Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский информационно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 География
для специальностей
10.02.01 Организация и технология защиты информации
09.02.02 Компьютерные сети
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ, требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие у личности познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет - ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ телекоммуникаций, простого общения.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями предметных результатов освоения образовательной программы учебных предметов федерального государственного стандарта среднего общего образования базового уровня (приказ МОН РФ от 17.05.2012 № 413).
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание рабочей программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.
Рабочая программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Рабочая программа обладает рядом особенностей:
– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;
– увеличен объем содержания по географии России;
– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;
– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.
Практические работы предложены в каждом разделе программы.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Рабочая программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Пояснения к разделам программы учебной дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Виды уроков | Виды самостоятельной работы |
1 | Введение 1. Источники географической информации | Лекции | Подготовка сообщений по темам раздела; работа с научной литературой |
2 | 2. Политическое устройство мира | Круглый стол, лекции | Подготовка презентаций; работа с дополнительной литературой |
3 | 3. География мировых природных ресурсов | Лекции, семинар, практические занятия | Работа с научной литературой |
4 | 4. География населения мира | Лекции, семинар, практические занятия | Подготовка сообщений по темам раздела; работа с дополнительной литературой |
5 | 5. Мировое хозяйство | Лекции, семинар, практические занятия | Работа с научной литературой |
6 | 6. Регионы мира | Лекции, семинар, практические занятия | Подготовка презентаций; работа с дополнительной литературой |
7 | 7. Россия в современном мире | Лекции, семинар, практические занятия | Подготовка презентаций; сообщений |
8 | 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Лекции, диспут | Подготовка сообщений по темам раздела; работа с дополнительной литературой |
Методические указания по выполнению практических работ (Приложение 1)
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ и во время итоговой аттестации. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: характеризовать основные географические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о геообъектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социально-географических явлений и геополитическими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных географических объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и геополитических наук; осуществлять поиск геополитической, социально-экономической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-экономическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных геополитических и социально-экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и географические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным геополитическим проблемам Обучающийся должен знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-экономического познания на геополитическом уровне | Презентация индивидуальных и групповых домашних заданий. Контрольная работа. Проверка практического занятия. Оценивание выступлений. Доклад - сообщение по теме. Презентация учебных проектов. Фронтальный опрос. Тестирование по теме. Итоговое тестирование. Индивидуальный опрос. Сообщение по теме Контрольная работа Дифференцированный зачет |
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.
Личностных:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: | |
работа над материалом учебника, конспектом лекций | 10 |
работа со справочным материалом | 2 |
выполнение индивидуальных заданий | 2 |
решение тестовых заданий | |
решение задач | |
работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам) | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт |
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.
Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Темы рефератов (докладов)
1.Новейшие изменения политической карты мира.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия
1. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Темы рефератов (докладов)
1.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
2.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия
2. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Темы рефератов (докладов)
1.Особенности современного воспроизводства мирового населения.
2.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
3.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
4.Языки народов мира.
5.Современные международные миграции населения.
6.Особенности урбанизации в развивающихся странах.
7.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия
3. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Темы рефератов (докладов)
1.Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
2.«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
3.Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
4.Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
5.Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
6.Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
7.Международный туризм в различных странах и регионах мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические занятия
4. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Темы рефератов (докладов)
1.«Горячие точки» на карте мира.
2.Запад и Восток Германии сегодня.
3.Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
4.Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
5.Особенности политической карты Африки.
6.Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
7.Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
8.Географический рисунок хозяйства США.
9.Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
10.Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации
Практические занятия
5. Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Темы рефератов (докладов)
1.Особенности современного экономико-географического положения России.
2.Внешняя торговля товарами России.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Темы рефератов (докладов)
1. Глобальная проблема изменения климата.
