Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Личность Ивана Грозного. Исследовательская работа

Цели исследования • Опираясь на различные источники информации рассмотреть личность Ивана IV с положительной и отрицательной стороны • Попытаться сделать собственный вывод об эпохе правления Ивана IV Задачи исследования • Научиться работать с различными источниками информации • Научиться определять ценность источника • Провести анкетирование среди учащихся 4-5 классов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОБУ СОШ №5

ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Личность Ивана Грозного

Исследовательская работа

Автор работы:

Чемерис М.И., ученик 4 класса

МОБУ СОШ №5

Руководитель:

Зданевич Людмила Александровна

ТАГАНРОГ

2020

Оглавление

Введение

Правление Ивана Грозного

Рождение и детские годы Ивана IV

Венчание на царствование

Государственные реформы и их значение для страны

Внешняя политика. Разгром русских войскв Ливонской войне

Опричнина и ее последствия для развития страны в целом

Последние годы правления Ивана Васильевича

Трагическая смерть сына Ивана

Смерть первого русского царя Ивана IV

Вывод

Введение

По итогам проведенного мною анкетирования оказалось, что среди учащихся 4-5 классов мало известно о личности Ивана Грозного, который является наиболее противоречивой и загадочной фигурой в истории России и Русской Православной Церкви. Мнения о нем кардинально различаются. С одной стороны, царь изображается большинством историков как неуравновешенный злодей, кровавый тиран, с другой стороны, многие православные считают его святым великомучеником Русской Православной церкви. Так кто же он, царь Иван Васильевич Грозный? Именно в этом я и попытаюсь разобраться в своей исследовательской работе.

Многие историки изучали личную жизнь и политическую деятельность Ивана Грозного, так, известный русский историк первой половины XIX в. Н. М. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов», представив Ивана Грозного в качестве добродетельного мудрого государственного деятеля в первую половину его царствования (до смерти царицы Анастасии Романовны) и как правителя-деспота во второй половине царствования (после смерти жены Анастасии). Опричнина же трактовалась Карамзиным как проявление злой воли Ивана IV. С. М. Соловьев рассматривал исторический процесс с точки зрения становления государственности. Всё, что способствовало упрочению государства, признавалось им положительным. Деятельность Грозного, по мнению Соловьёва, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал прогрессивными «государственными», и поэтому была при всех жестокостях шагом вперед.

Цели исследования

Опираясь на различные источники информации рассмотреть личность Ивана IV с положительной и отрицательной стороны

Попытаться сделать собственный вывод об эпохе правления Ивана IV

Задачи исследования

Научиться работать с различными источниками информации

Научиться определять ценность источника

Провести анкетирование среди учащихся 4-5 классов

Методы исследования

Поисковой

Аналитический (сопоставление и анализ источников)

Гипотеза

Царь Иван Грозный- деспот своей эпохи!

2. Правление Ивана Грозного

2.1 Рождение, детские и юношеские годы Ивана IV

«Будущий царь Иван Грозный, родился в селе Коломенское Московской области в 1530 году. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел, на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он остается один среди чужих, без отцовского призора и материнского привета. Никогда Россия не имела столь малолетнего властителя», - писал русский историк Н.М. Карамзин (XIX в.)

По завещанию Василия править страной до совершеннолетия Ивана должен был регентский совет, состоящий из знатнейших московских бояр. Однако маленький Иван «не видел добра и любви от бояр.Они только во время церемоний, на глазах народа, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в обычной жизни Иван и брат его росли, по словам самого Ивана, как самые убогие люди («яко убожайшаячадь»). Их, своих государей, бояре даже не кормили вовремя, ...», -С. Ф. Платонов. 

Таким образом, в своей работе «История Государства Российского» Н.М. Карамзин (XIX) говорит о том, что Иван Грозный с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне". Стоит ли удивляться, что мальчик вырос с твердым убеждением, что вокруг всегда измена и крамола и если выпустишь вожжи из рук и не ударишь первым, тебя моментально растопчут?

