Литературное чтение 1 «а» класс
Тема урока: Сопоставление звуков [з], [c] по звонкости- глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.
Цели урока:Способствовать развитию фонематического слуха на примере
сопоставления схем слов и анализирования звуков ([з]-[c]);
формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, универсальные учебные действия.
Личностные (Л): ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика», учебный интерес к способу решения уч. задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти. Регулятивные (Р): учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные (П): использовать знаково-символические средства, производить сравнение, анализ, сериацию и классификацию по заданным критериям, осуществлять поиск необходимой информации для овладения знаниями. Коммуникативные (К): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, формулировать собственное мнение |
Этап урока | Содержание | Формирование УУД |
I.Организационный момент. | – Давайте наш сегодняшний урок начнём с улыбок. -Улыбнитесь друг другу. - Какое у вас сегодня настроение? - От чего зависит настроение человека? ( …. Когда приходят гости.) -У нас сегодня тоже гости, поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки и хорошее настроение. -Я думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные и личностные. Высказывание собственных предположений. |
II.Актуализация опорных знаний. | - Сегодня к нам на урок пришёл ещё один гость. - Чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (сова) У неё глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (сова) - Кто видел сову? Какая она? (картинка совы) – Все совы очень похожи друг на друга, их нельзя спутать с какой-нибудь другой птицей: у них большая голова, большие круглые глаза и крючковатый нос. Совы имеют покровительственную окраску: под цвет древесной коры, сухой травы, но бывают и снежно-белые (полярная сова).Главные помощники совы это зрение и слух. Сегодня на уроке у вас тоже главными помощниками будут зрение и слух. - Спит сова на старой ели -Все в лесу ей надоели -Снег засыпал стайку сосен -Это вовсе вам не осень -Знать зима в права вступила -Вот сова и загрустила. -А чтобы наша гостья не грустила, поиграем в игру. Игра «Дополни предложение». 1. Звуки бывают… (гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие). 2. Звуки слышим, буквы… (пишем). 3. В слове столько слогов, сколько… (гласных). 4. После твердых согласных пишутся гласные… (а, о, у, ы). 5. После мягких согласных пишутся гласные… (я, и, е, ё, ю). | Познавательные действия Работ с дополнительной информацией, сроят рассуждения об объектах. Регулятивные, познавательные УУД. Обобщают полученные знания |
IV. Введение в тему урока. | Игра «Рассыпанные слоги». Цель игры: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас. Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе все кружились. Так кружились и вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять! Помоги гостей собрать: Са-ша, Зо-я, Зи-на, Си-ма, Се-мён, За-хар, За-ри-на, Со-ня, Сер-гей. -Что необычного вы заметили в именах гостей? (Начинаются на звук [з],[c]) -Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? (Сопоставление звуков [з],[c] по глухости-звонкости. -Какую цель поставим, чему будим учится? (Учится находить эти звуки в словах, давать характеристику этим звукам, определять их место в схемах слов). | Познавательные УУД РегулятвныеУУД Составь слово Познавательные УУД. Самостоятельное формирование познавательной цели. |
V. Сообщение темы и цели урока. | -Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [з],[c], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой. | |
VI. Работа по теме урока. | 1.Работа по учебнику. -Откройте учебник на с.94 и рассмотрите верхний рисунок. Кто нарисован?(на доске фото козы) -Рассмотрите модель слова коза. Что означает колокольчик над третьей фишкой? -Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный. -Дайте полную характеристику звуку [з]. (Согласный, парный, твёрдый, звонкий) -Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза. -Чем отличаются модели друг от друга? -Сравните третьи звуки. -Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость. ([з]). -Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c]. -Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.(фото косы девочки и косы, которой косят на доске) -Дайте полную характеристику звуку [c]. (Согласный, парный, глухой, твёрдый). -Проверьте правильно ли составлена звуковая модель слова зубы.(фото зубы на доске) - Докажите правильность составления схемы. -Сравните эту модель с моделью, расположенной справа. -Перечислите три изменения, которые должны произойти с моделью слова зубы. (1согл.во втором слове должен быть глухой парой звука [з]: нет колокольчика –[c]); 2согл.должен быть глухой парой звука [б]-[п]; ударный не первый слог, а второй). -Произнесите слово, которое получится.(фото супы) Физминутка. -Рассмотрите модель слова лиса.(фото лисы на доске) -Нет ли ошибки в модели слова лиса? -Сравните с моделью справа. -Произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа. (фото девочки Лизы на доске) -Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов? (Одна буква будет строчная, другая заглавная) -Почему?(Имена собственные пишутся с большой буквы). | Познавательные УУД Производят сравнение и классификацию по заданным критериям, строят рассуждения и сохраняют учебную задачу. Познавательные УУД Самостоятельный выбор критерий для сравнения двух объектов Коммуникативные и личностные УУД Проблемная ситуация, высказывают свои предположения. Регулятивные УУД Планируют свои действия, устанавливают аналогию. Познавательные УУД Анализ моделей схем слов. |
Физминутка. | 2. Чтение слов и их классификация -Прочитайте слова по столбикам ( по одному столбику) -Определите, по какому принципу изменены слова первых пяти столбиков? -Прочтите слова в которых 1слог, 2слога. Игра «Кто внимательнее»(мальчики и девочки) -Прочтите слова в которых есть буква звонкого согласного звука [з]. -Прочтите слова в которых есть буква С. -Прочитайте последний столбик. -Какие изменения заметим там? -Объясните значение слов СТАЙКА, СТОЙКА. 3. На доске слова: -Посмотрите и сформулируйте задания. -Прочитайте слова. -Эти слова называются перевёртыши. ЛЕТЕЛ КОМОК ЛЕВ ЕЛ ВОЛОВ КОТУ ТАЩАТ УТОК КИТ НА МОРЕ РОМАНТИК 4. Чтение рассказа. -Прочитайте рассказ “Саня” -Скажите, Саня – это мальчик или девочка? -Объясните своё мнение. -Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идёт что речь идёт о девочке. -Прочитайте предложение, по которому мы не можем определить о мальчике или девочке идёт речь. 4. Разгадывание кроссворда. -Рассмотрите модели слов слева. В эти модели вам нужно вставить буквы вместо знаков вопроса, например – СТРАУС – С; ГЛОБУС – С; -Аналогично с моделями слов справа. -А теперь запишите буквы в клетки и прочитайте слово. -Назовите в слове первый звук. Дайте полную характеристику. 5.Игра «Доскажи словечко» – Я буду загадывать загадки, а вы называете отгадку и, если в начале слова согласный звук звонкий, движением руки имитируете звонок, если согласный глухой, то приставляете указательный палец к губам. На даче в лесу Были разные птицы: Сороки, стрижи, Воробьи и…(синицы) Побежала мышка-мать, Стала щуку в няньки… (звать). Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-слонихой Топал… (слоненок). Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Наконец-то ты пришла К нам, волшебница... (зима). | Познавательные УУД Упражнение на сравнение и отбросе лишнего. Личностные УУД Соревнование |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Над какой темой работали на уроке? -Чему учились на уроке? -Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился. Сегодня я работал лучше, чем вчера Я мог бы работать лучше Я недоволен своей работой -Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке. |