5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 География
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
- по специальностям СПО технического, социально-экономического профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов;
Наименование разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки | Самостоятельная работа | |
Всего | Практические работы | ||
Введение Раздел 1.Источники географической информации | 2 | 2 | |
Тема 1.1 Географическая карта – особый источник информации о действительности. | 2 | ||
Раздел 2. Политическое устройство мира | 2 | 2 | |
Тема 2.1 Страны на современной политической карте мира. | 2 | ||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | 6 | 2 | 2 |
Тема 3.1 Взаимодействие общества и природы. Природопользование. | 2 | ||
Тема 3.2 Основные виды природных ресурсов, их размещение. Загрязнение и охрана окружающей среды. | 2 | ||
ПЗ№1 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. | 2 | 2 | |
Раздел 4. География населения мира | 6 | 2 | 2 |
Тема 4.1 Население мира. Численность и воспроизводство. Размещение населения. Урбанизация. | 2 | ||
Тема 4.2 Структура населения и занятость. Религиозный состав. | 2 | ||
ПЗ№2 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. | 2 | 2 | |
Раздел 5. Мировое хозяйство | 6 | 2 | 2 |
Тема 5.1 Мировое хозяйство и его структура. Основные отрасли производственной и непроизводственной сферы. | 2 | ||
Тема 5.2 Мировая торговля. Туризм. Транспорт. Международная специализация. Интеграционные процессы. | 2 | ||
ПЗ№3 Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства. | 2 | 2 | |
Раздел 6. Регионы мира | 10 | 2 | 5 |
Тема 6.1 Население и хозяйство стран Западной Европы. Субрегион Восточная Европа. | 2 | ||
Тема 6.2 Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. Китай. Индия. Достижения и проблемы экономики. Япония. | 2 | ||
Тема 6.3 Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Австралия и Океания. | 2 | ||
Тема 6.4 Северная Америка. США и Канада - мощный экономический регион мира. Латинская Америка. Различия регионов. | 2 | ||
ПЗ№4 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. | 2 | 2 | |
Раздел 7. Россия в современном мире | 2 | 2 | 2 |
ПЗ№5 Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. | 2 | 2 | |
Раздел 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 1 | 1 | |
Тема 8.1 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | ||
Итого | 36 | 10 | 18 |
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеурочной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся'.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).
Для выполнения практических заданий студенты имеют простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.
' Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Список содержит источники, которые имеются в библиотеке КИТТ на бумажных носителях, в электронном виде и в электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Znanium.com»
Для студентов
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2015.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
Интернет-ресурсы
Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система / Научно-
издательский центр ИНФРА-М. – URL: http://znanium.com/ (дата обращения: 01.09.2017).
Доступ открыт к книгам основной коллекции. После регистрации из сети техникума
доступ возможен с любого устройства, с выходом в Интернет.
Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система : база данных /
Регион. центр правовой информ. Информправо. Доступ только из читальных залов
библиотеки.
Приложение 1
Методические указания к практическому занятию № 1
Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: Ознакомить студентов с различными видами природных ресурсов стран мира; роль ресурсов и их классификация; основные понятия темы: "комплексное освоение природных ресурсов", "оборотное использование".
Ход работы
Повторение темы: (вопросы)
Роль ресурсов и их классификация?
Основные виды природных ресурсов и их размещение ?
Комплексное освоение природных ресурсов?
Оборотное использование?
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Литература:
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2016.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016.
Приложение 2
Методические указания к практическому занятию № 2
Тема: Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цель работы: Научить студентов знать основные типы воспроизводства населения; демографическую политику стран; расовый и этнический состав; причины неравномерного размещения населения; проблемы урбанизации.
Ход занятия:
Постоянный рост население Земли, его причины и последствия.
Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения.
География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиальных конфликтов.
Основные направления и типы миграций в мире.
Географические особенности размещения населения.
Формы расселения, городское и сельское население мира.
Урбанизация как всемирный процесс.
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Литература: Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2016.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016
Приложение 3
Методические указания к практическому занятию № 3
Тема: Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Цель: Научить студентов определять международную специализацию крупнейших стран и регионов мира; устанавливать взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
Ход занятия:
Повторение темы: (вопросы)
1.Мировое хозяйство, основные этапы его развития.
2. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.
3. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации.
4. Мировая торговля и туризм.
5. Международные магистрали и транспортные узлы.
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Литература:
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2016.
Приложение 4
Методические указания к практическому занятию № 4
Тема: Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Цель: Ознакомить студентов с географическим положением, историей открытия и освоения, природно-ресурсным потенциалом, населением, хозяйством, проблемами современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
Ход занятия:
Повторение темы: (вопросы)
Постоянный рост население Земли, его причины и последствия.
Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения.
География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиальных конфликтов.
Основные направления и типы миграций в мире.
Географические особенности размещения населения.
Формы расселения, городское и сельское население мира.
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Литература:
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016.
Приложение 5
Методические указания к практическому занятию № 5
Тема: Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Цель: Научить учащихся оценивать ПГП страны, выявлять положительные и отрицательные черты геополитического и геоэкономического положения, отмечать изменения геополитического положения во времени, выявлять тенденции развития.
Ход работы:
Используя карты атласа и справочную литературу, выполнить письменное описание геополитического и геоэкономического положения страны по плану:
Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран
б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам
в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам
г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз
Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.
Литература:
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2014.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2015.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы в учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2016