Интегрированная НОД с детьми старшей группы
Тема:Звукарик в гостях у Белого медвежонка
Цель: Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте
Задачи:
Образовательные:
закреплять понятия «звук», «буква», «гласные звуки»;
учить выделять гласный звук в начале слова и середине слова;
закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;
учить гласные буквы.
Развивающие:
развивать органы артикуляции;
развивать фонематический слух, слуховое внимание;
развивать мелкую моторику,
развивать мышление, память.
Воспитательные:
воспитывать внимательность, усидчивость;
воспитывать доброжелательность, желание помогать;
воспитывать культуру честного соперничества в играх, умение взаимодействовать друг с другом;
совершенствовать коммуникативные качества – участвовать в беседе, не перебивая других, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Педагогические технологии:
игровая,
информационная - использование видео ресурса,
метод наглядного моделирования,
совместная деятельность,
здоровьесберегающая.
Оборудование:мягкая игрушка белый медвежонок, кукла Звукарик, настольная игра «Рыбалка» (картонный аквариум и удочка с магнитом, набор маленьких картинок на гласные звуки), демонстрационное панно, веер, разрезной алфавит с буквами, экран, видеопроектор, ноутбук, костюм вороны, корзинка, картинки на гласные звуки, простые карандаши и листочки с недописанными гласными буквами букв на каждого ребёнка, поднос с белыми и синими рыбками.
Видео и аудио материалы:интерактивная игра «Весёлые гласные», видео физминутка «Лесные рокеры»
Ход НОД:
Приветствие гостей.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как называется наш детский сад. Достаёт игрушку белого медвежонка.
Организационный момент
Воспитатель: Вот он наш друг, Белый медвежонок, любитель с нами поиграть. Кроме того он очень воспитанный. Сегодня принёс весёлые стихи для вас, но сочинил их не до конца. Хочет вас проверить, знаете ли вы вежливые слова. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему:Привет! А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …Здравствуй! | Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он …Извини! |
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала:… До свиданья! | Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: … Спасибо! |
Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: …Браво! | Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: …Будь здорова! |
Заходит логопед с куклой Звукариком.
Логопед: Здравствуйте, ребята и взрослые. Мы не опоздали?Это Звукарик, друг Белого медвежонка, спешим к вам на занятие. Звукарик любит играть со звуками.
Воспитатель: Какой странный рисунок на твоей рубашке, Звукарик?
Логопед: Да. Ребята, на что это похоже? (На губы, когда мы произносим звуки).
1 задание
Звукарик предлагает назвать звуки, которые нарисованы на его весёленькой рубашке.
Артикуляционная гимнастика для губ.
Логопед: Посмотрите друг на друга во время произношения, вспомните Правило про звуки.
Дети: Правило: каждый звук открывает рот по-своему.
Логопед: Воздух свободно проходит, язычок и зубы не мешают, не делают преграды. Как такие звуки называют? (гласные)
2 задание
Логопед: Гласные звуки и Звукарик приглашаю вас на зимнюю рыбалку.
Игра «Рыбалка»
Логопед: Ловись рыбка мала и велика! Посмотрите на свою рыбку, там картинка, назовите первый звук слова названия картинки.
Дети подходят к «проруби», «вылавливают» рыбку на удочку рыбки-слова и называют первый звук в слове. Рыбок оставляют Звукарику.
Воспитатель: Звукарик, наши дети не только знают гласные звуки, но и знают буквы, в которых живут гласные звуки.
Логопед: Здорово! Ребята, а чем отличаются звуки речи от букв?
Дети: Правило: Звуки говорим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
3 задание
Логопед: давайте проведём эксперимент! Я закрою свои губы веером, чтоб слышно было только звук, а вы послушайте и выберете ту букву, за которой он прячется.
Логопед называет звуки за веером, дети выбирают нужную гласную букву из алфавита разрезных букв и выставляют их на панно.
4 задание
Логопед: Это хорошо, что вы знаете буквы. Значит, сможете поиграть в следующую игру, которую приготовил для вас Звукарик - «Весёлые гласные». Правила игры: нужно правильно угадать какую гласную букву нужно вставить в схему слова.
Интерактивная игра на звуковой анализ – определение места буквы в слове.
Воспитатель: Молодцы наши ребята? Не пора ли им отдохнуть? Вместе с буквами потанцевать приглашают лесные рокеры. Готовы?
Физминутка музыкальная с произвольными танцевальными движениями.
Влетает ворона с корзинкой.
Ворона: Помогите, помогите! Ваши лесные рокеры такой переполох в лесу устроили! Я к вам летела, рассказать и поиграть, но так испугалась, что рассыпала и перепутала все картинки. Помогите!
5 задание
Воспитатель: Поможем вороне? Нужно к каждой гласной букве подобрать картинки на такой звук.
Дети берут у вороны картинки и расставляют на панно к буквам. Если кто-то из детей ошибается, другие дети могут помочь исправить ошибку.
Ворона: Здорово! Молодцы, какие вы дружные и добрые, помогли мне, и за это я с вами поиграю.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибать пальчики по одному |
Мы во двор пришли гулять. | Имитировать лепку комков |
Бабу снежную лепили, | Имитировать лепку комков |
Птичек крошками кормили. | Крошить хлебушек всеми пальчиками |
С горки мы потом катались, | Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивать ладошки |
Съели суп и спать легли. | Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку |
Ворона благодарит, прощается с ребятами и улетает.
Логопед: Ребята, пока вы с Вороной веселились, здесь похозяйничал злой Буквоед, испортил буквы, которые приготовил для вас Звукарик. Теперь буквы трудно узнать.
Воспитатель: Наши дети могут и здесь помочь. Согласны? Помогите, дорисуйте буквы, чтобы они вновь стали целыми.
6 задание
Предлагает детям взять листочки с испорченными гласными буквами, простые карандаши и сесть за столы. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Готовы? Можете подарить свои гласные буквы Звукарику.
Итог:
Логопед: Спасибо, ребята. Нам пора прощаться со Звукариком и с Белым медвежонком.
Какие игры со звуками и буквами вам понравились? Какие буквы мы исправляли после Буквоеда?
Воспитательпредлагает детям поднос с цветными рыбками: Если вам было интересно на занятии, подарите Белому медвежонку синюю рыбку, если вам было трудно, подарите медвежонку белую рыбку.
Прощание с гостями.