Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования

В статье рассматриваются значение и возможности конструирования в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулированы основные задачи по формированию элементарных математических знаний и дальнейшего математического развития детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования

В статье рассматриваются значение и возможности конструирования в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Сформулированы основные задачи по формированию элементарных математических знаний и дальнейшего математического развития детей.

Ключевые слова: дошкольник, математические представления, конструирование.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы дети поступали в школу, подготовленные к математическим требованиям формального образования. Важное место в подготовке дошкольников к обучению в начальной школе занимает проблема формирования у них элементарных математических представлений.

Проблема математической подготовки детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования базируется на научно-теоретических и экспериментальных разработках психологов и педагогов, которыми доказана возможность и механизмы формирования у старших дошкольников математических представлений, доступность для их понимания научных понятий, последовательность этапов обработки этих понятий. В практике дошкольного образования указанные результаты научных исследований отражены в различных программах и методиках формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Математические представления отличаются от фактов и навыков, и не могут формироваться теми же средствами. Жан Пиаже считал, что «большая ошибка – думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящее понимание приходит только с его умственным ростом» [1, с. 121].

Ознакомление детей с различными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений.

Дошкольники проявляют замечательную способность формулировать и решать простые математические задачи, а также рассуждать и объяснять свою математическую деятельность. Желание количественно оценить окружающий их мир кажется естественным для маленьких детей. Они положительно воспринимают математические действия, когда сталкиваются с ними.

Усвоение математических умений не одинаково у детей одного возраста, происходит в разном порядке и отличается по возрастным категориям. Самым продуктивным способом формирования базовых математических представлений выступает игровая деятельность. В дошкольных учреждениях активно применяются игры с природным строительным материалом, подвижные игры на свежем воздухе, народное творчество, кулинарная деятельность и тому подобное. Развитие математических умений является основой развития логического мышления ребенка, что является очень важным в формировании гармонично развитой личности.

Для успешного решения этой задачи необходимо использование новых инновационных инструментов раннего развития математического мышления дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста таковой является деятельность конструирования, которая эффективно способствует развитию математических представлений. Это подразумевает, что дети формируют представления в основном через собственный опыт и деятельность.

А.Л. Венгер считает, что сама конструктивная деятельность имеет моделирующий характер и непосредственно привлекает детей и воспитателей к работе с активным самостоятельным построением наглядных моделей предметной среды [2]. Под детским конструированием принято понимать различные постройки из строительного материала, изготовление изделий и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструируя, дошкольники учатся понимать признаки предметов реальной действительности. По мнению А.Р. Лурии, конструктивная деятельность ребенка дошкольного возраста является одной из форм предметно-деятельностного мышления [3]. Так, оперируя различными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: больше, меньше, поровну. Таким образом, конструктивная деятельность формирует математические представления, развивает не только логическое мышление ребенка, а также внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т.д. Конструктивная деятельность предусматривает наличие обобщенных умений: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать выводы и обобщение.

Эффективность формирования математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования зависит от выполнения следующих условий:

1. Создание образовательной предметной среды, благоприятной для формирования математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования.

2. Обеспечение единства мыслительной деятельности и практического опыта детей в процессе формирования математических представлений у дошкольников в деятельности конструирования.

3. Использование моделирования как эффективного средства формирования математических представлений в процессе конструирования.

Список литературы

Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1966. №4. С. 121-122.

Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2006. 160 с.

Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН РСФСР, 1948. С. 36-64.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области