Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие творческих способностей учащихся на уроках как фактор развития критического мышления

Развитие творческих способностей учащихся на уроках как фактор развития критического мышления. Описать возможности развития творческих способностей учащихся через применение на уроках репродуктивных упражнений по развитию мышления, памяти, внимания

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие творческих способностей учащихся на уроках как фактор развития критического мышления

Понятие «критическое мышление» ассоциируется: во-первых, с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию; во-вторых, с «логическим мышлением», с «аналитически мышлением», с «творческим мышлением». Строгое определение по мнению критиков: «Критическое мышление – это поиск истины, здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений». Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности в наше быстро меняющееся время остается далеко позади от потенциальных возможностей школьников. И задача педагога раскрыть эти возможности, применяя в процессе обучения различные дидактические подходы. Процесс развития творческих способностей – процесс длительный, системный. Подбор заданий по развитию творческих способностей могут носить репродуктивный характер.

Приведем примеры таких заданий.

Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Они идут в достаточно высоком темпе и носят соревновательный характер.

Игра «Верно-неверно». Учащимся задаются в быстром темпе вопросы, они выбирают для себя условные обозначения верного и неверного, отличные от «+ и - », слов «да» - «нет». В результате получается цепочка из символов (своеобразный графический диктант).

Верно ли, что слово «компьютер» в переводе означает «вычислитель»? (*)

Верно ли, что принтер и модем являются устройствами распознавания текста? (?)

Верно ли, что компьютер при наличии клавиатуры может работать и без мышки? (*)

Верно ли, что существуют компьютеры, умещающиеся на ладони? (*)

Верно ли, что звуковую информацию в компьютер вводят с помощью цифрового фотоаппарата? (?)

Верно ли, что графическую информацию в компьютер вводя с помощью принтера? (?)

В результате получилось: *?**??.

Далее можно сравнить ответы учащихся. Предложить выбрать правильный ответ. Выбрать наиболее понравившийся вариант.

Приведенное ранее задание будет лучше выполнено детьми с развитыми аудиальными способностями, далее можно предложить задания с видеорядом, решение которых будет более привлекательным для детей с развитыми визуальными способностями. Пример упражнения:

Какой рисунок скрывается под знаком «?»

Обязательно необходимо включать для разминки упражнения логического характера. Например,разделить двенадцать пополам, чтобы получилось семь.

Во время разминки припоминаются способы написания чисел римскими цифрами, так ответ должен выглядеть следующим образом:

XII

Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов, являющихся основой для развития творческих способностей.

Например.

В шестнадцати клетках таблицы вразнобой записаны числа от 1 до 20. Не пользуясь пишущими принадлежностями, только при помощи глаз отследите все числа и выпишите недостающие.

1

16

8

13

12

9

19

2

20

4

14

18

7

15

10

5

Ответ: 3, 6, 11, 17.

Данное упражнение может быть с успехом проведено и как тренировочное с определенными дидактическими нагрузками:

В первом классе для проверки и закрепления счета от 1 до 20;

На уроках английского языка при изучении темы «Числительные»;

На уроках информатики на запись и чтение чисел, записанных римскими цифрами.

Репродуктивные задания с отсроченным вопросом.

Их сущность заключается в том, что условие задания ориентирует учащихся на привычный для него ход решения. Но поставленная в конце учителем задача является для него неожиданной.

Например, учитель предлагает учащимся проверить свою слуховую память. Учащиеся внимательно слушают и записывают числа по порядку. (5, 12,10, 3, 8, 2).

Далее предлагается послушать следующий ряд чисел, количество которых уже 12 .(3, 21,15, 48, 6, 4, 5, 19, 10, 11, 16, 9)

После небольшой паузы, учитель просит назвать среди чисел самое маленькое и самое большое.

Как правило, многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и просят повторить упражнение. Позднее, потренировавшись, они уже концентрируют внимание и память в нужном направлении. При этом повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.

Репродуктивные задания интегративного содержания

Задания этого типа позволяют за короткий промежуток времени выявить интересы учащихся. Когда ученик воспринимает информацию эмоционально, его в ней что-то поражает – образовавшиеся связи укрепляются, дифференцируются, совершенствуются природные задатки личности. На первый план выступают задачи частично-поисковые.

Например,

Посмотрите на выражение С точки зрения математики, это невозможно. Но попытайтесь сообразить, в какой ситуации оно будет верно.

Ответ: (на языке часов: 17 часов – это пять часов вечера)

Это упражнение элемент интеллектуальной игры, его можно отнести к задачам исследовательского характера.

Такие задачи можно использовать на базе конкретного школьного курса, так и на интегративном материале.

Из геометрии:

80

О

90

П

100

?

Ответ: «т» (80 – «острый», 90 – «прямой», 100 – «тупой»)

4

?

6

Ответ: 3

С русским:

5

2

?

Ответ: 0 (цифра – порядковый номер буквы р данном слове)

Подобные творческие задания учащиеся могут сами придумать, развивая тем самым творческие способности.

К особым творческим заданиям относятся задания разгадывания ребусов и их создание.

Упражнение на развитие зрительной памяти

Рассмотрите внимательно в течение 10 секунд рисунки на обратной странице, запомните их расположение форму, детали. Затем закройте рисунки и ответьте на вопросы:

- На какой странице открыта книга?

- Что изображено на рисунке под цифрой 3?

- Есть ли ручка у портфеля?

- В какую сторону смотрит собака?

- С какой стороны дома растет елка?

- Есть ли в чашке вода?

- Какой рисунок последний?

Упражнения на развитие логического мышления

Подберите каждой паре слов соответствующий тип логической связи из таблицы шифров.

Дерево – лес

Дюжина – двенадцать

Болезнь – смерть

Красный – алый

Пальто – одежда

Космос – вселенная

Звезда – созвездие

Солнце – звезда

Победа – радость

Солдат – армия

Глубокий – мелкий

Цветок – букет

Дырка – отверстие

Лист – крона

Добрый – злой

Волос – шевелюра

Торопиться – спешить

Капля - море

Ответ: А Е Д Е Б Е А Б Д А Г А Е А Г В Е А

Любой человек может мыслить критически, творить, развивать свои индивидуальные качества личности. Применение упражнений на развитие способностей личности способствует проявлению творчества, а значит и критического мышления. Обучение должно быть победоносным!

Литература:

Винокурова И. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. -368 с.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: - М.:Просвещение, 2004.- 175 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области