Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Физиологические условия развития мелкой моторики"

Главная цель работы – рассмотреть условия развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Физиологические условия развития мелкой моторики

Современный этап развития нашей страны, образовательной сферы связан с тем, что необходимо перед учебно-воспитательным процессом поставить задачу всестороннего развития ребенка.

Относительно развития движений пальцев рук можно сказать, что они играют важнейшую роль в комплексном развитии ребенка. Развитие мелкой моторики связано также с развитием речи детей раннего возраста. Известно, что самым благоприятным периодом для речевого развития и развития мелкой моторики является возраст до 7 лет, поскольку именно в этот периода кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Соответственно, в раннем возрасте важно уделить внимание развитию всех психических процессов, в том числе и речи, мелкой моторики ребёнка.

Возраст 2-3 года является интенсивным периодом в развитии коммуникативных навыков. В это время осуществляется интенсивное развитие мелкой моторики, что дает возможность овладения предметными действиями, познавательной сферой.

Мелкая моторика рук представлена разнообразными движениями пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит добиться улучшения и ускорения не только развития мелкой моторики рук, но и речевого развития у детей раннего возраста, улучшения качества речи, четкости звуков и расширения словарного запаса, вызовет у детей интерес к тому, чтобы познавать новое и интересное.

Исследования отечественных физиологов – ученых, таких как М.М. Кольцов, Е.Н. Исенин, Л.В. Антаков-Фомин, В. М. Бехтерев, показали наличие тесной связи речевого развития детей раннего возраста и мелкой моторики рук. Всеми учеными, изучавшими психику детей, подтверждается факт того, что тренировка тонких движений пальцев рук носит стимулирующий характер для развития речи детей и сильно влияет на процесс развития головного мозга.

О влиянии мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека говорили ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Согласно утверждению специалистов, игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) способствуют приведению в состояние гармонии тела и разума, поддержанию мозговых систем в превосходном состоянии.

Согласно мнению врача из Японии Намикоси Токудзиро, пальцы рук имеют большое количество рецепторов, который осуществляют посыл импульсов в центральную нервную систему человека. По степени насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе [8, c. 12].

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала следующее: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией» [8].

Нельзя также не отметить, что первая форма общения в начале развития человеческой цивилизации – это именно жесты. Функции руки и речи у людей развивались параллельно, без отрыва друг от друга, в состоянии тесной связи. По мере того, как совершенствовалась мелкая моторика, развивалась также и речевая функция. Сначала осуществляется развитие движений пальцев рук, затем появление артикуляции слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени тренировки движений пальцев [13, c. 14]

Проведение систематических упражнений по тренировке движений пальцев, как считает М.М. Кольцова, есть «мощное средство», направленное на то, чтобы повысить работоспособность головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – это важный показатель того, насколько ребенок сформировался в раннем возрасте, готов к тому, чтобы обучаться далее. Поэтому тренировка пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать в как можно более раннем возрасте [13].

Это развитие осуществляется, в частности, посредством различных игр с пальчиками, где необходимо выполнение тех или иных движений в определенной последовательности; игр с мелкими предметами. Также можно сказать о существовании огромного количества игр и упражнений, направленных на развитие мелкой мускулатуры. Они условно разделяются на несколько групп. В частности, мы можем выделить игры, направленные на то, чтобы развивать тактильное восприятие, игры с использованием воды и песка, фольклорные игры, разного рода упражнения, выполняемые с предметами, игры на выкладывание, нанизывание, с использованием конструкторов.

Согласно мнению специалистов, все игры и упражнения, проводимые с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, дают возможность эффективного развития мелкой моторики рук малышей, их речи, внимания, мышления, а также являются источником радости и удовольствия.

Кроме игр и упражнений, мелкая моторика развивается благодаря различным видам продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте носит весьма актуальный характер, так как именно она способствует развитию сенсомоторики – это согласованность в работе глаза и руки, совершенствование координации движений, гибкость, точность в выполнении действий, коррекция мелкой моторики пальцев рук [13, c. 16].

Итак, можно сделать промежуточный вывод о том, что мелкая моторика является способностью манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике осуществляется работа мелких мышц. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все проявление мелкой моторики. Мелкая моторика способствует развитию творческих способностей у ребенка. Крупная и мелкая моторика у ребенка должна развиваться в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет носить гармоничный и последовательный характер.

Однако просто делать упражнения малышу будет скучно — надо придать им форму интересных, действительно полезных игр.

Согласно мнению В. М. Бехтерева, движения руки имеют тесную связь с речевым развитием.

Изначально идет процесс развития тонких движений рук, затем – появление артикуляции слогов, а все речевые реакции совершенствуются, исходя из того, в какой мере эффективно тренируются движения пальцев [11, c. 34].

Многие исследования показывают, что при произведении движений пальцами у ребенка согласуется деятельность лобных и височных отделов мозга [11].

Итак, вышесказанное позволяет сказать о зависимости уровня развития мелкой моторики и развития речи.

Обычно ребенок, обладающий высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться именно в раннем возрасте [11, c. 45].

Согласно мнению педагогов и психологов, начинать проведение активной тренировки пальцев ребенка следует уже с десятимесячного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. - СПб.: ВВМ, 2004.

Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: Интернет-журн. 10.09.2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. - М: Эксмо, 2011

Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4.

Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// https://sites.google.com/site/vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3—12.

Полянская С. Классификация подвижных игр.//

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр - Спб: Кристалл, 1997

Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. - М., 1994.

Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб: Лань, 1996

Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании дошкольника и младшего школьника. - М., 1974.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М.: Мозаика- Синтез, 2010.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области