Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа по развитию познавательных способностей детей дошкольного образования старших и подготовительных групп.

Цель Формирование готовности к школьному обучению. Задачи 1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения 2. Развитие познавательных процессов 3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краткая аннотация Программа по развитию познавательных способностей детей дошкольного образования старших и подготовительных групп.

Программа по развитию познавательных способностей детей дошкольного образования старших и подготовительных групп на 2019-2020 воспитательный год представляет собой пояснительную записку, цель, задачи и направления воспитания и развития воспитанников, диагностический этап, конспекты занятий, основные планируемые и конечные результаты.

Актуальность программы обусловлена необходимостью проведения коррекционно-развивающих занятий на развитие познавательных процессов. Стратегической целью программы является: развитие познавательных процессов и формирование готовности к школьному обучению. Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в первую очередь игровых, с учетом ведущего вида детской деятельности детей дошкольного возраста. Задачи Программы: 1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;

2. Развитие познавательных процессов; 3. Формирование навыков общения совместной деятельности.

Реализация Программы: с 2019 по 2020 годы.

Этапы реализации Программы: Программа будет реализована в 2020 году в два этапа. 1-ый этап – диагностический (2019) – диагностика познавательной сферы в подготовительных и старших групп на начало года. Диагностика включает 7 упражнений на выявления развитие познавательных процессов.

2-ой этап – практический (2019-2020) – разработка коррекционно-развивающих занятий направленных на познавательные процессы (мышление, внимание, память).

Программа по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста наблюдается положительная динамика в познавательной сфере у старших и подготовительных групп. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: Развитие познавательных процессов (внимание, мышление, память); Развитие умения строить партнерские отношения; Формирование ответственности; Развитие навыков общения.

В программе представлен опыт следующих авторов: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 350 лучших упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования.

Е.О. Севостьянова. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения.

Л.В. Чернецкая. Психологические игры и тренинги в детском саду.

Пояснительная записка

Основной причиной неуспеваемости большинства обучающихся является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.

За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основной для успешного овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Цель: Формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;

2. Развитие познавательных процессов;

3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

Структура программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 5 до 7 лет в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Диагностический этап

1. Групповые занятия.

2. Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов.

3. Работа с родителями, воспитателями:

- Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни;

- Просветительская работа с родителями и воспитателями в форме консультаций, выступлений на родительских собраниях.

Конспекты занятий

Занятие № 1.

Цель:  Развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие зрительной памяти детей, тренировка и развитие слухоречевой памяти, развитие мелкой моторики, сформированности восприятия.

1.Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»

Ход игры:

Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…»

2. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитывается с установкой на запоминание, 10  слов:

Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Задержать дыхание. Медленный выдох.

4. Упражнение на развитие координаций движений и графических навыков.

Рисовать в тетради круги, квадраты, треугольники.

5. Припоминание 10 слов из 1 упр. Результат сравнить

6. Соедини по точкам.

7. Тренируем эмоции.

Нахмуриться, как: - осенняя туча

- рассерженный человек

- злая волшебница

Улыбнуться, как: - кот на солнце;

- солнце;

- как Буратино;

- как хитрая лиса;

- как радостный ребенок;

- как будто ты увидел чудо.

Испугайся, как: - ребенок, потерявшийся в лесу;

- заяц, увидевший волка;

- котенок, на которого лает собака.

Устань, как: - папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый груз;

- муравей, притащивший большую муху;

Отдохни, как: - турист, снявший тяжелый рюкзак;

- ребенок, который много потрудился.

8.Ритуал прощания. Речевка

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие №2

Цель: Развитие умения строить партнерские отношения, формирования ответственности, снятие физического напряжения; развитие словесно-логического мышления умения сосредоточиться, распределять внимание.1. «Ритуал приветствия»Игра «Поздоровайся без слов». Дети здороваются друг с другом без слов, различными жестами (не повторяясь). 2. Упражнение «Объедини слова». Детям предлагается назвать одним обобщающим словом или словосочетанием ряды слов:• Сталь, бронза, золото, серебро - металлы.• Суп, каша, гуляш, кисель - еда.• Роза, ромашка, колокольчик, гвоздика - цветы.• Брюки, пижама, рубашка, кофта - одежда.• Курица, гусь, утка, индейка - домашние птицы.• Поэзия, музыка, живопись, кино - искусство.• Яблоко, груша, слива, вишня - фрукты.• Великобритания, Франция, Румыния, Болгария - страны.• Береза, осина, дуб, ива - дерева.• Корова, конь, кот, свинья - домашние животные.• Ботинок, тапочек, валенок, туфля - обувь.• Кубань, Волга, Дон, Амур - реки.• Лото, пазлы, дочки-матери- игры.• Тигр, слон, волк, лиса - дикие животные.• Чашка, тарелка, миска, ложка - посуда.

