Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. В рамках патриотического воспитания параллельно с другими я решаю следующие задачи - формирование нравственно-духовного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней - формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Потрашкова М.Е.

старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 1

Кировский район г. Санкт-Петербург

 Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания. 

Нравственно-патриотическое воспитание одно из самых сложных направлений по ряду причин: 

* особенности дошкольного возраста, 

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок по данному направлению.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Мы считаем, что патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа, своей семьи.

В своей работе мы учитываем, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Естественно, такие чувства не могут возникнуть спонтанно. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Весь образовательный процесс строится на воспитании правовых чувств. Это осуществляется на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника группы. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, родному городу.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Воспитание патриотов России невозможно без  знания традиций своей Родины, своего края. 

Всем известно, чтобазовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру культуры. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Беседуя с воспитанниками, проводя различные мероприятия, мы решили уделять данному вопросу больше внимания. Считаем, что к окончанию дошкольного возраста мы сможем добиться неплохих результатов. Наша цель – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

Задачи:

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

Расширение представлений о России, как о родной стране, об Омске, как о родном городе.

Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому родного города средствами эстетического воспитания через изодеятельность, художественное слово и т.д.

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Старший дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. В своей деятельности с детьми подводим их к тому, чем восхищается, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В свободной деятельности, на занятиях и в беседах дети рассказывают о своей семье, семейные истории, о традициях своей семьи. Мы стараемся соединить ценность семьи и детского сада. В результате совместной деятельности нами были созданы:

- генеологическое древо своей семьи;

- герб своей семьи;

- картотека группы «Тайна моей фамилии».

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколений. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы с нашим городом, с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача воспитать в детях не только интерес к истории нашего города, но и развить чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее родного города.Посредством экскурсий, бесед даем детям краеведческие сведения о родном городе, даем знания об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках, достойных памяти потомков. Тем самым воспитываем гордость за свою малую Родину и развиваем желание сделать ее лучше.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наш город Омск – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают

друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие национальные и общественные праздники.

Общение с природой облагораживает наших воспитанников, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной[2. с.117].

Наши дети легко воспринимают белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Понимаем, что через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. И считаем, что перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, родной город.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Также формируем положительные эмоции, которые можно выразить через различные виды изобразительной деятельности, ведь это лучший способ выражения эмоции детей. Дети проявляют свои творческие способности, а это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Развиваем патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В нашем ДОУ стало уже традицией проводить встречи со старшим поколением, на которых они рассказывают о своей жизни, о своих трудовых подвигах, а дети в свою очередь показывают свои достижения:в исполнении песен, танцев, творческих работ. Также проводим акции, посвященные «Дню пожилого человека» - «Дедушкам и бабушкам наше внимание и заботу» …

Стало традицией проводить акции к 9 мая, на которых мы приглашаем наших уважаемых ветеранов. В нашем детском саду был создан:

- мини музей;

- проводится праздничный концерт, в котором принимают участие наши воспитанники и воспитатели;

- в группах создан центр развития по патриотическому воспитанию;

- наши воспитанники принимают активное участие в историко-краеведческой акции «Ищу героя».

Приобщаем детей и к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Даем детям понять, что у каждого народа свое прошлое, и все это передается от поколения к поколению: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

Приобщая воспитанников к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей  в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья».

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

Мы осуществляем тесную взаимосвязь с семьями наших воспитанников. Благодаря активному участию наших родителей мы осуществили:

- экскурсии по достопримечательностям нашего города;

- собрали картотеку группы «Тайна моей фамилии»;

- создали «герб» своей семьи;

- в сборе информации о прошлом своих предков;

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь, охранять ее просторы, ее красоты, преумножать ее богатства.

Литература:

1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.Л.Ф.Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника», Москва «Просвещение», 1987.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области