Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка. Литературная гостиная «Путешествие по дороге жизни». Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя.

-Познакомить ребят с интересными и важными моментами жизни и творчества Н.В. Гоголя. -Заинтересовать и увлечь ребят его творчеством. -Проследить влияние окружения писателя на его творчество. -Воспитать любовь к родному языку, к литературному искусству, любовь к Родине, гордость за соотечественников. -Учить актерскому мастерству. способствовать активации мыслительной деятельности развивать интеллект, внимание, память, воображение -развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся, критическое мышление в ходе проведения ими наблюдений, анализа и восприятия общекультурной информации, ресурсов интернета, специальной общекультурной информации -создание условий для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих студентов -пополнение информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного восприятия учебного материала студентами -развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости лингвистических и литературоведческих знаний в повседневной жизни

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАЕИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ

Методическая разработка.

Литературная гостиная «Путешествие по дороге жизни». ( Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя.)

Копылова Наталья Александровна,

преподаватель русского языка и литературы первой категории

Октябрьского филиала Уссурийского агропромышленного колледжа

Село Покровка февраль 2020г.

Содержание.

1. Пояснительная записка……………………………. стр.3

2.Основное содержание. Методическая разработка. Литературная гостиная

«Путешествие по дороге жизни»……………………………………………..........стр.3-18

3. Литература……………………………………………….

3. Приложения……………………………………………

4.Фотографии с мероприятия………………………… стр.18-21

1.Пояснительная записка.

Для нас он был больше,

чем просто писатель: он

раскрыл нам нас самих.

И.С. Тургенев.

Наша литературная встреча посвящается великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю.

Литературная гостиная «Путешествие по дороге жизни»

к 210 –летию со дня рождения писателя раскрывает самые интересные стороны жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя.

Главная цель мероприятия -  приобщение современной молодёжи к духовному и нравственному наследию русской литературы через изучение биографии и творчества Н.В. Гоголя.

Каждая эпоха берёт у многогранной великой личности именно ту грань, которая ей больше импонирует, которая нужна ей именно сегодня.

Сегодня нам всем полезно прислушаться к Гоголю как к проповеднику человечности в человеческих отношениях. Критики давно заметили, что в произведениях Гоголя «открылся чудесный красочный мир, показавший народ в его внутренней красоте, богатейших творческих возможностях». Не так легко нам понять, что у Гоголя нет безоговорочно отрицательных героев. И всё же это так. В своем отзыве о Н.В. Гоголе Тарас Шевченко отмечал его большую любовь к людям. Он любит всех. Возьмите того же Плюшкина… Он гадок, но он – жалок. А на Руси жалость всегда была если не синонимом, то дорогой к любви.

А разве не заставляет нас всех задуматься тот факт, что Гоголь, автор бессмертного, беспощадно откровенного «Ревизора», сказал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Поставлены задачи:

-Познакомить ребят с интересными и важными моментами жизни и творчества Н.В. Гоголя.

-Заинтересовать и увлечь ребят его творчеством.

-Проследить влияние окружения писателя на его творчество.

-Воспитать любовь к родному языку, к литературному искусству, любовь к Родине, гордость за соотечественников.

-Учить актерскому мастерству.

способствовать активации мыслительной деятельности ; развивать интеллект, внимание, память, воображение;

-развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся, критическое мышление в ходе проведения ими наблюдений, анализа и восприятия общекультурной информации, ресурсов интернета, специальной общекультурной информации

-создание условий для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих студентов;

-пополнение информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного восприятия учебного материала студентами;

-развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости лингвистических и литературоведческих знаний в повседневной жизни;

В результате предварительной подготовки и участия в работе литературной гостиной преподавателем совместно со студентами –ассистентами

1.Созданы условия максимально благоприятствующие получению качественного образования каждым студентом в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей.

2. Повышен интерес к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации через вовлечение в самостоятельную творческую деятельность;

3.Развиваются и совершенствуются личностные качества студентов: любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний – через разнообразные формы деятельности во внеурочном воспитательном мероприятии.

Проведена большая предварительная подготовка к мероприятию. Подготовлена выставка произведений писателя, подобрано студентами музыкальное оформление, созданы презентации, найдены нужные видео, сделаны комиксы, студенты придумали сценарии буктрейлеров, оформлен стенд «Человек и гражданин земли своей…», написаны Письма Гоголю «из прошлого века в век 21» (ребята стали участниками краевого конкурса «Со словами нужно обращаться честно» Письма Н.В. Гоголю.)

Для проведения литературной гостиной подготовлены ведущие, звукооператор, чтецы, актеры, разучены и поставлены инсценировки.

2. Основное содержание.

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству

Николая Васильевича Гоголя «Путешествие по дороге жизни»

Цели: 

Образовательные:

-Приобщение современной молодёжи к духовному и нравственному наследию русской литературы через изучение биографии и творчества Н.В. Гоголя.

-Познакомить ребят с интересными и важными моментами жизни и творчества Н.В. Гоголя.

-Проследить влияние окружения писателя на его творчество.

-Воспитать любовь к родному языку, к литературному искусству, любовь к Родине, гордость за соотечественников.

-Учить актерскому мастерству

Воспитательные:

-Воспитать любовь к родному языку, к литературному искусству, любовь к Родине, гордость за соотечественников.