2.2 Венчание на царствование

В 1547 году 17-летний молодой князь принял титул царя и венчали его на царство в Успенском соборе, что в Московском Кремле.Карамзин в своем труде «История Государства Российского» отмечает, что примечательным в этих событиях является то, что Иван Грозный был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «Я» сделалось для него предметом набожного поклонения.

Жизнь продолжала лепить характер Ивана.

2.3Государственные реформы и их значение для государства

Большое влияние на формирование личности Ивана IVоказал митрополит Макарий, который опекал Ивана IV с детства и имел на него благотворное влияние. Много сделал для обучения духовенства. При его участии и с его благословения была открыта в Москве первая типография и выпущена первая печатная книга «Апостол».

Большую роль в становлении личности Ивана Васильевича как государя, сыграл священник по имени Сильвестр. Именно он, а также некий дворянин Адашев, стали близкими к царю людьми, а в дальнейшем и руководителями «Избранной радой», которая утвердила необходимость проведения предложенных Иваном IV реформ, среди них: Земская реформа, которая способствовала созданию органов власти на местах, а итогом проведенной судебной реформы стал знаменитый Судебник 1550 г. Проведена военная реформа – создано постоянное войско (стрельцы и пушкари), определен единый знаменитый Стоглавый собор, решивший многие церковные проблемы.

Избранная Рада сыграла огромную роль в реформировании страны и укреплении государства.

2.4Внешняя политика. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Сибири. Ливонская война.

Внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении отмечена достаточно крупными успехами.В результате походов к началу 1550-х годов к России присоединились две большие татарские державы, сформированные после распада Орды: Казанское ханство было завоевано в 1552, а Астраханское ханство – в 1556 г. В результате этого границы Московского государства расширились до пределов Азии. В начале 1580-х годов Россия перешла и эти рубежи: казацкое войско с Ермаком во главе совершило экспедицию в Сибирь. В результате этого похода был разбит сибирский хан Кучум, а его земли присоединены к России. С этого момента началось освоение земель Сибири.

Внешняя политика Ивана Грозного после приобретения территорий Поволжья изменила направление. Теперь интерес для государства представляли западные земли.В 1558 началась Ливонская война. Основная причина войны была экономической. Ливония контролировала транзитную торговлю на западной границе и не пропускала те товары, которые, как она считала, могут усилить мощь Русского государства. Однако эта многолетняя война закончилась ничем. Русская армия была разгромлена. Шведы отвоевали не только все ливонские крепости (включая Нарву), но и захватили те территории на побережье, которые принадлежали «московитам» до начала войны. Россия надолго потеряла выход к Балтийскому морю.

Предательское поражение в Ливонской войне, тяжелое положение в стране усилило тревожность царя. Иван Грозный не чувствовал себя в безопасности. Ему казалось, что вокруг него одни заговорщики и изменники. В своей работе «История государства Российского» Н.М. Карамзин отмечал, что «Иван рано усвоил себе привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям.

2.5 Опричнина

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требованиевыделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода.

В результате все государство на две части: опричнинуи земщину. В опричнину он отобрал людей из служилых, которых стали называть опричниками. Им в столице на посаде, за стенами Белого города отведены были улицы с несколькими слободами. Против опричных люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны и безответны.

Главной задачей опричников было наведение порядка в стране, иначе говоря – жестокий и беспощадный террор против тех, кого Иван Грозный посчитал врагами, мешающими ему управлять страной.

В целом же, несмотря на реки пролитой крови, все шло не так, как задумывал Иван. В стране вовсе не воцарился порядок, наоборот – начался хаос. Страну терзал голод, свирепствовала эпидемия чумы. Опричники сделались неуправляемыми и в открытую грабили население.

Опричнина была упразднена в 1572 году, а само слово «опричнина» запрещалось произносить.

Последние годы правления Ивана Васильевича

Маниакальная подозрительность, постоянный страх за свою жизнь- все это ухудшало здоровье Ивана IV, организм его был не по годам изношен.Говорят, что в последний год жизни царь Иван выглядел дряхлым стариком, он уже не мог ходить: его носили, а ему было всего 53 года.

