Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13 География

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей • развитие у личности познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский информационно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 13 География

для специальностей

10.02.01 Организация и технология защиты информации

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ, требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

развитие у личности познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет - ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ телекоммуникаций, простого общения.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями предметных результатов освоения образовательной программы учебных предметов федерального государственного стандарта среднего общего образования базового уровня (приказ МОН РФ от 17.05.2012 № 413).

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание рабочей программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Рабочая программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Рабочая программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– увеличен объем содержания по географии России;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Практические работы предложены в каждом разделе программы.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Рабочая программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Пояснения к разделам программы учебной дисциплины

раздела

Наименование раздела

Виды уроков

Виды самостоятельной работы

1

Введение

1. Источники географической информации

Лекции

Подготовка сообщений по темам раздела; работа с научной литературой

2

2. Политическое устройство мира

Круглый стол, лекции

Подготовка презентаций; работа с дополнительной литературой

3

3. География мировых природных ресурсов

Лекции, семинар, практические занятия

Работа с научной литературой

4

4. География населения мира

Лекции, семинар, практические занятия

Подготовка сообщений по темам раздела; работа с дополнительной литературой

5

5. Мировое хозяйство

Лекции, семинар, практические занятия

Работа с научной литературой

6

6. Регионы мира

Лекции, семинар, практические занятия

Подготовка презентаций; работа с дополнительной литературой

7

7. Россия в современном мире

Лекции, семинар, практические занятия

Подготовка презентаций; сообщений

8

8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Лекции, диспут

Подготовка сообщений по темам раздела; работа с дополнительной литературой

Методические указания по выполнению практических работ (Приложение 1)

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ и во время итоговой аттестации. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

характеризовать основные географические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о геообъектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социально-географических явлений и геополитическими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных географических объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и геополитических наук;

осуществлять поиск геополитической, социально-экономической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных геополитических и социально-экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и географические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным геополитическим проблемам

Обучающийся должен знать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-экономического познания на геополитическом уровне

Презентация индивидуальных и групповых домашних заданий.

Контрольная работа.

Проверка практического занятия.

Оценивание выступлений.

Доклад - сообщение по теме.

Презентация учебных проектов.

Фронтальный опрос.

Тестирование по теме.

Итоговое тестирование.

Индивидуальный опрос.

Сообщение по теме

Контрольная работа

Дифференцированный зачет

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.

Личностных:

−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

−− владение географическим мышлением для определения географических

аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

работа над материалом учебника, конспектом лекций

10

работа со справочным материалом

2

выполнение индивидуальных заданий

2

решение тестовых заданий

решение задач

работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам)

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Темы рефератов (докладов)

1.Новейшие изменения политической карты мира.

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические занятия

1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Темы рефератов (докладов)

1.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

2.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические занятия

2. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Темы рефератов (докладов)

1.Особенности современного воспроизводства мирового населения.

2.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

3.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

4.Языки народов мира.

5.Современные международные миграции населения.

6.Особенности урбанизации в развивающихся странах.

7.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

Практические занятия

3. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

Темы рефератов (докладов)

1.Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

2.«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

3.Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.

4.Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.

5.Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

6.Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

7.Международный туризм в различных странах и регионах мира.

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия

4. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Темы рефератов (докладов)

1.«Горячие точки» на карте мира.

2.Запад и Восток Германии сегодня.

3.Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.

4.Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

5.Особенности политической карты Африки.

6.Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

7.Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

8.Географический рисунок хозяйства США.

9.Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

10.Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

7. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации

Практические занятия

5. Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Темы рефератов (докладов)

1.Особенности современного экономико-географического положения России.

2.Внешняя торговля товарами России.

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Темы рефератов (докладов)

1. Глобальная проблема изменения климата.

5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 13 География

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

- по специальностям СПО технического, социально-экономического профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов;

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

Самостоятельная

работа

Всего

Практические работы

Введение

Раздел 1.Источники географической информации

2

2

Тема 1.1 Географическая карта – особый источник информации о действительности.

2

Раздел 2. Политическое устройство мира

2

2

Тема 2.1 Страны на современной политической карте мира.

2

Раздел 3. География мировых природных ресурсов

6

2

2

Тема 3.1 Взаимодействие общества и природы. Природопользование.

2

Тема 3.2 Основные виды природных ресурсов, их размещение. Загрязнение и охрана окружающей среды.

