Глобализация образования предполагает возможность и необходимость обучения в различных странах, расширяя потенциальный выбор набора дисциплин и профессоров, их обеспечивающих.
Следует признать, что глобализация образования: укрепляет индивидуальные позиции будущего специалиста и возможности его профессионального саморазвития, расширяя выбор условий и места приложения его творческих сил; позволяет концентрировать человеческий капитал высокого качества и добиваться лучших результатов для тех стран, которые способны создать лучшие условия труда; способствует усилению конкуренции между странами за носителей интеллектуальных ресурсов.
Концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов.
Ее реализация позволяет:
поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;
сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахронического сопоставления, классификации и интеграции;
осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире;
сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения.
Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:
развитие культурного сознания учащихся;
повышение межкультурной компетентности;
интернационализация воспитательного процесса;
развитие представлений о мире как взаимозависимой экосистеме;
создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.
Основными проявлениями глобализации сферы образования являются:
• возникновение глобального рынка образования;
• появление образовательных транснациональных корпораций;
• информатизация образования;
• конвергенция, предполагающая слияние и взаимопроникновение образовательных и общественных систем;
• интеграция;
• стандартизация как образовательных систем, так и культурных ценностей.