». | 2 | |
8 | Красный проспект- главная улица нашего города. | Рисунок Красного проспекта. | Презентация « Красный проспект- главная улица нашего города». | 2 |
9 | Заельцовский бор. | Рисунки растений Заельцовского бора | Заочное путешествие по бору. | 2 |
10 | Новосибирский метрополитен. | Рисунки «Метро» | Заочное путешествие в Метро | 2 |
11 | Известные новостройки нашего района. | Сюжетно-ролевая игра «Мы – архитекторы». Конструирование «Наш город». | Экскурсия по новостройкам. | 2 |
12 | Новосибирский зоопарк. | Рисунки животных | Заочное путешествие по зоопарку. | 2 |
13 | Реки, которые протекают через Новосибирск. Обское море. | Путешествие по карте города. Составление рассказов о море. | Презентация «Обь». Заочное путешествие по Обскому морю. | 2 |
14 | Моя семья. Место работы родителей. | Сюжетно- ролевая игра «Моя семья». | Заочное путешествие к бабушке в гости. | 2 |
15 | Достопримечательности города Новосибирска. | Дидактические игры «Угадай, где я нахожусь!», «Заколдованный город». | Рассказы родителей о городе. | 2 |
16 | Проект «Дорога Памяти» | Беседа об участниках Великой отечественной войны. | Фильм о новосибирцах, которые воевали за Родину. | 2 |
17 | Знаменитые люди Новосибирска. | Просмотр фотографий. | 1 | |
18 | Итоговое занятие. | Изготовление рисунка «Моё любимое место в городе» | Сюжетно- ролевая игра «Мы –Новосибирцы» | 2 |
итого | 35ч |
Литература
1. Моя Родина Россия: Н. А. Гурьева — Москва, Паритет, 2013 г.- 112 с.
2. С.Н. Баландин «Новосибирск», Западно- Сибирское издательство Новосибирск, 1978 годНаша Родина Россия: Ольга Перова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2011 г.- 96 с.
3. Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области: сб. науч. тр. / ред.: Л. М. Горюшкин, В. А. Зверев. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. 225 с.
4. История Новосибирской области с древности до наших времен: очерки в помощь школьникам, изучающих краеведение / науч. ред. В. И. Молодин; ред.-сост. С. А. Комиссаров. Новосибирск: Горница, 1996. 175 с. Второе издание: Очерки истории Новосибирской области / А. И. Соловьев, Д. Я. Резун, Г. А. Ноздрин, В. А. Исупов, И. С. Кузнецов // Сибирская горница: журнал для семейного чтения. 1999. № 3. С. 56–97.
5. Миненко Н. А. История Новосибирской области с древнейших времен до конца XIX в. 2-е изд., доп. и перераб. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. 80 с.
6. Миненко Н. А. По старому Московскому тракту: о первых русских поселениях на территории Новосибирской области. Изд. перераб. и доп. Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. 184 с.
7. Наша малая родина: хрестоматия по истории Новосибирской области, 1921–1991 / отв. ред. С. А. Красильников. Новосибирск: Экор, 1997. 768 с.
8. Новониколаевская губерния – Новосибирская область, 1921–2000: Хроника. Документы / отв. ред. И. С. Кузнецов. Новосибирск: Администр. Новосиб. обл. и др., 2001. 325 с.
9. Новосибирская область в контексте российской истории: материалы Регион. ист.-краевед. конф. / отв. ред.: А. А. Беспаликов, В. А. Ламин. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2001. 290 с.