-Проявлять свои творческие возможности, почувствовать новое вдохновение, испытать радость успеха и гордость за причастность к каждой новой изучаемой теме

-Прививать интерес к искусству слова через внеклассную и урочную деятельность;

Развивающие:

-Развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости лингвистических и литературоведческих знаний в повседневной жизни;

-Развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, критическое мышление в ходе проведения ими наблюдений, анализа и восприятия общекультурной информации, ресурсов интернета, специальной общекультурной информации, внимание, память, воображение

Задачи:

1.Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым студентом в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных потребностей.

2. Повышение интереса к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации через вовлечение в самостоятельную творческую деятельность;

3.Развивать и совершенствовать личностные качества студентов: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний – через разнообразные формы деятельности;

4.Создание условий для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих студентов;

5.Пополнение информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного восприятия учебного материала студентами;

Оборудование:

Портрет Н.В. Гоголя, выставка произведений писателя, музыкальное оформление, презентации, видео, комиксы, Проектор, экран, доска, буктрейлеры, стенд «Человек и гражданин земли своей…» (о Гоголе)

Подготовка:

Готовятся ведущие, актеры для инсценировки, презентации, подбираются комиксы, создаются буктрейлеры, литературный журнал.Проводятся репетиции инсценировок.

Оформлена доска:

Фото выставка к произведениям Н.В. Гоголя «Человек и гражданин земли своей…»

Для нас он был больше,

чем просто писатель: он

раскрыл нам нас самих.

И.С. Тургенев.

«Давно уже не было в мире писателя. Который был бы важен для своего народа, как гоголь для России»,- писал Н.Г. Чернышевский.

Ход мероприятия.

1. Преподаватель сообщает тему, подробно озвучивает цели и задачи мероприятия, знакомит аудиторию студентов с ассистентами, чтецами.

Вступительное слово преподавателя. (Держит в руках сборник произведений Гоголя)

На экране – портрет писателя. Звучит инструментальная музыка

Наша литературная встреча посвящается великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Каждая эпоха берёт у многогранной великой личности именно ту грань, которая ей больше импонирует, которая нужна ей именно сегодня. Сегодня нам всем полезно прислушаться к Гоголю как к проповеднику человечности в человеческих отношениях. Критики давно заметили, что в произведениях Гоголя «открылся чудесный красочный мир, показавший народ в его внутренней красоте, богатейших творческих возможностях». Не так легко нам понять, что у Гоголя нет безоговорочно отрицательных героев. И всё же это так. В своем отзыве о Н.В. Гоголе Тарас Шевченко отмечал его большую любовь к людям. Он любит всех. Возьмите того же Плюшкина… Он гадок, но он – жалок. А на Руси жалость всегда была если не синонимом, то дорогой к любви.

А разве не заставляет нас всех задуматься тот факт, что Гоголь, автор бессмертного, беспощадно откровенного «Ревизора», сказал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Обращает внимание на фотовыставку. Открывает книгу и читает по оглавлению произведения писателя. Рекомендует прочитать.

Звучит инструментальная музыка, выходят ведущие.

Ведущий 1. 

В декабре 1828 года из села Васильевки выехала просторная кибитка и покатилась в сторону Петербурга. В ней сидели два молодых человека. Юноши горели желанием увидеть столицу Русского государства. По мере приближения к Петербургу их нетерпение возрастало. Особенно волновался один из них – белокурый юноша с проницательными глазами. Этого молодого человека звали Николай Васильевич Гоголь. Ему было 19 лет.

Ведущий 2.

 Сын небогатого украинского помещика, выросший в глуши, он только что кончил в Нежине гимназию и ехал в Петербург, полный восторженных и гордых надежд.

Ведущий 1.

 Он мечтал быть полезным родной стране и служить человечеству.

Ведущий 2.

 Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом.

Ведущий 1. 

Гоголя нельзя представить без Васильевки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен, в Риме прожил с перерывами 10 лет, там писались «Мертвые души».

Ведущий 2. 

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд, на мир. Это правда. Очень многое в творчестве человека закладывается от его мировосприятия, друзей, родителей, учёбы.

Ведущий 1.

Мир Гоголя – это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Ведущий 2. 

Итак, мы начинаем наше путешествие по дороге жизни Н. В. Гоголя.

Ведущий 1. 

По мосту через реку Псел въехала когда-то в Сорочинцы облепленная весенней грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Это была совсем еще молоденькая, с круглым личиком, с черными бровями над светлыми карими глазами, с беспечно улыбающимися розовыми губками девушка.

Ведущий 2. Существует предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в Сорочинцы.

Ведущий 1. 

Гоголь был у родителей третьим ребёнком. Два первых родились мёртвыми, и мать дала обет Святителю Николаю, что если подарит им ребёнка, то окрестят его Николаем.

Ведущий 2. 

Земля, на которой явился свету Н.В.Гоголь, имела славное прошлое. Тут казачьи полки рубились с поляками, на землю эту заглядывались и литовцы.

Ведущий 1. 

Отсюда, из Сорочинец. Начал он свой путь по жизни. Здесь – в окружении детей помещиков, поручиков, крестьян, казаков – был записан в метрическую книгу Спасо-Преображенской церкви и получил духовное напутствие. Про Гоголя сказано: «У помещика Василия Яновского родился сын Николай и крещен…» Не сказано весьма важного: «Местечка Сорочинец». Может и вправду он родился в дороге?

Просмотр видео « Николай Гоголь»

Ведущий 2.