3. «Графический диктант»

4. Упражнение «Назови противоположность». Детям предлагается назвать противоположное по значению слово:- грязный - чистый;- красивый - уродливый;- добрый - злой;- много-мало;- низ - верх;- громкий - тихий;- большой - маленький;- спокойный - беспокойный;- враг - друг;- поднимать - опускать;- младший - старший;- легкий - тяжелый;- высокий - низкий;- сильно - слабо;- твердый - мягкий;- свет - тьма;- сухой - мокрый;- падать - вставать;- день - ночь;- утро - вечер.

5. «Корректурная проба»

6. «Закончи предложение» Дети сидят в кружок. Психолог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч психологу. И так далее.

Трава зеленая, а небо… Из шерсти вяжут, а из ткани…

Зимой холодно, а летом… Балерина танцует, а пианист…

Ты ешь ртом, а слушаешь… Дрова пилят, а гвозди…

Утром мы завтракаем, а днем… Певец поет, а строитель…

7. Итог занятия.

Педегог-психолог: Спрашивает, чему вы сегодня научились? Какие упражнения вам запомнилось, что у вас получилось, что нет? Как ваше настроение? (Рефлексия по ФГОС)

8. Релаксация. После таких занятий необходимо проводить релаксацию. Упражнения на снятие утомляемость напряжения, расслабить необходимо детей.

Инструкция: “Птички”.

Сядьте удобно, закройте глаза, представьте, что вы маленькие птички. Летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вот вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат… а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь… А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. (Под тихую музыку).

Занятие № 3

Цель: Развитие внимание.

1. «Ритуал приветствия».

2.«Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Давайте с вами посчитаем: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

А теперь обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

3.«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуйте в один ряд десять треугольников (необходимо дать детям лист бумаги и цветные карандаши). Будьте очень внимательны. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8, 1 и 10 – желтым цветом. 7 – оранжевым.

4. Игра «Не пропусти профессию»

Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит

ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,

СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,

ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,

ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,

БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,

ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ.

5. «Найди два одинаковых зайчика»

На картинке нарисованы 5 зайчиков. Ваша задача найти два одинаковых и разукрасить их.

6. Расставь точки

Взять два листа бумаги и расчертить на клетки в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.

7. «Корректурная проба»

Вы видите перед собой лист с буквами. Ваша задача как можно внимательнее слушать психолога и выполнять инструкцию.

Инструкция: За 1 мин. Зачеркнуть букву «А», следующая строчка – за 1 мин зачеркнуть букву «Р» и т.д.

8. «Ритуал прощания».

Занятие № 4.

Цель: Развитие мышление.

1. «Ритуал приветствия».

2. Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. «Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

3. Упражнение Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

4.Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) 

5. Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

6. «Исключи лишний предмет».

7. "Обобщения"

1) Назвать одним словом предметы:

Тюльпан, ромашка, роза - это.

Весна, лето, осень - это.

Футбол, волейбол, хоккей - это.

2)  упражнения на беглость мышления

"Назвать слова с заданной буквой".

Например:

1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а".

2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "м".

3) Назвать слова, в которых в середине есть буква "к".

8. «Ритуал прощания».

Занятие № 5.

Цель: Развитие памяти.

1. «Ритуал приветствия».

2. Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

3.Упражнение "Запоминаем слова".

Цель: развитие слуховой механической памяти

Не торопясь прочтите детям с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

4. Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

5. Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Я загадаю вам загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

6. Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и

отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

7.Игра в слова.

Цель: развитие слуховой памяти

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

8. «Ритуал прощания».

Занятие № 6.

Цель: Развиваем логику.

1. «Ритуал приветствия».

2.«Закончи предложение»

Быстро бегает… заяц, олень.

Ловко плавает… пловец, рыба, утка.

Важно ходит… гусь, начальник.

Высоко прыгает… спортсмен, кенгуру.

Тихо ползает… разведчик, змея.

В небе летает… птица, самолет.

В лесу растет… ягода, грибы.

На полу валяется… ребенок, игрушка.

По полю мчится… конь, машина.

В цирке выступает… акробат, клоун.

К хозяину спешит… собака.

Сладко спит… человек, ребенок.

Громко кричит… малыш, мама.

В саду спеет… яблоко, груша.

В воде тонет… человек, игрушка.

По дороге едет… машина, карета.

В корзине лежит… ягода, грибы.

3. «О чем или о ком я говорю».

Отгадайте предмет по описанию, сначала загадывает воспитатель, затем дети друг другу.

Дикое животное: живет в лесу; большое, лохматое; любит мед... (медведь)

Дикое животное: живет в Африке; большой; царь зверей…(лев)

Транспорт: большой, тяжелый, с крыльями и хвостом…(самолет)

Овощ бывает: красным, желтым, зеленым; сочный, хрустящий, едят как в сыром, так и в вареном виде; много витаминов; кладут в салат; овальной формы в виде сердечка…(перец)

Сладкая; маленькая; в красивой бумажке, бывает шоколадная или леденец... (конфета)

Мебель: мягкий, удобный; можно на нем спать; можно сидеть… (диван)

Домашнее животное: большая, рогатая, длинный хвост с метелкой, дает молоко…(корова)

Хвойное дерево: вырастает высокое, имеет прямой ствол, растут шишки, вместо листьев иголки…(сосна)

Сначала было деревом, потом древесиной, бумагой, ее можно читать, рассматривать иллюстрации…(книга)

Транспорт: бывает маленькой и большой, на четырех колесах, на ней можно ездить, железной и пластмассовой…(машина)

Спортивный инвентарь: звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

Ягода: вкусный, алый, сочный ... (арбуз)

Дикое животное: бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ... (листья)

Школьные принадлежности: в клеточку, линейку, толстая и тонкая, в ней можно писать…(тетрадь)

Домашнее животное: сторожит, рычит, добрая, злая… (собака).

