Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Сказки" Литературное чтение

Использование технологии РКМЧП и ТРИЗ на уроке в 1 классе Литературное чтение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок по Литературному чтению с использование РКМЧП, Триз: Учитель Баркова Е.И.

«Сказки» 1 класс.

Цели:

- познакомить с разными видами сказок, учить давать оценочные суждения героям сказок;

-развивать творческие способности, память, наблюдательность, навыки осознанного чтения, речевые умения;

-воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

-развивать познавательную активность детей, образное мышление, речь, память.

- на совершенствование навыков техники чтения;

- на развитие критического мышления приёмами технологии РКМЧП

1) «Толстые и тонкие вопросы»,

2) «Чтение с остановками»,

3) «Синквейн»;

Триз:

Игра «Да-нетка»

«Коллаж из сказок»

Ход урока:

1.Эпиграф к уроку:

«От сказки душе счастье и уму раздумье»

А. Платонов

Слайд 1.

Вопросы (работа с классом):

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Чем сказка отличается от других произведений?

-Почему нет автора?

-Какие бывают сказки?

-Какие сказки ваши любимые?

-Почему тебе нравится именно эта сказка?

-Чем она тебе понравилась?

-Какие герои в сказке?

-Опиши характер героев.

-Как вы думаете, что такое сказка?

-Чему учат нас сказки?

Слайд 2.

-Что можно сказать о сказке? Какие они?

Слайд 3.

«СТОП»

Раздать детям распечатки (распечатка № 4)

Объясняю, как читаем и когда останавливаемся (СТОП) и т.д.

Прием «Чтение с остановками» или «Чтение со стопами»

По названию текста определяют, о чем будет текст. Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано, по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный  поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

-Почему сказку так назвали?

-Что вы знаете о тучах?

-Как вы думаете, что случится дальше?

и т.д. (задаю вопросы после каждого стоп: что случится дальше?) Выслушиваю ответы детей.

Синквейн:

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Дети работают.

Например:

Тучки.

Веселая, добрая

Проплывала, помогала, благодарили

После дождика травка, овощи, деревья растут быстрее и лучше.

Молодец.

5.«Тонкие» и «толстые» вопросы. Ответы на тонкие вопросы – искать в тексте. (написано на доске)

Работа по учебнику стр. 31 Литературное чтение часть 1. Сказка «Курочка Ряба» (сказку дети приносят). Дети работают в паре. Задают друг другу вопросы. Объясняю, что ответы на тонкие вопросы – искать в тексте. А на толстые – отвечают сами.

Таблица на доске:

«Тонкие» вопросы:

«Толстые» вопросы:

Кто…?

Объясните, почему…

Что…?

Почем у вы думаете…?

Когда…?

Что, если…?

Согласны ли вы…?

Проверка, как дети работали в паре.

Например:

Кто главные герои в сказке?

Что случилось в сказке?

Когда мышка начала помогать?

Согласны ли вы, что помощь друг другу – необходима?

Объясните, почему….

Почему вы думаете…?

Что, если …?

6. Игра «Да-нетка» (Триз) – цель научить детей задавать вопросы, на которые можно ответить только да/нет.

-Дети, вы мне рассказали о своих любимых сказках. Но у меня тоже есть любимая сказка. Посмотрите на доску. Здесь сказки. И одна из этих сказок мне очень нравится.

На доске: «Маша и Медведь», «Каша из топора», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси лебеди»

Вы мне будете задавать вопросы, на которые я могу дать только ответ: да или нет. И вы найдете сказку, мою любимую.

7.«Коллаж из сказок» - (Триз).

 В чудесном лесу жил Колобок, Буратино и Медведь. Однажды пошёл Буратино в лес за малиной для Медведя и не вернулся.  

 Затем сказка продолжается совместно с детьми.

8. Рисуем сказку в тетради.

9.Вывод. Итог.

Что вам понравилось?

Что не понравилось? Почему?

Что нового узнали?

Что уже знали?

А. Платонов

Тучи — помощники стоп

Веселая Тучка, проплывая однажды над огородом, где росли огурцы, помидоры, кабачки, лук, укроп и картошка, заметила, что овощи очень грустные. У них поникла ботва, а корешки стали совсем сухие.

– Что с вами случилось? — с тревогой спросила она. СТОП

Печальные овощи ответили, что они завяли и перестали расти, потому что уже давным-давно не было дождика, который так им необходим.

– Может я смогу вам помочь? — смело спросила Тучка. СТОП

– Ты еще такая маленькая, — ответила большая тыква, которая считалась главной на грядке. Вот бы налетела огромная туча, грянул гром и пролил сильный дождик, — задумчиво сказала она.

– Я соберу своих подружек и помогу овощам, — решила тучка, улетая. СТОП

Она прилетела к Ветерку и попросила его сильно подуть,  чтобы собрать все маленькие тучки в одну большую и помочь пролиться дождю. СТОП

Шальной Ветерок с радостью помог, и уже к вечеру большая туча раздувалась все сильнее и сильнее, и, наконец, лопнула. Веселые капельки дождя полились на землю, и напоили все вокруг. А удивленные овощи высоко поднимали свои вершки, как будто не хотели пропустить ни одной капельки дождя.

– Спасибо тебе, Тучка! И тебе, Ветерок! — дружно сказали овощи. — Теперь мы обязательно вырастем и подарим радость всем людям!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области