Отец, Василий Афанасьевич, когда ему было 13 лет, увидел вещий сон, как ему казалось. Ему приснилась будущая жена. Приснилась ему дочка помещика, который жил по соседству. Этой девочке был тогда один годик. И до её 13 лет Василий Афанасьевич оберегал, играл с ней. А когда девочке исполнилось 14 лет, они поженились.

Ведущий 1. 

Среди предков были люди духовного звания: прадед его был священником, дед закончил духовную академию, а отец – семинарию. Николай Васильевич от родителей унаследовал два качества. Отец его заведовал тогда театром, писал пьесы, ставил постановки. Мать отличалась глубокой набожностью. В семье Гоголь получил первые начатки веры.

Ведущий 2. 

Милосердие, привитое Гоголю в семье, навсегда осталось в его душе. Ещё в школьные годы он никогда не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему, и если нечего было дать, то всегда говорил: «Извините».

Ведущий 1. 

Однажды ему даже случилось остаться в долгу у одной нищенки. На её слова: «Подайте Христа ради» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, сказав: «Тут и долг мой».

Ведущий 2. 

Смерть отца в 1825 году стала одним из самых сильных потрясений в жизни юного Гоголя – ему только что исполнилось 16 лет. Но источник утешения и утоления своей горести нашёл он в священной вере. С тех пор уже никогда не оставляет его мысль о неизбежности смерти.

Ведущий 1.

В 1845 году Гоголь, чувствуя приближение смерти, пишет духовное завещание. Позже он делает этот текст начальной главой книги "Выбранные места из переписки с друзьями". "Завещание" является одной из самых странных глав книги. Пояснял его так: «…оно нужно затем, чтобы напомнить многим о смерти, о которой редко кто помышляет из живущих». 

Ведущий 2.

 "Тела моего не погребать; памятника не ставить; вообще никому не оплакивать меня; сочинения не печатать" - по сути, Гоголь требует к себе полного забвения в плане личностном, писательском и даже христианском.

Здесь он, конечно, лукавит, зная, что заранее требует невозможного.

Но в Священном Писании сказано, что «…тот, кто помнит ежеминутно конец свой, никогда не согрешит».

Ведущий 1. 

После приезда в Петербург Гоголь погружается в литературную жизнь, переживает первые неудачи и успехи. Подлинным литературным дебютом Гоголя стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», принёсшие ему известность.

Видео «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Ведущий 2.

 «Я думаю. Все переменилось, но мое сердце всегда останется привязанным к священным местам родины».

Таинственна глубина лесов на родине Гоголя. И не велики они, а темны, глухи. Мерцает сквозь листву остекленевшая вода прудов, затянутых по краям ряской, в лунную ночь так и кажется, что появятся на берегу пруда русалки, кто-то завоет в чаще, кто-то откликнется.

Отрывок из «Майской ночи…» «Знаете ли вы украинскую ночь…»Читает ассистент.

Ведущий 1. 

1835 год. Вышли в свет «Арабески» и «Миргород», который явился продолжением «Вечеров…»

Ведущий 2. 

Через год на сцене был поставлен «Ревизор», который принёс Гоголю славу драматического писателя.

Ведущий 1. 

В 1842 году вышли в свет поэма «Мёртвые души», в которых он показал духовную историю Руси и собрание сочинений в 4 томах. Здесь впервые были напечатаны: «Тарас Бульба», «Шинель» - последние из написанных Гоголем повестей.

Ведущий 2. 

В повести «Тарас Бульба» Гоголь изобразил Запорожскую Сечь, как царство свободы и равенства; республику, где воспитываются сильные, мужественные люди, для которых нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. Главный герой сражался за свободу и настолько любил свою Родину, что не потерпел предательства даже от родного сына.

Видео «Тарас Бульба»

Ведущий 1. 

«Мертвые души» - это главное творение Гоголя, в котором он показал путь к возрождению души падшего человека. В повести он как бы наметил программу своей жизни. Вторая половина жизни и творчества Гоголя ознаменована направленностью к искоренению недостатков в себе самом. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. «Говорить и писать о высших чувствах человека нельзя по воображенью… нужно самому сделаться лучшим». Работа над «Мертвыми душами» стала для Гоголя его «душевным делом».

Ведущий 2.

 Вот такое послание оставил Н. В. Гоголь будущему поколению: «Пусть в мире будут живые, а не мёртвые души».

Работа с терминами.

-Что такое буктрейлер? Какую роль играют буктейлеры.

Просмотр буктрейлера студентки Аллановой Ангелины «Мертвые души»

Звучит инструментальная музыка.

Ведущий 1.

Когда ему исполнилось 33 года, как писатель он уже сформировался.

Ведущий 2. 

Весною 1850 года Николай Гоголь предпринял первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь – сделал предложение графине Анне Михайловне Виельгорской, с которой долгое время состоял в переписке, но получил отказ из-за неравенства социального положения, да и состояние здоровья Гоголя вызывало у родственников графини сомнения по поводу его способности жениться.

Ведущий 1. 

В этой связи можно вспомнить слова, сказанные о Гоголе его старшим другом Жуковским: «Настоящим его призванием было монашество. Я уверен, что если бы он не начал свои «Мертвые души», которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно».

Ведущий 2. 

В 1852 году начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским.

Гоголя стало терзать предчувствие смерти, 7 февраля Николай Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег беловую рукопись второго тома поэмы «Мертвые души».

Показ презентации» произведения Н. Гоголя»

Ведущий 1.

 В 1855 году он задумал напечатать в пяти томах свои сочинения, но печатание было прервано смертью автора.

Ведущий 2. 

