Конспект открытого занятия «Путешествие по страницам сказок Владимира Сутеева».
Возрастная группа: средняя группа.
Образовательная область: «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Социализация».
Цель: развитие связной речи детей на основе использования метода наглядного моделирования.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о творчестве В.Г.Сутеева; упражнять в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности, используя серии сюжетных картин; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.
Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, эмпатии и толерантности, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.
Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, театрализованная.
Формы организации деятельности детей: беседа, дидактическая игры и упражнения, пересказ литературных произведений, игра-драматизация, решение проблемных ситуаций, подвижная игра.
Формы реализации детских видов деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
Вводная часть (мотивация)
Ведущий: Дети, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются)
Воспитатель: - Дети, послушайте, пожалуйста, что я вам скажу, и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.
Жил – был волшебник.
- И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!
- А как же звали этого доброго волшебника?
Дети: отвечают на вопрос
Воспитатель: - Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет (воспитатель показывает портрет).
Воспитатель:
- Что же волшебного создал Владимир Сутеев?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель показывает книгу В.Сутеева со сказками.
Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеев сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором, и мультипликатором.
Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в море сказок, которые всю жизнь создавал добрый волшебник Владимир Сутеев. Хотите отправиться в путешествие по морю сказок?
Дети : да
Основная часть
Воспитатель: Ой, дождик пошел (раскрывает большой зонт, при необходимости зовет детей спрятаться) все спрятались? Как нам тесно здесь, зато никого не мочит. В таких случаях принято говорить "В тесноте, да не в обиде". Как вы думаете, что это значит? Ребята, только вот беда, книгу то мы не спрятали от дождя, ветер с дождиком все странички у книги испортил. Что же нам делать? Я придумала, давайте отправимся в путешествие, и соберём снова книгу.
Дети: давайте.
Воспитатель: На чём можно путешествовать по морю?
Дети: на корабле.
Ведущий: - Да, будем путешествовать на корабле. Вот он. Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно посмотреть на карту.
- А для чего путешественникам нужна карта?
Дети: что бы ни сбиться с курса.
Ведущий: Подойдите, пожалуйста, сюда, посмотрим на карту.
- Перед вами огромное море с множеством островов. Каждый остров – это определённая сказка В.Сутеева. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови».
Я вам буду показывать иллюстрацию к сказке, а вы будете называть её.
Педагог показывает иллюстрации к сказкам В.Сутеева, а дети их называют.
Д/И «Узнай и назови»
Ведущий: Молодцы, все сказки назвали правильно! Пора отправляться в путь. Проходите на корабль. Занимайте места! Сядьте правильно. Кто главный на корабле?
Дети: капитан.
- Капитаном будет ………... А мы все будем помогать капитану вести корабль……, вставай к штурвалу.
Поднять якорь.
Ведущий: Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
- Вот мы и приплыли с вами на 1 остров. Выходите и проходите сюда. Садитесь. Сядьте правильно.
- Что перед вами? (следы)
- Как вы думаете, чьи это следы? (животного, кошки)
- Чем похожи и чем отличаются эти следы? (похожи формой, отличаются цветом)
- Какого цвета следы? (Перед детьми кошачьи следы белого, серого и чёрного цветов).
- Что ещё бывает белого цвета? (мука, сахар, снег, соль, вата)
- Какие животные серого цвета? (слон, волк, заяц, мышь)
- Что бывает чёрным? (ночь, земля, краска, сажа).
Воспитатель: Ребята, а из какой сказки эти следы?
Дети: «Три котёнка».
Воспитатель: а в каких, ещё сказках В. Сутеева встречаются коты.
Дети: «Кот - рыболов», «Капризная кошка», «Кто сказал мяу», «Мышонок и карандаш».
Воспитатель: Ребята, а что же любят кошки кушать?
Ответы детей……
Физ.минутка про рыбку.
Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Воспитатель: Хорошо поиграли. А нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль.
…………, вставай к штурвалу. Поднять якорь. (Шум моря)
Воспитатель: Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
- Вот мы и приплыли с вами на 2 остров. Проходите за мной. Ребята, перед вами волшебный туннель. Чтобы попасть в туннель нужно выполнить задание. Я вам буду говорить слово, а вы мне - противоположное по смыслу, например: я скажу- горячий, а вы говорите – холодный.
Игра «Наоборот»
Короткий – длинный, Мокрый – сухой, Сладкий – кислый, Слабый – сильный, Маленький – большой, Тонкий – толстый, Лёгкий – тяжёлый, Пушистый – колючий, Твёрдый – мягкий, Злой – добрый, Плохой – хороший, Грустный – весёлый.
Воспитатель: Перед вами картинки
- Из какой сказки эти картинки?
Дети: Сказка «Кораблик»
Давайте, разложим эти картинки по порядку. И расскажем сказку.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Проходите на корабль.
Воспитатель: Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
- Вот мы и приплыли с вами на 3 остров. Выходите и идите за мной.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри.
- Ой, здесь какие-то фигурки.
Дети складывают из геометрических фигур персонажей сказки «Под грибом».
- Из какой сказки эти персонажи?
Дети: Сказка «Под грибом»
Давайте покажем сказку.
Показ сказки «Под грибом»
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Проходите на корабль…………., вставай к штурвалу. Поднять якорь.
Звучит фонограмма «Шум моря»
Воспитатель: Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)
- Вот мы и приплыли с вами в детский сад. Выходите в центр зала и вставайте передо мной.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ну что, понравилось вам путешествие по морю сказок? – Какие сказки мы с вами вспомнили?
- Кто написал все эти сказки?
- Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу. Я вас всех благодарю за активное участие в этом путешествии и хочу преподнести вам книгу, которую мы свами собрали.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями и скажем им ....( Дети принимают подарки.
Прощаются с гостями и уходят в группу).