4. «Подумай и назови следующее слово»

Зима, весна, лето…

Январь, февраль, март…

Утро, день, вечер…

Понедельник, вторник, среда…

Десять, девять, восемь…

Круг, квадрат, треугольник…

Береза, тополь, дуб…

Белка, заяц, лиса…

5. Упражнение на развитии логики.

Закончи ряд.

6. «Графический диктант»

7. «Копируем по точкам».

8. «Ритуал прощания».

Занятие № 7.

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

1. «Ритуал приветствия».

2. «Корректурная проба».

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

3. «Разложи овощи по коробкам». Обведи линии не отрывая руки, карандашами разных цветов.

4. Игра «Кто летает?»

Психолог произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

5. «Заштрихуй».

6. «Ухо - нос».

Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» - дотрагивается до носа. Психолог сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

7. Итог занятия.

8. Ритуал прощания.

Занятие № 8.

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

1. «Ритуал приветствия».

2. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

3. Изобрази пословицу. 

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Содержание. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу: “Слово не воробей – вылетит, не поймаешь” “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги” “Как аукнется, так и откликнется”.

4. Развиваем воображение

5. «Будь внимателен».

Предложите детям на картинке найти и раскрасьте только яблоки.

6. «Дорисуй картинку».

Посмотри внимательно на листок, здесь рисунки, тебе необходимо их дорисовать.

7. «Переправа».

Дети становятся друг за другом. Первый ребенок – «проводник». Он идет через «болото», идущий за ним идет «след в след». «Проводник» может не только идти, но и прыгать «с кочки на кочку». Дети повторяют все движения ведущего. Упражнение может выполняться в небольших подгруппах

8. «Ритуал прощания».

Занятие № 9.

Цель: Развитие речи дошкольников, фонематического слуха.

1. «Ритуал приветствия».

2. «Полслова за вами».

Инструкция: Психолог произносит начало слова, дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам. Работа может проводиться в парах и фронтально.

3. «Опиши предмет».

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Ход: психолог задумывает предмет, дети задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

4. «Я знаю».

Цели: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Инструкция: Дети, используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша – раз,

Дима – два,

Игорь – три,

Денис – четыре, Володя – пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, цвета, счет, буквы, деревья и т.д.).

5. «Догадайся, что показал» (пантомима).

Цель: Развитие внимание, наблюдательность, речь, терпение.

Инструкция: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются угадать, что изображается.

6.«Путаница» («Найди ошибку»)

Цель. Научить детей дифференцировать близкие по звучанию звуки

Инструкция: Педагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например: Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

7. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

Цель: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).

Стимульный материал: Отдельный лист в клетку с точкой в начале выполнения каждого задания, простой карандаш.

Инструкция: (повторяется дважды)

«Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово рак, а я под

вашу диктовку запишу это слово кружками (проверим написанное, «прочитаем» кружки: Все правильно».)

«Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум (дети записывают на первой строчке.) Теперь под этим словом запишите слово ухо (дети записывают на второй строчке.) и на третьей строчке запишите слово сок (дети записывают на третьей строчке.)

Для диктанта предлагаем три слова, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок.

8. «Ритуал прощания».

Занятие № 10.

Цель: Развитие воображения

1. «Ритуал приветствия».

2. «Какая бывает собака?»

Можно попросить ребят представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, каким она цветом, большая собака или маленькая, что она любит, есть, какой формы у нее хвост и уши, какой у нее характер и т.д.

3. «Нарисуй по описанию».

Психолог читает текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а рядом маленькое желтое. Дверь коричневая. Рядом с домом растет дерево, ствол коричневый, листья зеленые.» Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

4. «Необычные кляксы»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист с кляксами и цветные карандаши. (для каждого ребенка).

Инструкция: Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы тоже попробуем, что-нибудь изобразить».

5. «Удивительная ладонь».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Инструкция: Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.

После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

Например:

6. Итог занятия.

7. «Ритуал прощания».

Список литературы:

1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. 350 лучших упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. Москва: Издательство АСТ.

2. Е.О. Севостьянова. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005г.

3. Л.В. Чернецкая. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005г.

4. Психология: средний и старший дошкольный возраст. Разработки занятий. Сост. М.М. Миронова. – Волгоград, 2006г.

5. Т.В. Модестова. Экспресс – программа подготовки и развития. – С.-П., 2005г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области