В раннем творчестве Гоголя были не только весёлые рассказы, но и поучения, в которых происходила борьба добра со злом, и добро неизменно побеждало, а грешники были наказаны. (Комментарии)

Ведущий 1.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

На могиле Гоголя написаны слова из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются».

По воспоминаниям близких ему людей, Гоголь каждый день читал главу из Библии и всегда держал при себе Евангелие, даже в дороге.

Преподаватель. Читает «Воспоминания Гоголя».

В детстве я видел многих знаменитых людей. Наша семья часто бывала в гостях у семьи Капнистов, главой которой был Василий Васильевич Капнист, известный поэт и драматург VIII века. К нему приезжали Н.Г. Репнин, малороссийский генерал-губернатор, родной брат декабриста С.Г. Волконского, Г.Р. Державин.

В 1818 году отец привёз нас с братом Иваном в Полтаву. Не имея возможности нанять хорошего домашнего учителя, отец отдал нас в училище, уроки в котором не оставили у меня добрых воспоминаний. К тому же за всякую провинность в училище жестоко наказывали. Через год мой брат Иван тяжело заболел и умер, и отец забрал меня из училища.

1 мая 1821 г. Я поступил в «Гимназию высших наук» в городе Нежине, которую окончил 27 июля 1828 г. Я много и усердно занимался там. В гимназии увлёкся школьным театром, участвовал там в качестве художника, режиссёра, актёра. Театр полюбил с раннего детства. По соседству с нами находилось родовое поместье Д.П. Трощипского, который имел крепостной театр. Мы с отцом часто бывали у него в театре, для которого мой отец писал комедии.

Гоголь в гимназии пользовался славой отменного юмориста.

Инсценировка

«Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

И.И.: Помоги бог!

И.Н.: А! Здравствуйте, Иван Иванович! Почивали ли вы сегодня, Иван Иванович?

И.И. Почивал

И.Н. Так вы теперь и встали?

И.И.Я теперь встал? Христос с вами, Иван Никифорович! Как можно спать до сих пор! Я только приехал с хутора. Прекрасные жита по дороге! Восхитительные! И сено такое рослое, мягкое, злачное!

И.Н. Вы говорите, что жита хорошие?

И.И. Восхитительные жита, восхитительные! Что это вы, И.Н., платье развешиваете?

И.Н.: Да, прекрасное, почти новое платье загноила проклятая баба. Теперь проветриваю; сукно тонкое, превосходное, только вывороти – и можно снова носить.

И.И.: Мне там понравилась одна вещица, Иван Никифорович.

И.Н.: Какая?

И.И.: Скажите, пожалуйста., на что вам это ружьё, что выставлено выветривать вместе с платьем? Что вы с ним будете делать? Ведь оно вам не нужно.

И.Н.: Как не нужно? А случись стрелять?

И.И.: Господь с вами, Иван Никифорович, когда же вы будете стрелять? Разве по втором пришествии. Вы, сколько я знаю и другие запомнят, ни одной ещё утки не убили, да и ваша натура не так уж господом Богом устроена, чтобы стрелять. Послушайте, отдайте мне его.

И.Н.: Как можно! Это ружьё дорогое. Таких ружьёв теперь не сыщешь нигде. Я, ещё как собирался в милицию, купил его у турчина. А теперь бы то так вдруг и отдать его? Как можно? Это вещь необходимая.

И.И.: На что же она вам необходимая?

И.Н.: Как на что? А когда нападут на дом разбойники.. Ещё бы не необходимая. Слава тебе , Господи! Теперь я спокоен и не боюсь никого. А отчего? Оттого, что я знаю что у меня стоит в коморке ружьё.

И.И.: Когда не хотите подарить, так, пожалуй, поменяемся

И.Н.: А что вы мне за него дадите?

И.И.: Я вам дам за него бурую свинью, ту самую, что я откормил в сажу. Славная свинья! Увидите, если на следующий год она не наведёт вам поросят.

И.Н.: Я не знаю, как вы, Иван Иванович, можете это говорить. На что мне ваша свинья? Разве чёрту поминки делать.

И.И.: Опять! Без чёрта- таки нельзя обойтись! Грех вам, ей-богу, грех, Иван Никифорович!

И.Н.: Как же вы, в самом деле, Иван Иванович, даёте за ружьё чёрт знает что такое: свинью!

И.И.: Отчего она чёрт знает что такое, Иван Никифорович?

И.Н.: Как же вы бы сами посудили хорошенько. Это таки ружьё, вещь известная; а то – чёрт знает что такое – свинья! Если бы не вы говорили, я бы это мог принять в обидную для себя сторону.

И.И.: Что ж нехорошего заметили вы в свинье?

И.Н.: За кого же, в самом деле, вы принимаете меня? чтоб я свинью…

И.И.: Садитесь, садитесь! Не буду уже… Пусть вам останется ваше ружьё, пускай себе сгинет и перержавеет, стоя в углу в коморке, - не хочу больше говорить о нём.

И.И.: говорят, что три короля объявили войну царю нашему.

И.Н.: Да, говорил мне Пётр Фёдорович. Что же это за война? И отчего она?

И.И.: Наверное, не можно сказать, Иван Никифорович, за что она. Я полагаю, что короли хотят, чтобы мы все приняли турецкую веру.

И.Н.: Вишь, дурни, чего захотели!

И.И.: Вот видите, а царь наш и объявил им за то войну. Нет, говорит, примите вы сами веру Христову!

И.Н.: Что ж? ведь побьют наши их, Иван Иванович!

