Конспект занятия "Камни бывают разными" для детей подготовительной группы.

Познакомить детей со свойствами камней, особенностями, их пользой в жизни человека.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект НОД "Камни бывают разные" для подготовительной группы.

Воспитатель: Субботина Н.В.

Программное содержание: расширять знания детей о разнообразии мира камней; познакомить детей с их свойствами, особенностями, их пользой в жизни человека; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение; способствовать развитию умения обследовать предметы; воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе.

Материалы и оборудование: сундучок ощущений; набор камней (каменный уголь, мел, морской камень, гранит); схемы для описания камня; материал для исследовательской работы: стакан с водой, ложка, пипетки, лимонный сок; мультимедийное оборудование; шкатулка с мелкими камушками; цветные карандаши, прищепки; вазочки, выполненные способом налепа пластилином.

Предварительная работа: сбор коллекции камней. Беседы по темам: "Какими бывают камни", "Что такое горы", "Как человек использует камни"; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова "Малахитовая шкатулка", "Огневушка-поскакушка", "Хозяйка медной горы", "Серебряное копытце"

Ход образовательной деятельности.

Дети входят в группу. На столе стоит сундучок ощущений.

Воспитатель: Ребята, перед нами сундучок ощущений. Интересно что же в нём лежит? И для нас ли он приготовлен? Сейчас мы попробуем на ощупь определить , что в этом сундучке.

(Дети, закрыв глаза, на ощупь определяют. что в нём лежит)

Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжёлый? Твёрдый? Гладкий или шероховатый? Ты догадался, что это? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это камень. Но здесь ещё и письмо:

"Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу. Вы можете помочь моей беде? Злой колдун разрушил мои горы. Мне нужно узнать свойства камней и какую пользу они приносят людям. Тогда заклятие будет снято. И горы не будут больше разрушаться".

Воспитатель: Как быть, ребята? Мы можем узнать свойства камней? Ребята, вы знаете, из чего состоят горы?

Дети: Мы поможем: мы будем изучать камни и узнаем их свойства. А горы состоят из камней.

Воспитатель: (обращает внимание детей на поднос с камнями для исследования) Ребята, вы узнали, что это за камни? Я сейчас проверю: загадаю вам загадку.

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки-

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Это очень нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

(Каменный уголь)

Правильно, это каменный уголь: его добывают в шахтах, он чёрного цвета, лежит в земле пластами. Найдите среди этих камней уголь. (Дети находят)

Послушайте вторую загадку:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки,

Растворяется легко:

Попадет комочек в речку-

Утечёт, как молоко.

(Мел)

Правильно, это мел. Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета. Найдите мел среди этих камней. (Дети находят)

Воспитатель: Это морской камень, а этот камень называется гранит. Чтобы помочь Хозяйке Медной горы, нам надо исследовать эти камни, рассказать об их свойствах и пользе, которую они приносят людям. Ребята, а вы знаете. как называют людей, которые ищут и исследуют камни?

Дети: Геологи.

Воспитатель: А хотите на время превратиться в геологов и помочь Хозяйке Медной горы? Но прежде чем начать работать - сделаем разминку:

Этот пальчик - самый большой- Загибаем пальцы по очереди

Самый весёлый и самый смешной.

Этот пальчик - указательный -

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний -

Ни первый, ни последний.

Этот пальчик безымянный -

Он не любит каши манной.

Этот маленький мизинчик -

Любит бегать в магазинчик.

А теперь юные геологи, пройдёмте в лабораторию, будем исследовать каждый камень. Результаты исследований будем заносить в таблицу. (Схема для описания камня по типу мнемотаблицы)

Опыт 1.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень: какого он цвета, отметьте в таблице в графе "цвет" цветным карандашом. Возьмите лупу, рассмотрите камень внимательно. Что вы видите? (Пористый, гладкий?)

Опыт 2.

Воспитатель: Потрогайте камень. Какой на ощупь? (Шершавый, гладкий?)

Отметить галочкой в нужной графе таблицы.

Опыт 3.

Воспитатель: Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый, как кирпич или мягкий, как пластилин? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.

Опыт 4.

Воспитатель: Прислоните камень к щеке. Какой он, тёплый или холодный? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.

Опыт 5.

Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? (Тонет - не тонет.)

(Тяжёлый - лёгкий). Если тонет, значит - тяжёлый, тяжелее воды. Если из камня идут пузырьки - значит, в нём есть воздух. Меняет ли камень цвет в воде? (Ставим галочки в соответствующей графе). Растворяется ли в воде?

Опыт 6.

Воспитатель: Возьмите, капните на свой камень лимонным соком. Понаблюдайте, что происходит? (Шипит, как газировка, светлеет, ничего не происходит.) ( Ставим галочку в соответствующей графе

А теперь, используя получившиеся таблицы, вы можете рассказать каждый о своём камне.

Дети рассказывают каждый о своём камне, что у них получилось в результате проведённых опытов.

Речь с движениями "Гора и камешки"

Стоит гора - старушка - Поднимаются на носки,

До небес макушка. Обмахивают себя кистями рук,

Её ветер обдувает, Встряхивают кистями рук.

Её дождик поливает. Прикладывают ладошки к щекам,

Стоит гора страдает - Качают головой.

Камешки теряет, Дети разбегаются и

И каждый день и каждую ночь присаживаются на корточки.

Катятся, катятся камешки прочь.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием Хозяйки Медной горы? Спасли горы? А вот и она сама...

Входит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Большое вам спасибо, ребята, спасли красоту моих гор, помогли мне узнать тайну камня, и мои горы опять удивляют всех своей красотой. Да полюбуйтесь сами.

На экране мультимедийного проектора показывается фильм о горах.

Хозяйка Медной горы: Я приготовила вам подарки - маленькие камешки.

У меня в горах их очень много. А вы используйте их для изготовления поделок.

Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка Медной горы. Мы с ребятами украсим этими камешками вазы из пластилина. (Педагог раздаёт детям вазочки, выполненные с помощью налепа пластилином, дети украшают их камешками)

После окончания работы Хозяйка Медной горы рассматривает вазочки, хвалит детей, прощается, уходит.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.09.2020