ФИО воспитателя Лищук Т.А | |
Возраст/группа | 6-7 |
Название/тема | Гласные звуки |
Культурная практика | Речевое развитие. |
Источник/автор | Собственная разработка |
Цель: | Обобщить знания детей о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [ы], [э]; |
Задачи: | Обучающие: закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах; развивать фонематическое восприятие и слух; формировать умение делить слова на слоги, применяя правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»; закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой; закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э]; Развивающая: развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв; развивать логическое мышление при выполнении заданий; развивать в детях уверенность в своих силах; развивать творческие способности детей; Воспитывающая: воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе, помогать и поддерживать друг друга. |
Материалы и оборудование | аудиозаписи песен (музыкальное сопровождение к заданиям), ленты на руку для детей, картина «Страна гласных звуков», предметные картинки, зеркала, д/и «Где живет звук», игра «Конструктор букв», раскраски, |
Возможное продолжение занятия: | Раскраски. |
1.Орг.момент (сюрпризный момент) 2.Водная часть 3.Основная часть Физкультминутка 4.Заключительная часть (подведение итогов) | Ход ОД Необычную коробку находит воспитатель. Дети рассматривают , делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней ленточки красного цвета. - Эти украшения для нас. Так как я предлагаю вам отправиться в гости к нашим знакомым. А в гости, как вам известно, нужно приходить аккуратными, опрятными и нарядными. (Дети одевают ленточки на руку). - Скажите, а к кому мы все таки отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей) -Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков. Что такое гласные?Ох, пока не ясно мне!Объясните поскорей,Чтобы стала я умней! Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом. Ну что же нам пора отправляться в путь. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука. На каникулах, друзья,Я и вся моя семья.Польшу, Францию, Каир –Мы объедем целый мир,Все места на глобусеВ новеньком...(автобусе) А теперь мы отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы послушаем песенку «Автобус». -Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте пройдем и рассмотрим здесь все повнимательней. -Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому, что это страна звуков , а звуки невидимые. - Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные) - А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6) - Назовите их , ([a],[o],[у],[э],[ы],[и]). Назовем слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас и тд. Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – обезьяна, обруч, облако, остров и тд. Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, утюг и тд. Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, игла, изюм и тд. Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран и тд. Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать сколько слогов в слове, посчитав гласные звуки. Потому что мы уже знаем правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске. Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки… АРБУЗ ОСЛИК УКРОП ИГОЛКА ЭСКИМО Так как звуки мы не можем увидеть, но можем определить их место в словах, я предлагаю поиграть. У вас на столах есть карточки и красный квадратик. Что означает красный квадратик? Гласный звук. Мы поиграем в игру «Где спрятался звук?», а вы на своей карточке покажете где он находится, в начале, в середине или в конце. Индивидуальное проговаривание. Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале? В русском языке увы, Не бывает слов на Ы! С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую игру, которая называется «Охотники», вы как услышите гласный звук, ловите его, например вот так: хлопайте в ладоши. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем. 1.Выделение гласных звуков: А И Б У Р О Э Ы Т С 2.А сейчас называю слова, хлопаете в ладоши, когда слышите звук а,у,ы,и,о,э. Мы пришли в зимний лес Сколько здесь вокруг чудес! С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть, чтобы в поле, Поднимаем выше ноги! И идём, идем И к себе приходим в дом! Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране. Игра «Конструктор букв» Дети коллективно собирают буквы из бумаги. (с опорой на образец) Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И. Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. В русском языке увы, Не бывает слов на Ы! Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью магнита) Нам пора прощаться с этой замечательной страной , мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно? И на память я предлагаю взять себе подарок –букву, украсить её и раскрасить. Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч. А пока мы будем ехать я предлагаю прослушать песню, которая называется «Алфавит» Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными? |