И.Н.: Побьют. Так не хотите, Иван Никифорович, менять ружьеца?

И.Н.: Мне странно, Иван Иванович: вы, кажется, человек известный учёностью, а говорите, как недоросль. Что бы я за дурак такой..

И.И.: Садитесь, садитесь. Бог с вами! Пусть оно себе околеет; не буде больше говорить! Слушайте, Иван Никифорович, я вам дам, кроме свиньи, ещё два мешка овса, ведь вы овса не сеяли. Этот год вам всё равно нужно будет покупать овёс.

И.Н.: Ей-богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись Где видно, чтобы кто ружьё променял на два мешка овса? Небось бекеши своей не поставите.

И.И.: Но вы забыли, Иван Никифорович, что я и свинью ещё вам даю.

И.Н.: Как! Два мешка овса и свинью ха ружьё?

И.И.: Да что ж, разве мало?

И.Н.: За ружьё?

И.И.: Конечно, за ружьё.

И.Н.: Два мешка за ружьё?

И.И.: Два мешка не пустых, а с овсом; а свинью позабыли?

И.Н.: Поцелуйтесь со своею свиньёю, а коли не хотите, так с чёртом!

И.И.: О! вас зацепи только! Увидите: нашпигуют вам на том свете язык горячими иголками за такие богомерзкие слова. После разговору с вами нужно и лицо и руки умыть, и самому окуриться.

И.Н.: Позвольте, Иван Иванович, ружьё вещь благородная, самая любопытная забава, притом и украшение в комнате приятное…

И.И.: Вы, Иван Никифорович, разносились так со своим ружьём, как дурень с писаною торбою

И.Н.: А вы, Иван Иванович, настоящий гусак

И.И.: Что вы такое сказали , Иван Никифорович?

И.Н.: Я сказал, что вы похожи на гусака, Иван Иванович!

И.И.: Как же вы смели, сударь, позабыв и приличие и уважение к чину и фамилии человека, обесчестить таким поносным именем7

И.Н.: Что же тут поносного? Да чего вы, в самом деле, так размахались руками, Иван Иванович?

И.И.: Я повторяю, как вы осмелились, в противность всех приличий, назвать меня гусаком?

И.Н.: Начхать я вам на голову, Иван Иванович! Что вы так раскудахтались?

И.И Так я ж вам объявляю, что я знать вас не хочу!

И.Н. Большая беда! Ей-богу, не заплачу от этого!

И.И.: Нога моя не будет у вас в доме.

И.Н.: Эй, баба, холпче, возьмите Ивана Ивановича за руки да выведите его за двери!

И.И.: Как! Дворянина? Осмельтесь только подступите! Очень хорошо поступаете вы Иван Никифорович! Прекрасно! Я это вам припомню.

И.Н.: Ступайте, Иван Иванович, ступайте! Да глядите, не попадайтесь мне: а то я вам, Иван Иванович, всю морду побью!

И.И.: Вот вам за это, Иван Никифорович! ( выставив ему кукиш)

Так поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович.

Ассистент читает от лица матери Гоголя, Марии Ивановны, письмо сына.

Студентка Морозова Екатерина читает письмо сына:

- Скажу еще, - сообщает Гоголь матери, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его вообразил гораздо красивее, великолепнее и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали.

Нет, Петербург не радовал меня. Я мерз в нем в своей продуваемой ветрами с Невы шинели, задыхался летом, когда вся аристократия выезжала на дачи, и я бежал из Петербурга в 1832 и 1835 годах домой. Возвращался поздней осенью. Петербург для меня был городом поражений: я потерпел поражение на поприще службы, на поприще ученом, преподавая в Санкт-Петербургском университете, оттуда был уволен в связи с «сокращением штата», я не стал актером, хотя пытался попасть на сцену. И зачем только притащился в столицу из своего дикого захолустья. Служил бы уж в своей провинции. Так нет! Нужен был Петербург.

Вот она слава, подвиги, служба отечеству! Уже шестой месяц в столице, а всё по-прежнему приходится обивать пороги, как недорослю. А маменька меж тем мечется во все стороны, одалживается у всех за него, сбывает с рук, что может. Нехорошо! Совестно!

В Петербург я приехал не только ради славы, а еще из-за Пушкина, из желания встречи с Пушкиным, из-за желания жить рядом с Пушкиным. Привез в Петербург поэму «Ганц Кюхельгартен», кому я мог ее показать? Только Пушкину. Не одному Пушкину, но Пушкину в первую очередь. Пушкину как высшему судие. Он очень хотел увидеть Пушкина. Пушкин был его кумир. Все стихи Пушкина, появлявшиеся в печати, он знал наизусть. Но судьбе было угодно, чтобы Пушкин и Гоголь встретились в другое время и при других обстоятельствах. В 1831 г. произошла, наконец, долгожданная для Гоголя встреча с А.С. Пушкиным.

С А.С. Пушкиным познакомил меня Пётр Александрович Плетнёв, который был тогда инспектором Патриотического сиротского института, а я состоял у него учителем географии.

Чтение диалога в лицах. «Знакомство с Пушкиным».

Диалог.

Плетнёв:

- Милости просим ко мне на вечерок. Да не отмахивайтесь, друг мой, никого из неизвестных вам людей не будет. Разве только вот… Пушкин Александр Сергеевич, а более никого.

Гоголь:

- Как, значит Пушкин в Петербурге? Приехал?

