Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация интегрированной совместной физкультурно – развивающей деятельности с детьми с ОВЗ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация интегрированной совместной физкультурно – развивающей деятельности с детьми с ОВЗ

Целостное развитие личности в образовательном процессе обеспечивает педагогическая интеграция. Интеграцией называется процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) системы в целое. Сущность интеграции в процессе воспитания и обучения заключается в том, что комплексное воздействие образовательных компонентов на воспитанников гораздо эффективнее и предпочтительнее, чем каждого по отдельности. Для решения проблемы организации интегрированных форм деятельности дается определение интегрированного занятия как занятия, на котором соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Цель занятий: формировать целостные представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы; на физкультурных занятиях путем интеграции различных видов детской деятельности. На интегрированном занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития ребенка (повышается познавательный интерес, развитие воображения, внимания, мышления, речи и памяти),а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Интеграция предусматривает организацию целостного образовательного процесса на уровне цели, содержания и результатов. 

Согласно принципу интеграции, физическое воспитание детей осуществляется не только в процессе физкультурных занятий и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной; через физкультминутки, дидактические (с элементами движения) и подвижные (с элементами развития речи, математики) игры. Целенаправленно организуя образовательный процесс, можно добиться оптимальной двигательной активности во всех видах деятельности. Например, во время индивидуальной работы ребенку дается задание не только ответить на поставленный вопрос, но и выполнить действие (передать мяч), или во время физкультурного занятия дается задание посчитать количество предметов, но в качестве ответа совершить такое же количество движений (прыжков). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует успешному решению образовательных задач.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. Наибольшие затруднения у дошкольников с ОВЗ вызывают выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия; страдает техника выполнения основных движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии (стойка на одной ноге, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей, наклон и подъем туловища, прыжок в длину с места). Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Обучающиеся плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Неточно выполняют дозированные упражнения, ритмические, ациклические и двигательные действия. У детей данной категории отмечается гипер- или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что данные причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ.

А ведь в процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности. Двигательная активность ребенка - естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.  Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе подвижной игры, овладение тонко координированными движениями рук – необходимые звенья в общей системе коррекционного обучения.

Важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и детей, где гармонично переплетаются разные образовательные области.

* Интеграция физического воспитания и социально - коммуникативного развития - проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, где развиваются умения действовать в коллективе, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание. Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций на поощрение проявлений смелости, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой.

* Интеграция физического и речевого развития - проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

* Интеграция физической культуры и художественно - эстетической деятельности - это развитие мысли, анализа, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Это игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных элементарных физкультурных пособий: флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; постановка спортивных танцев; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаются с игровым массажем или пальчиковой игрой, используется дыхательная гимнастика, элементы звукотерапии, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.  Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. На занятиях по изодеятельности проводится физкультминутка, дающая возможность расслабиться пальцам рук.

* Интеграция физического и познавательного развития – идёт активизация мышления детей через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр., специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования). На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре. На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток. Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления: - Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз; - Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге. Во время занятий по математике подвижная игра со счетом «Раз, два, три, четыре, пять» позволяет снять умственное напряжение и произвести смену действий. Таким образом, формы интеграционного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. 

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОВЗ осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями, развитие двигательной координации.

Выделяются следующие интегрированные формы: творческие проекты, социальные акции, праздники, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, выставки, конкурсы, творческие мастерские, путешествия, экскурсии, комментированное рисование, интервью, интегрированные дидактические пособия и др.

Совместная физкультурно – развивающая деятельность с детьми с ОВЗ является частью общей проблемы социализации и интеграции в общество данной категории детей.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ с использованием интегрированного подхода:

Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;

Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;

Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;

● Развивать у детей двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

● Тренировать у детей сердечно - сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;

● Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

● Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребёнка;

● Формировать у детей игровые двигательные действия.

Средства обучения физкультурно – развивающей деятельности с детьми:

1. физические упражнения;

2. корригирующие упражнения;

3. подвижные и логоритмические игры, элементы спортивных игр;

4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

5. наглядные средства обучения.

Методы обучения:

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.

Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности.

Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

• выполнение движения в облегчённых условиях;

• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения,

• использование помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,

• использование изученного движения в сочетании с другими действиями

• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д.,

Метод дистанционного управления (он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;

Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.

Стратегия физкультурно – развивающей деятельности базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию детей с ОВЗ на занятиях должны быть применены следующие здоровьесберегающие и физкультурно - оздоровительные технологии:

1. в ходе утренней гимнастики и гимнастики после сна (в результате которых повышается эмоциональный тонус, снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия) на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, бег) и подвижные игры.

2. физкультминутки - способствуют снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность (проводятся во время проведения непосредственной образовательной деятельности). Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики. Динамические паузы - способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. 

3. логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

4. в физкультурные занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки, развитие равновесия; упражнения на степах, дорожках; подвижные игры; упражнения на релаксацию; упражнения с предметами и без предметов.

5. проводится работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания, становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Виды развития ручной и тонкой ручной моторики:

- пальчиковая гимнастика, работа с мелкими предметами

-самомассаж ладоней, пальцев рук -

- СУ-ДЖОК-терапия - каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах, воздействуя на которые, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам. Стимулирование активных точек на пальцах рук происходит при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).

6. массаж подошв, спины, шеи, ушей, лица, носа - способствует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности ребенка, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.

7. корригирующая гимнастика - ходьба по корригирующей дорожке, палкам. Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

8. подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе или сочетающиеся с другими видами деятельности детей, самостоятельная двигательная деятельность детей. Подвижные игры и упражнения, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают двигательную активность, формируют игровые навыки, помогают успешному формированию речи, способствуют развитию гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей, происходитвоспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры, проводимые на свежем воздухе, усиливают обмен веществ, содействуют закаливанию организма.

Также должна проводиться работа с родителями: - оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями, - выступление на родительских собраниях, консультации, памятки,- соревнования, - тренинги, семинары – практикумы.

Таким образом, педагогическая работа с детьми с ОВЗ средствами физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой совокупность образовательных, оздоровительных, профилактических, коррекционных и других мероприятий, направленных на педагогическую поддержку в реализации потенциальных возможностей ребенка.

В процессе совместной физкультурно - развивающей деятельности с детьми с ОВЗ можно добиться создания целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей детей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции двигательных нарушений, которые делали бы его стойким и выносливым, в

рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Вывод:

1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

2. У детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность.

3. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс.

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

5 Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области