2

ПЗ№1 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

2

2

Раздел 4. География населения мира

6

2

2

Тема 4.1 Население мира. Численность и воспроизводство. Размещение населения. Урбанизация.

2

Тема 4.2 Структура населения и занятость. Религиозный состав.

2

ПЗ№2 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

2

2

Раздел 5. Мировое хозяйство

6

2

2

Тема 5.1 Мировое хозяйство и его структура. Основные отрасли производственной и непроизводственной сферы.

2

Тема 5.2 Мировая торговля. Туризм. Транспорт. Международная специализация. Интеграционные процессы.

2

ПЗ№3 Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

2

2

Раздел 6. Регионы мира

10

2

5

Тема 6.1 Население и хозяйство стран Западной Европы. Субрегион Восточная Европа.

2

Тема 6.2 Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. Китай. Индия. Достижения и проблемы экономики. Япония.

2

Тема 6.3 Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Австралия и Океания.

2

Тема 6.4 Северная Америка. США и Канада - мощный экономический регион мира. Латинская Америка. Различия регионов.

2

ПЗ№4 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

2

2

Раздел 7. Россия в современном мире

2

2

2

ПЗ№5 Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

2

2

Раздел 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

1

1

Тема 8.1 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией.

1

Дифференцированный зачет

1

Итого

36

10

18

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеурочной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся'.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

Для выполнения практических заданий студенты имеют простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.

' Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Список содержит источники, которые имеются в библиотеке КИТТ на бумажных носителях, в электронном виде и в электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Znanium.com»

Для студентов

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2015.

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.

Справочники, энциклопедии

Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.

Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.

Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.

Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001.

Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.

Интернет-ресурсы

Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система / Научно-

издательский центр ИНФРА-М. – URL: http://znanium.com/ (дата обращения: 01.09.2017).

Доступ открыт к книгам основной коллекции. После регистрации из сети техникума

доступ возможен с любого устройства, с выходом в Интернет.

Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система : база данных /

Регион. центр правовой информ. Информправо. Доступ только из читальных залов

библиотеки.

Приложение 1

Методические указания к практическому занятию № 1

Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель: Ознакомить студентов с различными видами природных ресурсов стран мира; роль ресурсов и их классификация; основные понятия темы: "комплексное освоение природных ресурсов", "оборотное использование".

Ход работы

Повторение темы: (вопросы)

Роль ресурсов и их классификация?

Основные виды природных ресурсов и их размещение ?

Комплексное освоение природных ресурсов?

Оборотное использование?

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

Литература:

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2016.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016.

Приложение 2

Методические указания к практическому занятию № 2

Тема: Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цель работы: Научить студентов знать основные типы воспроизводства населения; демографическую политику стран; расовый и этнический состав; причины неравномерного размещения населения; проблемы урбанизации.

Ход занятия:

Постоянный рост население Земли, его причины и последствия.

Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения.

География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиальных конфликтов.

Основные направления и типы миграций в мире.

Географические особенности размещения населения.

Формы расселения, городское и сельское население мира.

Урбанизация как всемирный процесс.

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

Литература: Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2016.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016

Приложение 3

Методические указания к практическому занятию № 3

Тема: Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.

Цель: Научить студентов определять международную специализацию крупнейших стран и регионов мира; устанавливать взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Ход занятия:

Повторение темы: (вопросы)

1.Мировое хозяйство, основные этапы его развития.

2. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

3. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации.

4. Мировая торговля и туризм.

5. Международные магистрали и транспортные узлы.

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

Литература:

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2016.

Приложение 4

Методические указания к практическому занятию № 4

Тема: Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Цель: Ознакомить студентов с географическим положением, историей открытия и освоения, природно-ресурсным потенциалом, населением, хозяйством, проблемами современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Ход занятия:

Повторение темы: (вопросы)

Постоянный рост население Земли, его причины и последствия.

Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения.

География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиальных конфликтов.

Основные направления и типы миграций в мире.

Географические особенности размещения населения.

Формы расселения, городское и сельское население мира.

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

Литература:

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016.

Приложение 5

Методические указания к практическому занятию № 5

Тема: Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Цель: Научить учащихся оценивать ПГП страны, выявлять положительные и отрицательные черты геополитического и геоэкономического положения, отмечать изменения геополитического положения во времени, выявлять тенденции развития.

Ход работы:

Используя карты атласа и справочную литературу, выполнить письменное описание геополитического и геоэкономического положения страны по плану:

Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран

б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам

в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам

г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

Литература:

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы в учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области