Плетнев:

Приехал, приехал Николай Васильевич! И не один, а с молодой женой, писаной московской красавицей. Там и подведу вас под его благословение. Ну как, придете?

Гоголь:

- Приду, приду, Петр Александрович, обязательно приду.

Гоголь:

В гостиной Плетнева было полно народа. Я был вне себя от счастья: Пушкин! Сейчас здесь будет Пушкин!

Он появился как-то неожиданно. Я так глубоко задумался, что вздрогнул, услышав над собой голос Плетнева. Передо мной стоял Пушкин. Он был во фраке. Концы его широкого галстука небрежно падали на белую сорочку. Русые с рыжинкой спутанные кудри и бакенбарды обрамляли смуглое лицо с большими, ярко блестевшими глазами.

Плетнев:

- Вот это, Александр Сергеевич, - говорил Плетнев, - и есть тот самый Гоголь, о котором я тебе писал в Москву. Он ныне перешел под мои знамена.

Улыбнувшись мне и крепко пожав руку, Пушкин сказал:

Пушкин:

- Винюсь. Николай Васильевич, за недосугом пока ничего вашего не читал. Теперь, однако, прочту, в том моё слово. Да, милости прошу ко мне в Царское, на дачу Китаева. И без чинов.

Гоголь:

Так я познакомился с А.С. Пушкиным.

Звучит инструментальная музыка.

Ведущий 2

В 1835 г. Гоголь в Петербурге написал комедию «Ревизор». «Ревизор» был сыгран в Александрийском театре в 1836 г., но осмеян. Пьесу не поняли. На Гоголя обиделись. Его обвинили в отсутствии любви к России, в поношении чиновничества, дворянства и т.д.

Пушкин как-то сказал, что Гоголя в Москве любят больше, чем в Петербурге. И был прав. Москва гораздо радушнее приняла Гоголя. Москва почувствовала в сердцевине его смеха сострадание к русскому человеку, в нем слышали любовь к России. Петербург считал, что Гоголь позорит Россию. Но, однако ж, именно в Петербурге безвестный студент Гоголь-Яновский, явившийся с Украины, сделался Пасичником, а затем Гоголем.

Ведущий 1

Пушкин много помогал Гоголю. Он и сюжеты ему дарил – дарил без сожаления. Пушкин хлопотал о делах Гоголя в Москве. Всё, что при жизни Пушкина делал Гоголь, что он писал, замышлял, было связано с именем Пушкина. Без Пушкина Гоголь не мог представить своей поэтической жизни.

Я ничего не предпринимал, ничего не писал без его совета. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина… Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Пушкин подарил мне сюжет «Мертвых душ».

Ведущий 2: 

До сих пор идут споры Украине или России принадлежит этот писатель. Сам же Гоголь по этому поводу говорил: «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа: хохлатская или русская? Сам не знаю, какая у меня душа, знаю только, что никак бы не дал преимущество ни малороссиянину, ни русскому. Они должны пополнить друг друга». Гоголь хотел объять обе души. «Обе половины русского народа: северную и южную».

Ведущий 1: 

Гоголь трактует как в Древней Руси: русский значит православный. Русская земля – православная земля. И никто, кроме самого Гоголя (в образе его героев), не сказал бы лучше о России и русской душе.

Видео: «Тарас Бульба»

Ведущий 2. Перед смертью он просил всех в России молиться о нём. «Я же,- говорил он, - у Гроба Господнего буду молиться о всех моих соотечественниках не исключая из них ни единого…».

Составление комиксов по произведениям Н. Гоголя. Работа в группах и парах.

Тема : «К вам пришел Н.В. Гоголь»

Деньги с него я уже взял…лучше спрячусь…

Здесь писатель хотел купить « Мертвые души»

Господин полковник, у здания полиции собралась толпа…все желают увидеть Гоголя

Хочу черевички Московские

Руки прочь от Гоголя!

Надо позвать черта!

Следак: «Правда, может взять с него деньги и отпустить?»

Меня в Архипелаг? Но за что?

Пойду в мировой суд, поговорю с судьей…

с глазу на глаз… Столкнулся нос к носу м прокурором

Он сам написал…

Так вы Гоголь…или Пушкин Она оседлает даже черта

Пишу роман о женщине….

Новая жертваА он богат? Он –хорошая партия

Рефлексия.

Обобщение. У каждого студента - своя карточка.

Самостоятельная творческая работа «Обращаться со словами нужно бережно!» Вставьте свои реплики.

К каждой иллюстрации подберите свою реплику.

Подведение итогов творческой работы. Чтение и обсуждение реплик. Самоанализ и комментирование.

Самостоятельное оценивание.

Выставление оценок за работу на уроке.

Преподаватель докладывает итоги краевого конкурса «Письмо Гоголю»

Студенты стали участниками краевого конкурса «Письмо Гоголю»

Письма Николаю Васильевичу Гоголю. Читают ассистенты.

Письмо первое.

Уважаемый Николай Васильевич!