Последние года правления Ивана Грозным отличались совсем не присущим ему либерализмом. Первым шагом стала отмена смертной казни в государстве. Царь приказал составить список людей, которые по его воле были ранее казнены и отправил его по всем церквям и монастырям государства, чтобы духовенство молилось за упокой их душ.По распоряжению царя боярам было отдано все их имущество, которое ранее было конфисковано. В конце правления Ивана Грозного наблюдалось массовое переселение крестьян на территорию Западной Сибири. Люди устали от постоянных набегов татар, Ливонской войны, различных эпидемий. В результате, численность населения Новгородской области сократилось примерно в 5 раз. Плодородные земли не обрабатывались, что стало причиной хозяйственного кризиса. Чтобы остановить процесс опустошения центральных регионов, царь издал указ об отмене Юрьевого дня и запрещении крестьян своевольно менять феодалов.В 1580 годах по инициативе царя была проведена перепись русских земель, чтобы установить масштабы убытков и постепенно восстанавливать хозяйство государства.

Не самым удачным стало завершением Ливонской войны. Поражение в этой войне царь воспринимал как Божье наказание за свои совершенные грехи в прошлом.Однако этот негатив был немного сглажен таким событием, как завоевание Сибири. Сибирское ханство прекратилосвое существование, а граница Руси достигла Тихого океана.

3.1Трагическая смерть сына Ивана

Царь Иван Грозный был бы идеальным царем, если бы не одно обстоятельство – эмоциональность, которой природа его наделила сверх всякой человеческой меры. Тяжело воспринимая постоянные поражения на всех фронтах, Грозный был на грани нервного срыва, который произошел в момент случайной ссоры со старшим сыном Иваном – потеряв над собой контроль, властитель ударил с железным наконечником. Первоначально инциденту даже не придали значения, но царевичу становилось все хуже и хуже, и 19 ноября 1581г 27-летний наследник престола скончался. Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина - «Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный свершился!.. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным… Иоанн, в оцепенении, сидел неподвижно у трупа без пищи и сна несколько дней…» Смерть сына стала для царя глубочайшим потрясением.

3.2Смерть первого русского царя Ивана IV

18 марта 1584 году умирает и сам царь Иван Грозный. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней. Версий о причинах смерти царя существует огромное количество. Однако до сих пор нет единого мнения о том, что же послужило причиной гибели Ивана.

Иван Грозный вошел в русскую историю не только в виде деспота. Он являлся одним из наиболее образованных людей собственного времени, имел феноменальную память, богословскую эрудицию. Известно, что при вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его правления Российские земли расширились почти вдвое— чуть больше, чем вся остальная Европа. Были завоеваны Астраханское и Казанское ханства. Проведено множество реформ. Многое сделал для формирования на Дону и Запорожье казачества, которое должно было прикрывать южные рубежи государства.За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн человек. Особое внимание Иван Грозный уделял культуре и просветительству. При нем был построен храм Василия Блаженного и открыта первая типография, введено бесплатное начальное образование (школы при церквях). Открыта государственная почта и Аптекарский приказ. Построено много новых городов и крепостей.

В заключении хотелось бы сказать, что Иван Грозный был неординарной человеком, осознающим свою высокую миссию. Он изо всех сил старался беречь и защищать свою страну так, как ему казалось правильным. Несомненно, Иван Грозный является личностью своего времени, а поступки его возможно обусловлены исторической необходимостью. Поэтому рассматривать и судить эту историческую личность надо с позиции его времени.

Вывод

Исходя из выше сказанного, моя гипотеза оказалась неверна!

У царя положительных качеств оказалось больше. Он любил свою страну и все делал для ее процветания!

Список используемой литературы

Карамзин Н.М. /История Государства Российского/- Спб., 1997г.Т. VIII, IX

Полевой П./Избранник Божий/-М.: Современник, 1994г., 382 стр.

Ишимова А. /История России для детей/-М.: Абрис/ОЛМА, 2018г., 256 стр.

Иловайский Д./Краткие очерки русской истории.Избранные главы/-М.: ОлмаМедиаГрупп, Просвещение, 2015г.,768 стр.

Иван Грозный. История за час

Нестеров В. /Иван Грозный. История за час/ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015, КоЛибри

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области