Мое письмо из настоящего в прошлое, из века нынешнего в век минувший, это не просто дань уважения к Вам, поклонения Вашему таланту художника , но и желание доказать Вам истинность , правдивость и живучесть идей и тем Ваших произведений. Пристально всматриваюсь в Ваш портрет, останавливаю свой взгляд на ваших глазах, пронзительных и глубоких. Почему-то вспоминаю Ваши слова: «…мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России…» Повторяю их несколько раз, вдумываюсь в их смысл… Не поверите, но Ваши произведения «Ревизор», « Мертвые души», « Вечера на хуторе близ Диканьки…» изучаются в школах, колледжах. Думаю, это лучшее, о чем вы только могли бы мечтать! Ваши произведения экранизированы! Представляете: увидеть, написанное Вами, вживую! Да, Вас считают чудаком, слегка сумасшедшим и экзальтированным человеком, потому что Ваши «Вечера на хуторе близ Диканьки…» основываются на многих легендах, « не упокоенных душах», безвинно погибших… Сказки фантастические , страшные и завораживающие, даже в век компьютерных технологий. По Вашему желанию, господин Гоголь, не всегда добро побеждает зло. В « Майской ночи, или Утопленнице» прекрасная панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи и, не выдержав, бросается в пруд и становится русалкой. Так закрутить сюжет! Не оставляет равнодушным меня как читателя Ваш искрометный украинский юмор, черти, ведьмы, необычные жители Диканьки. А каков сюжет! Ночь перед Рождеством на Украине. Кузнец Вакула влюблен в красавицу Оксану, ради которой готов на всё, даже полететь на самом черте в Петербург за черевичками. Как вы написали: «Зимняя ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» Красиво написали! Я бы не смог лучше сказать, даже завидую немного. Перечитал сборник повестей « Миргород». Как точно воссоздали Вы на страницах повести эпоху героического прошлого своей, а теперь и моей Родины! Как Вы интересно и правдиво показываете волнения, страдания украинского народа – гордых казаков, храбрых и воинственных, добрых и жестоких. Поражает история семьи доблестного казака Тараса Бульбы. Любовь к Родине, единство русского и украинского народа в героической борьбе с польской шляхтой волнуют нас сегодня, как никогда! Когда-то крепкий союз русских и украинцев распался. Если вы родом с Украины, то почему мы, русские, считаем Вас писателем русским?

Студент Егор.

Письмо второе

Когда-то сюжет «Ревизора» Вам показал Александр Пушкин, которого однажды приняли в провинциальном городе за приехавшего из Петербурга ревизора. Какой прекрасный анекдот, типичный для России того времени, изобразили Вы! Вы будете удивлены, когда узнаете, что такие комические истории продолжаются и сегодня! В любом месте России живут такие же чиновники, страдают теми же «болезнями», что и два века назад. Загляните в Ваш городок двести лет спустя! Все те же пороки, все те же чиновники! Мало что изменилось. А Ваши « Мертвые души!» Философские вопросы: что есть человек, в чем смысл назначения человека в жизни волнуют нас и сегодня! Социально-общественная проблематика поэмы связана с изображением России того времени… и времени сегодняшнего. Куда идет страна? Этот вопрос задаю я себе, попутно и Вам, господин Гоголь! Оказывается, мы с Вами и думаем, и переживаем за судьбу России одинаково! А вы – великий философ и мыслитель, сумели предвидеть и заглянуть вперед, через века! Очень ценю Вас как политика, люблю Ваше творчество!

Ваш поклонник Данил

Письмо третье.

Милостивый государь!

Разрешите высказать Вам сегодня свое почтение и представить Вам свои мысли о Вас и Вашем творчестве.

Вы мечтали быть полезным родной стране и служить человечеству,

часто называли себя путником, странником и считали своим домом дорогу. Вы действительно много путешествовали, очень отрадно знать, что все-таки есть несколько мест на земле, которые были для Вас не только временным отдыхом.

 Вас нельзя представить без Васильевки, Сорочинец, без Петербурга, где Вы стали писателем, Рима, Москвы. Вы, Гоголь, как-то сказали, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд, на мир. Это правда. Очень многое в творчестве человека закладывается от его мировосприятия, друзей, родителей, учёбы. Этот неоспоримый факт доказан всей Вашей биографией.

В декабре 1828 года из села Васильевки выехала просторная кибитка и покатилась в сторону Петербурга. В ней сидели два молодых человека. Юноши горели желанием увидеть столицу Русского государства. По мере приближения к Петербургу их нетерпение возрастало. Особенно волновался один из них – белокурый юноша с проницательными глазами. Этого молодого человека звали Николай Васильевич Гоголь, это были Вы, Вам было 19 лет.

 Сын небогатого украинского помещика, выросший в глуши, он только что кончил в Нежине гимназию и ехал в Петербург, полный восторженных и гордых надежд. На чем основывались Ваши надежды? Хочу вместе с Вами совершить

путешествие по дороге жизни великого человека России. Вы удивлены? Этого вы не можете знать, потому что слава и известность к Вам пришла уже после Вашей смерти.

Этот факт биографии известен далеко не каждому читателю. «По мосту через реку Псел въехала когда-то в Сорочинцы облепленная весенней грязью карета с Марией Ивановной Гоголь. Это была совсем еще молоденькая, с круглым личиком, с черными бровями над светлыми карими глазами, с беспечно улыбающимися розовыми губками девушка.»

Существует предание, что Вы, Николай, родились в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя поспеть в Сорочинцы.

 Вы у родителей – третий ребёнок. Два первых родились мёртвыми, и мать дала обет Святителю Николаю, что если он подарит им ребёнка, то окрестят его Николаем.

 Земля, на которой явились Вы свету, имела славное прошлое. Тут казачьи полки рубились с поляками, на землю эту заглядывались и литовцы.

 Среди предков были люди духовного звания: прадед был священником, дед закончил духовную академию, а отец – семинарию. Вы, Николай Васильевич, от родителей унаследовали два качества: милосердие и сострадание.

Были в Вашей жизни неудачи и успехи. Подлинным литературным дебютом стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», принёсшие Вам известность.

 В повести «Тарас Бульба» Вы изобразили Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства; республику, где воспитываются сильные, мужественные люди, для которых нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. Главный герой сражался за свободу и настолько любил свою Родину, что не потерпел предательства даже от родного сына.

 «Мертвые души» - это главное Ваше творение, в котором показан путь к возрождению души падшего человека.

Вы работает над собой, искореняя недостатки в себе самом. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. «Говорить и писать о высших чувствах человека нельзя по воображенью… нужно самому сделаться лучшим». Работа над «Мертвыми душами» стала для Вас «душевным делом».

Вы оставили послание будущему поколению: «Пусть в мире будут живые, а не мёртвые души».

 Все время задаю вопрос, зачем вы сожгли беловую рукопись второго тома поэмы «Мертвые души»?

До сих пор идут споры Украине или России принадлежите вы. По этому поводу Вы говорили: «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа: хохлатская или русская? Сам не знаю, какая у меня душа, знаю только, что никак бы не дал преимущество ни малороссиянину, ни русскому. Они должны пополнить друг друга». Друг мой, Вы хотели объять обе души. «Обе половины русского народа: северную и южную».

И никто, кроме Вас, не сказал бы лучше о России и русской душе.

Перед смертью Вы просили всех в России молиться … «Я же,- говорил он, - у Гроба Господнего буду молиться о всех моих соотечественниках не исключая из них ни единого…».

Обсуждение.

Послание Гоголю в день его рождения.

Мое послание через двести десять лет посвящается Вам, мой дорогой друг Николай Васильевич, великий русский писатель!

Каждая эпоха берёт у многогранной великой личности именно ту грань, которая ей больше импонирует, которая нужна ей именно сегодня.

 Сегодня нам всем полезно прислушаться к Вам, Гоголь, как к проповеднику человечности .

Критики давно заметили, что в Ваших произведениях «открылся чудесный красочный мир, показавший народ в его внутренней красоте, богатейших творческих возможностях». Не так легко сразу было понять, что у Вас нет безоговорочно отрицательных героев. И всё же это так. В своем отзыве о Вас Тарас Шевченко отмечал Вашу большую любовь к людям: « Гоголь любит всех. Возьмите того же Плюшкина… Он гадок, но он – жалок. А на Руси жалость всегда была если не синонимом, то дорогой к любви».

А разве не заставляет нас всех задуматься тот факт, что Вы, автор бессмертного, беспощадно откровенного «Ревизора», сказали о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Вот, что я случайно подслушал сегодня.

- Что там Гоголь… Неинтересный писатель! И герои у него неинтересные, и сюжет. Хлестаков хвастает, Ноздрёв дерётся и скандалит. А Плюшкин всё копит и копит: настоящий скряга, «прореха на человечестве»!

- Гоголь… вот смешной писатель! Ты не прав, что он скучный. Чего только Хлестаков не придумал: и с Пушкиным дружит, и министрами командует, за ним 35 тысяч курьеров присылают. А Плюшкин до чего дошёл: тряпочки, гвоздики подбирает – ну прямо «прореха на человечестве»! Смешно!

Одному Вы нравитесь, другому - нет. Но замечательно уже то, что эти студенты читали Ваши произведения, говорят о Вас и спорят.

В наше время у всех разное отношение к Вашему творчеству. У каждого - своя дорога: у кого-то стремительная вечная – на всю жизнь, кто-то «идёт к Гоголю, годами осмысливая его творчество». Многие считают, что Вы - несовременный писатель.

Мысль о писательстве всегда терзала Ваше сердце, всегда хотелось сделаться человеком известным, делать добро. Это ведь Ваши слова: «Я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для благо государства».

Когда-то Доктор Трохимовский сказал свои знаменитые слова о новорождённом: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, Вы стали славным сыном России.

Поражает меня Ваша дружба с Пушкиным! Пушкин как-то сказал, что Гоголя в Москве любят больше, чем в Петербурге. И был прав. Москва гораздо радушнее приняла Гоголя. Москва почувствовала в сердцевине его смеха сострадание к русскому человеку, в нем слышали любовь к России. Петербург считал, что Гоголь позорит Россию.

Пушкин много помогал Вам. Он и сюжеты дарил – дарил без сожаления. Всё, что при жизни Пушкина делали Вы, что писали, замышляли, было связано с именем Пушкина.

Читаю Ваши слова из дневника: «Я ничего не предпринимал, ничего не писал без его совета. Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина… Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Пушкин подарил мне сюжет «Мертвых душ».

Как же распорядилась судьба, что свела двух великих людей вместе! Спасибо Вам за прекрасные книги! Низкий поклон от студентов 21 века.

Звучит инструментальная музыка.На экране – портрет Н.В. Гоголя.

Итог литературной гостиной подводит преподаватель. В руках у него книга с произведениями Гоголя. Анализ деятельности студентов.

«Пусть в мире будут живые, а не мёртвые души».

И сегодня вы получили частичку гоголевской живой души, которая будет вечна. Спасибо все вам за творческую работу. До новых встреч!

3. Литература.

3. Фото отчет с литературной гостиной.

Одна из самых активных помощниц – Бялик Татьяна. Озвучиваем комиксы.

Группа поваров первого курса после заседания в литературной гостиной

Литературная гостиная прошла и у автомехаников второго курса

Буктрейлеры «Тарас Бульба», «Вий» созданы студентами Прус Александром и Морозовой Екатериной.

Составление комиксов

5. Приложения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области